Лариса Мальцева
Сценарий НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Цель: Расширять знания об осени. Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять представления о растениях ближайшего окружения-деревьях участка.
Расширять представления детей о диких животных, знакомить как некоторые животные готовятся к зиме.
Формировать представление о чередовании времен года и их характеристиках. активизировать словарь детей по теме занятия;
Публикация «Сценарий НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы „Золотая осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства осени.
Развивающие :
Создавать условия для реализации детьми исследовательского проекта.
С помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.
Учить наблюдать, развивать любознательность. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать у детей бережное отношение к природе;
Воспитывать чувство эмпатии к родной природе (отношение как к живому) и умение замечать и любоваться её красотой.
Поддержка детской инициативы.
Здоровьесберегающие задачи:
создание эмоционального комфорта и психологической безопасности
создавать условия для удовлетворения естественной потребности в движении и деятельности.
Интеграция образовательных областей:
• Познание – основная
• Речевое развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Физическое развитие
• Социально-коммуникативное
Оборудование: мультимедийное и интерактивное оборудование (ноутбук, проектор, экран на штативе, диск с играми по теме «Осень», диск с видео-материалами «Русские художники об осени», портативная колонка, мяч для словесной игры, схема участка, мольберт, план проекта; цветная бумага, двухсторонний скотч, нестандартное оборудование для продуктивной деятельности (конструирование).
Предшествующая работа: разработка и оформление Проекта «Золотая осень» совместно с детьми и родителями, чтение литературы, заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций, презентаций, видео-роликов по теме «Золотая осень».
Выполнение домашнего задания детей с родителями: получение информации об осени из рассказов, сети интернет и др., изготовление нестандартного оборудования для конструирования осенних деревьев и моделей уличного оборудования с участка старшей группы.
Подготовка видео- и медиа- материалов для НОД по теме «Золотая осень» (видео-ролик по мотивам картин русских художников «Золотая осень», презентация, интерактивная игра «Узнай по тени», музыкальное оформление).
ХОД:
I этап (организационный, мотивационный)
После приветствия гостей и детей.
Читает ребенок:
- Вот художник, так художник,
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл!
Отгадать загадку просим,
Кто художник этот?
( ответ детей: Осень)
Воспитатель:
- Правильно дети, и вас наша золотая осень, решила раскрасить своими красками. Посмотрите друг на друга. На каждом есть разноцветный листик. У кого-то желтый, а у кого-то красный или оранжевый. Давайте посмотрим друг на друга, на эти прекрасные листочки и друг другу улыбнемся. А теперь улыбнемся нашим гостям. Вот мы и подарили друг другу хорошее настроение.
*Красивый достаточно громкий звук привлекает внимание детей к экрану.
Воспитатель:
- Дети, кто узнал этот звук? (ответы детей). Правильно, нас зовет волшебный экран, сегодня он большой. Давайте обратим на него внимание. Как вы думаете, что нам покажет наш волшебный экран сегодня?
(Предположения детей)
-Какие у вас интересные варианты.
Вот сейчас и узнаем кто прав. (Просмотр видео-ролика, картин русских художников «Золотая осень»).
- Вы можете сесть на ковер, как вам удобно. (Дети самостоятельно рассаживаются на ковре, лицом к экрану. Просмотр.).
-Подумайте и ответьте, почему экран показал это видео? (Ответы детей)
-Кто сможет вспомнить стихотворение И. Бунина «Листопад»
( Дети поточным методом читают стихотворение:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.)
-Вот какие красивые строки вы знаете про осень. Но мы с вами об осени-красавице знаем не только стихи. Обратите внимание на мольберт, что здесь мы оформили? ( Ответы детей: это проект «Золотая осень», где мы отметили, что мы знаем, а что хотели бы узнать и как планировали это сделать)
-Да, осень это такое время года, когда в природе всё меняется.
Давайте проверим, всё ли мы знаем об осени, что указали в первой колонке нашего проекта, под названием «Что мы знаем».
II этап (основной)
-Назовите месяцы осени. Какой сейчас месяц?
-Какие признаки осени вам известны (дети называют признаки осени)
-Почему птицы улетают в теплые края? (Улетают птицы, которые питаются насекомыми, осенью насекомые исчезают и для этих птиц нет корма).
