Надежда Макарова
Сценарий НОД «Удивительные свойства магнита» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие.
Cовременные педагогические технологии:
- технология личностно-ориентированного взаимодействия; - игровая технология;
- технология исследовательской деятельности;
- мнемотехника;
- здоровьесберегающая технология;
- ИКТ (презентация);
- технология интегрированного обучения.
Цель занятия: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита.
Публикация «Сценарий НОД „Удивительные свойства магнита“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Образовательные задачи:
• Познакомить детей с понятием «магнитизм».
• Формировать представления о некоторых свойствах магнита.
• Актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком.
• Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов.
• Расширять и активизировать словарь по теме «Свойства материалов»
Развивающие задачи:
• Развивать навыки словообразования и словоизменения (относительные прилагательные, глаголы).
• Развивать понимание логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания по моделям.
• Развивать доказательную речь.
• Развивать мелкую моторику путем использования элементов песочной терапии.
• Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
Воспитательные задачи:
• Заинтересовать детей практической исследовательской деятельностью.
• Воспитывать самостоятельность, развивать коммуникативные навыки.
• Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи
Оборудование: магниты разной формы; Маркеры на столы; ёмкости с водой, с крупой; наборы предметов из дерева, пластмассы, бумаги, ткани, металла; набор моделей свойств материалов; таблица с правилами лаборатории; презентация; дневник наблюдений, карандаши.
Предварительная работа: чтение сказок П. П. Бажова «Серебряное копытце», «Огнивушка - поскакушка», «Малахитовая шкатулка»; беседы по прочитанному из детской энциклопедии “Почемучка”: «Подземные богатства», «Из чего делают железо?»; дидактические игры: «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Магнитная касса цифр и букв», «Свойства предметов», «Что из чего»; оформление коллажей с предметами материалов: «Бумага», Дерево», «Стекло», «Пластмасса», «Металл».
Примерный ход совместной непрерывной деятельности.
I. Организационный момент. Стук в дверь. Приносят посылку.
Воспитатель с детьми читает: Детский сад. «Сундучок чудесных материалов».
От Лунтика.
II. Мотивация. Что же там? Прочитаем письмо.
Вы, ребята, не спешите,
Что лежит здесь, назовите.
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
Может притянуть предметы,
Ценим мы его за это (магнит).
Достаньте из сундучка и рассмотрите магнит.
Рассмотрите, какой он? (ответы детей: твёрдый, тяжёлый, металл тёмно-серого цвета, он бывает разной формы, без запаха)
Подберите модели.
III. Проблематизация. Почему Лунтик положил магнит в сундучок чудесных предметов? Каким свойством обладает магнит? (ответы детей)
Магнит обладает свойством притягивать другие предметы, это свойство называется - магнитизм, а предметы, которые притягиваются – магнетическими. IV. Целеполагание. Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе некоторые предметы или прилипать к поверхностям всегда вызывала у людей удивление. А вы хотите узнать удивительные свойства магнита?
Как мы можем это узнать? (Предположения детей)
Чтобы больше узнать о свойствах магнита отправимся в лабораторию. Вспомните правила работы в лаборатории: нельзя ничего трогать без разрешения, брать в рот и пробовать на вкус, соблюдать тишину, бережно обращаться с оборудованием, соблюдать порядок, убрать рабочее место.
V. Планирование будущей деятельности. Какой опыт будем выполнять первым? Будем проводить опыты, передвигаясь по стрелкам.
VI. Реализация плана.
Опыт 1. Игра «Проверка подъёмной силы магнита». Как вы думаете, магнит притягивает все предметы? (Предположения детей)
Перед вами разные предметы. Из каких материалов они сделаны? (из дерева - деревянный, из металла - металлический, из пластмассы - пластмассовый, ткани, бумаги - бумажный) Как проверить подъёмную силу магнита? (Предположения детей)
Приложите магнит к предметам. Попробуйте поднять предметы при помощи магнита. Какие материалы притянул магнит? Какие материалы не реагируют на магнит? Вывод: Сила магнита притягивает металлы.
Но магнит притягивает только некоторые металлы, например железо, сталь. Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.
Опыт 2. Игра «Бабочки». Посмотрите, что в коробке №2.
Из какого материала наши бабочки? (из ткани)
Подумайте, как поможет сила магнита долететь бабочкам до цветочка? (Предположения детей)
Положите бабочку на металлическую скрепку так, чтобы скрепка оказалась между крылышками, поднесите магнит и поднимите бабочку в воздух. Посадите бабочку на цветочек.
Через какой материал действует сила магнита? (Ответы детей)
Вывод: Сила магнита действует через ткань.
Опыт 3. Игра «Самолёты». На аэродроме стоят самолёты. Из какого материала самолёты? (из бумаги)
Подумайте, как самолёты могут подняться в воздух с помощью магнита и совершить посадку на аэродром? (Предположения детей)
Положите скрепку под корпус самолёта, поднесите к нему магнит, поднимите самолёт в воздух. Через какой материал действует сила магнита? (Ответы детей).
Посадите самолёт на аэродром – серый прямоугольник.
Вывод: Сила магнита действует через бумагу.
Опыт 4. Игра «Чистый пруд». В пруду живёт краб. На дне лежат предметы, которые загрязняют водоём. Из какого материала водоём? (Ответы детей)
Как очистить водоём от предметов? (Предположения детей)
Достаньте их из воды, используя магнит, не замочив руки. Через какое вещество и какой материал действует сила магнита? (ответы детей)
Вывод: сила магнита действует через воду, стекло, пластмассу.
Зарисуйте свойства магнита в дневниках наблюдений.
(Воспитатель зарисовывает на доске)
А вы знаете, как человек узнал о магните?
Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил их свойством своих соседей. По имени пастуха и появилось название "магнит". Существует и другое объяснение слова "магнит" — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Там до сих пор встречаются природные магнитные камни. Со временем человек научился намагничивать куски металла – это рукотворные магниты.
С такими магнитами мы сегодня проводили опыты.
Физкультминутка:
(Хлопок) Представьте, что мы попали в далёкую страну Грецию, и гуляем по прекрасным древним местам. Представьте, что наша обувь подбита железом.
Мы идём по узкой дорожке,
Поднимаемся в горы по крутой тропе,
По деревянному мостику через ручей,
Идём по высокой траве,
Перепрыгиваем с камня на камень,
Вот мы поднялись на гору, где лежат камни-магниты.
Тяжело оторвать ногу от камня. Напрягаются мышцы.
Трудно идти. Снимите обувь. Встряхните ногами.
(Хлопок) Мы снова в детском саду.
4. Опыт Игра «Искатели».
В давние времена пираты прятали свои сокровища, зарывая их в землю. Найдите спрятанные сокровища, используя силу магнита. Назовите, из какого материала найденные сокровища. Какая сила помогла вам их достать? (сила магнита)
Вывод: сила магнита действует через песок.
5. Назовите игры с магнитами в нашей группе. (Ответы детей: игры «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика»; «Магнитная касса цифр и букв», «Магнитный конструктор», «Магнитная коллекция автотранспорта» и т. д.)
6. Как магнит служит людям?
Рассмотрите фотографии, («Использование магнита» презентация)
VII. Рефлексия.
Что нового узнали? Какой опыт вам был наиболее интересен? Лунтик приготовил для вас сюрприз: найдите пару ключу, который вы нашли в песке, и мы откроем копилку мультфильмов. Посмотрите мультфильм «Лунтик и его друзья», где узнаете о свойствах магнита.