Екатерина Костыгова
Сценарий НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительного возраста «Россия — Родина моя!»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Сценарий непрерывной образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие»
для детей подготовительного возраста.
Тема: «Россия- Родина моя!»
Воспитатель
Костыгова Екатерина Александровна
Используемые технологии:
- Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
- Технология деятельностного подхода;
Публикация «Сценарий НОД по образовательной области „Познавательное развитие“ для детей подготовительного возраста „Россия — Родина моя!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Игровые технологии;
- Информационно-коммуникационные технологии.
Санкт-Петербург
2019 год
Название «Россия - Родина моя!»
Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о России.
Задачи:
1. Образовательные :
Закрепить знания о нашей стране, о столице нашей Родины. Закрепить знания детей о государственных символах России (флаг, герб, гимн, о символическом значении цветов государственного флага России; познакомить детей с государственным гимном России. Закрепить названия крупных российских городов, народов населяющих РФ.
2. Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине; уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны.
3. Развивающие
Продолжать развивать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развернутым предложением. Обогащать словарный запас детей с помощью однокоренных слов, прилагательных, существительных, глаголов. Развивать детскую самостоятельность и инициативу, дружеские взаимоотношения и сотрудничество со сверстниками. Развивать конструктивно – творческие способности. Развивать познавательные процессы : восприятие, память, внимание, воображение, мышление.
Предварительная работа:
Беседы о российской символике, чтение стихотворений, пословиц, поговорок о Родине, выборочное заучивание. Дидактические игры: «Найди герб (флаг) России», «Подбери словечко», «Отгадай загадку», «Собери в одно целое». Создание уголка по гражданскому воспитанию, проведение познавательных занятий по знакомству с флагом, гербом России, значением цветов флага;
беседы о дружбе разных народов; чтение художественной и исторической литературы о России. Рассматривание иллюстраций: костюмов народов, крупных городов России, достопримечательностей Москвы.
Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности : Глобус, карта, буквы для выкладывания слова «Россия», портрет В. В. Путина, картинки с изображением Москвы, предметные картинки с изображением российской символики, аудиозапись гимна России, песня о родине, цветные полоски бумаги красного, синего и белого цвета, изображение флага и герба России и других стран (2-4 страны, игра «Собери герб России».
Организация детей : Общегрупповая.
Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности :
Приветствие, эмоциональный настрой.
Все встаем в круг и вместе повторяем:
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
-Здравствуйте, ребята! У вас сегодня хорошее настроение? Давайте поздороваемся со всеми!
- Доброе утро, солнце!
- Доброе утро, небо!
- Доброе утро, всем нам!
Мотивация.
-Дети, а вы любите путешествовать? Я предлагаю сегодня отправиться в путешествие. Но куда? Мы сейчас с вами узнаем. -Посмотрите, у меня растерялись слоги НА, ДИ, РО, СИ, Я, РОС.
-Давайте попробуем из них составить слова.
-Так куда же мы с вами отправимся?
-Правильно, мы будем путешествовать по нашей Родине.
-Как вы думаете, что такое Родина?
-Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.
Послушайте стихотворение «С чего начинается Родина» М. Матусовский.
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
Приветствие сопровождается движениями детей.
Дети встают в круг, берутся за руки и выполняют действия под приветствие.
Дети поднимают руки, затем опускают.
Аналогичные движения.
Разводят руки в стороны, затем опускают.
Дети садятся на стульчики.
Ответы детей.
Дети составляют.
Отвечают - Родина, Россия.
Ответы детей.
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас ничего не отнять
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
-Ребята, давайте посмотрим на карту. Россия большая, красивая и богатая страна. Через всю страну протекает много рек, много лесов, в которых много разных зверей, растет много грибов и ягод.
Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей!
-Прослушайте песню которая называется «Моя Россия» (муз. Г. Струве).
-Вам понравилась эта песня?
-О чем поется в песне? Какая Россия.
- Ребята, кто из вас знает, как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
-Правильно.
-У нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия.
-А вы, знаете, почему у нашей страны такое название?
-А вот поэт Левушкин Анатолий Ильичв своем стихотворении об этом сказал так:
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем Тебя по-славянски назвали Россия!
-Назовите город, в котором мы с вами живем?
Чтение стихотворения Е. Аксельрод «Наш дом»
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той.
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну, наш общий дом.
Показываю территорию России на карте.
Беседа о России.
-Какая Россия по величине?
-Наша Россия такая большая, что на поезде нашу страну можно пересечь за несколько дней, долететь на самолёте - за один день; если в одном конце утро, то на другом конце может быть уже ночь.
Дети слушают стихотворение.
Дети смотрят, слушают воспитателя.
Слушают аудиозапись.
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Дети проговаривают вместе с воспитателем.
Отвечают.
Проговаривают стихотворение.
От южных морей, до полярного края
Раскинулись наши поля и леса.
-На карте видно: как много лесов, полей, рек, озер, гор. Что есть моря, острова, океаны.