-Подумайте почему пропали насекомые? (Осенью становится слишком холодно, температура тела у насекомых понижается и они впадают в зимнюю спячку. Они прячутся под корой деревьев, кустов, под опавшей листвой, зимуют в сухих пнях и корягах до весны)
-Вспомните как готовятся к зиме лесные звери? (Что-бы зимой не замерзнуть все звери линяют-меняют летнюю шерсть на теплую, густую. К тому же, зимняя шубка помогает стать менее заметными. Но самое страшное для животных не холод, а голод. И здесь каждый приспосабливается по-своему:
белка запасает грибы, орехи, шишки и питается своими запасами всю зиму;
медведь запасов не делает, а впадает в спячку и спит в своей берлоге до весны; заяц тоже запасов не делает, он питается корой и ветками деревьев.)
-Подумайте, как люди готовятся к приходу холодов? (Люди одеваются теплее, собрали урожай овощей и фруктов и делают из них заготовки на зиму).
*Звук волшебного экрана. (На экране появляется игра «Какая осень»)
Воспитатель:
- Снова нас зовет Волшебный экран. Давайте обратимся к нему. Что же он нам покажет на этот раз? Смотрите, дети, он нам предлагает поиграть в игру «Какая осень».
(словесная игра с мячом «Какая осень». / Дети становятся в круг, передавая мяч друг другу называют прилагательные какая осень-дождливая, хмурая, пурпурная и т. д. /)
Воспитатель:
- А, народные приметы вы знаете?
( Ответы детей: Осенью паутина-к ясной погоде. Гром в октябре - к бесснежной зиме. Много рябины - осень будет дождливой).
*Звук волшебного экрана. (На экране появляется игра «Узнай по тени»)
-Дети смотрите, волшебный экран предлагает нам поиграть (Интерактивная игра «Узнай по тени») / Дети рассаживаются на ковре, угадывают тень предмета по изображению /.
Динамическая пауза
*Звук волшебного экрана.
-Ребята, про осень мы с вами поговорили, и народные приметы вспомнили и в игры поиграли, теперь немного отдохнем. Представьте себе, что вы осенние листочки. Эту игру проведет Алина.
Ветер в садике летал
Ветер листики считал.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
А вот липовый резной,
Вот с березки золотой.
И последний тополиный
Ветер кружит над тропиной
К ночи ветер-ветерок
Рядом с листьями прилег.
Воспитатель:
Дети машут руками над головой.
Пальцами изображают размер и форму листиков.
Кружатся
Приседают на корточки, ладони под щеку (имитируя сон).
-Ребята, художница осень заглянула и к нам на участок в детском саду.
-Вспомните какое оборудование есть на участке? ( Ответы детей: 2 домика, машина, автобус, стол)
-А, какие деревья растут? ( Ответы детей: клен, береза, тополь, липа).
-Какие изменения произошли с ними? (Ответы детей)
-Мы узнали, как изменились деревья осенью. Чем мы хотели завершить наш проект? (Мы хотели сделать макет осеннего участка)
-Посмотрите, на столах все для этого готово.
1. Подгруппа с желтыми листиками – делает деревья,
2. Подгруппа с красными листиками – делает оборудование (автобус, машина, домики, стол,
3. Подгруппа с оранжевыми листиками – украшает участок листиками (метод обрывания).
-Приступайте к работе. (Под сопровождение музыки, дети занимаются продуктивной деятельностью. Воспитатель делает негромкие указания детям, по необходимости).
-Дети, выполнив задание, ставьте свои работы на макет в соответствии со схемой нашего участка.
- (По завершению) А, теперь давайте сверим наш макет со схемой.
- Вот мы и завершили наш проект «Золотая осень».
*Звук волшебного экрана
Воспитатель:
- Волшебный экран предлагает нам небольшую викторину по проекту «Золотая осень».
1. Как изменились деревья на участке? (Ответы детей)
2. Что вы сделали сегодня на макете участка, чтобы он стал осеним? (Ответы детей)
3. Что вам показалось сложным?
4. А что вам запомнилось больше всего?
5. О чем бы вы хотели узнать в следующий раз? (Ответы детей)
*Звук волшебного экрана (На экране появляется салют).
(на Волшебном экране салют и праздничный листопад)