Путешествие по России.
-Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша большая Родина.
-И я предлагаю вам ребята отправиться в путешествие по России на поезде.
-Вы согласны?
Тогда, берите с собой свои знания и вперед! Отправляемся! (на карте висят конверты, а в них вопросы для детей, воспитатель каждый раз берет конверт).
Станция «Знайкина».
-Как называемся мы, люди, живущие в России?
-Как зовут президента России?
-Назовите столицу России.
-Назовите место работы президента России. (Москва, Кремль).
-Назовите, какие вы знаете города России. (Москва, Санкт-Петербург, Новороссийск, Воронеж.).
-Назовите основные символы нашей страны. (Герб, флаг, гимн).
-Расскажите, что вы знаете о гербе.
(Герб - это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаках). Орел - символ солнца,небесной силы, огня и бессмертия.
-А что такое флаг?
-Ребята, как вы думаете, почему полосы расположены так, а не иначе?
-Послушайте, я расскажу вам сказку о Егории, царевне и змее. «В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в тёмной пещере на берегу моря. Огнём жёг он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого, ни овец, ни коров, ни коз – всё съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег морской и оставили там. В это время проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его».
-Ребята, о каком символе былина, как вы думаете? (О гербе).
Дети смотрят.
Отвечают на вопросы воспитателя и слушают.
Дети отвечают.
Дети отвечают, с помощью воспитателя.
Дети проговаривают ранее заученные стихотворения:
У России величавой,
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
Белый цвет березки,
Синий неба цвет
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
-Правильно. А кто расскажет, что изображено на гербе.
-Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. Справа, у него скипетр, а слева держава.
-А что такое скипетр? (Скипетр - это жезл, украшенный золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху.)
-На груди орла на фоне красного щита помещено изображение всадника.
-Это – Святой Георгий Победоносец. В правой руке у него серебряное копьё, которое помогло победить дракона.
-Чёрный дракон – символ зла.
-Верный конь воина топчет дракона копытами.
-Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
-А где мы часто встречаем герб? (Он изображён на всех важных документах, а отдельные его элементы – на монетах.)
Станция «Поиграйкина 1».
-Давайте поиграем с вами в игру
Д. и. «Собери герб России».
Повторяйте за мной:
На груди орла – щит красный, Дорог всем: тебе и мне.
Скачет юноша прекрасный, На серебряном коне.
Развивается плащ синий, И копьё в руке блестит. Побеждает всадник сильный, Злой дракон у ног лежит.
Станция «Повторяйкина».
-Давайте с вами повторим. Какого цвета конь?
-Какого цвета плащ у всадника?
-Какого цвета щит?
-Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный. -Правильно.
-Флаг – это тоже государственный символ.
-Ребята, а подскажите где же можно увидеть наш флаг?
-Сколько цветов имеет флаг?
-А что означает на флаге полоска белого цвета?
-Белый цвет символизирует о том, что наша страна миролюбивая и ни на кого не нападет.
Дети внимательно слушают воспитателя. Отвечают.
Дети отвечают на вопросы с помощью воспитателя.
Дети отвечают.
Дети на магнитной доске прикрепляют элементы герба по порядку.
Дети проговаривают вместе с воспитателем.
Дети: Белого
Дети: Синего.
Дети: Красного
Дети: Цвета государственного флага.
Ответы детей : Флаг можно увидеть на улицах города, государственных зданиях, международных соревнованиях, на кораблях, на параде, на государственных праздниках. Еще он развивается над зданием Кремля.
Флаг имеет 3 цвета (белый, синий, красный)
Дети: Белая полоска напоминает о белоствольных березах, о русской
-А синяя полоса, что означает?
-Обозначает синяя полоса на флаге верность, народ любит свою страну, защищает её и предан ей.
-А красный цвет на флаге, что обозначает?
-Красный цвет на Руси всегда считался самым красивым. Это цвет цветущих цветов, тепла и радости. Это цвет силы, цвет крови людей пролитой за Родину.
-Проговорим стихотворение о флаге:
Трех цветов Российский флаг. Каждый цвет – для всех нас знак. Есть на флаге красный цвет, Героизмом он согрет. Стойкость, жертвенность, отвага – Смысл такого цвета флага. Синий цвет на флаге – верность, Твердость духа, неизменность, Доброта, простосердечье, Что людьми ценились вечно. Белый – это чистота, Благородство, высота. Светлых Ангелов привет, Означает белый цвет.
-Очень важно не перепутать порядок полос флага. Вверху полоса какого цвета?
-В середине? -Внизу?
Станция «Поиграйкина 2».
Физминутка.
-Сейчас мы поиграем в подвижную игру «Российский флаг».
-Внимательно слушайте: двигайтесь так, как подскажет вам музыка. И с окончанием музыки постройтесь в три шеренги по порядку цветов Российского флага. Возьмите по одной цветной полосочке.
-Молодцы, не перепутали порядок цветов. Положите ленточки на столик и подойдите ко мне.
А теперь дид. игра «Найди лишнее».
Следующая станция «Музыкальная».
-Ребята, а какой музыкальный символ страны вы знаете?
-А что такое гимн?
-Гимн – это торжественная песня, символ государства.
- Кто написал гимн нашей страны?
-Наш гимн написали: композитор Александров и поэт Сергей Михалков.
зиме с бескрайними снежными просторами. О легких летних облачках, о белых ромашках на лугу…
Дети: Синяя полоска похожа на синее небо. Синие реки и моря…
Дети проговаривают стихотворение вместе с воспитателем.
Дети:
Полоса белого цвета.
Полоса синего цвета.
Полоса красного цвета.
Дети по команде воспитателя двигаются (в группе на ковре) в соответствии с музыкой. По окончании музыки выстраиваются в три шеренги по порядку цветов Российского флага – белый, синий, красный и машут ленточками над головой.
Подходят к воспитателю.
Дети выбирают герб и флаг России…
Дети отвечают…
-А как слушают гимн?
-Гимн слушают стоя.
-Во время исполнения гимна все встают, этим люди выражают свое уважение к стране. А когда звучит гимн?
-Государственный гимн звучит в особо торжественных случаях, во время спортивных состязаний, в честь победителей.
-Давайте и мы с вами послушаем гимн России. (Звучит гимн).
-Не правда ли красивая музыка, красивые слова?
-Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость.
Станция «Вспоминайкина».
-Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине.
-Вспомните их. Пословицы и поговорки о Родине : - Родина любимая, что мать родная. - Человек без Родины, что соловей без песни. - Жить - Родине служить. - Родина - мать, умей за нее постоять.
-Родина поучает – Родина выручает.
-Кто за Родину горой, тот истинный герой.
-На чужой сторонушке рад родной воронушке.
-Нет краше земли, чем Родина наша.
-Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
-Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.
-Чему же учат эти пословицы?
-А теперь вспомним, народы нашей страны. Внимательно послушайте:
- Каких народов только нет.
В стране великой нашей.
Как пестрый, солнечный букет:
Калмыки и чуваши,
Татары, коми и мордва,
Башкиры и буряты –
Всем скажем добрые слова,
Любому будем рады.
-Ребята, а чем народы нашей страны отличаются друг от друга?
- Языком, внешностью,
национальными блюдами, национальными костюмами и нац. праздниками.
- Посмотрите на доску и определите по фрагменту костюма, к какой
национальности он принадлежит-
Игра «Часть-целое».
Молодцы, хорошо справились.
-А что общего у наших народов?
Слушают аудио запись Гимн России.
Дети вспоминают пословицы и поговорки о Родине, которые слышали ранее.
Дети: Пословицы учат нас доброте, любви к Родине, умению ее защищать от врагов…
Дети слушают.
Отвечают на вопросы воспитателя.
Дети играют- определяют…
Дети отвечают на вопросы.
-У всех одна общая Родина – Россия, гос. праздники, которые отмечают все жители страны.
- Я сейчас проверю, знаете ли вы главные праздники нашей страны.
Станция «Загадкина».
Загадки:
1. Дед Мороз принес подарки, их под елочку кладет, Наступил веселый, яркий, лучший праздник… (Новый год)
2. Чтоб на всей большой Земле мир настал для человечества, Отмечаем в феврале день… (Защитников Отечества)
3. Все весной мы встретить рады Женский день… (Восьмое марта) 4. Музыка всюду, шары и цветы, столько весенней вокруг красоты! Первого мая отметим всегда радостный праздник… (Весны и Труда)
5. Идет народ, гремит салют, Звучит оркестр там и тут. Не только прадеды и деды встречают славный день… (Победы)
- Отлично! Хором дружно отвечали, и все праздники назвали! Сегодня постарались все на славу, Узнали много про родимую Державу.
-Подходит наше путешествие к завершению. Осталось прочесть лишь одно стихотворение:
-Родина моя – бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал…
Все места для русского святые.
Где бы ты в России ни бывал,
Каждая березка, кустик каждый, Задремавшие в снегу поля
Все напомнит нам о самом важном, Только здесь родимая земля!
И куда б судьба ни заносила,
Не дано забыть нам об одном – Это Ненаглядная Россия.
Есть единственный наш отчий дом.
Т. Коти.
Подведение итогов.
-Ребята, чем мы сегодня занимались?
-Что нового вы узнали?
-Что вы запомнили?
-Что вам понравилось в нашем путешествии больше всего?
-Что для вас было сложно?
-Ребята вы молодцы, все очень старались. Показали свои знания, были дружными и помогали друг другу.
«Если дружба велика – будет Родина крепка»!
Предлагаю рассмотреть выставочный материал и поиграть в настольные игры.
Дети отгадывают загадки.
Дети слушают стихотворение.
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Дети расходятся по группе, рассматривают выставочный материал (карты России, книги, иллюстрации, играют в настольные игры по теме занятия.