Гульнара Колосова
Сценарий музыкально-литературной композиции «А ты живи, Смоленск», посвящённой Дню Освобождения города Смоленска (Дню Города)
▼ Скачать + Заказать документы
«А ТЫ ЖИВИ, СМОЛЕНСК!»
Музыкально-литературная композиция, с элементами игровой практики для детей старших и подготовительных к школе групп. 2016 год
Цель: формировать патриотические чувства у старших дошкольников посредством приобщения к значимым историческим событиям страны и региона.
Фонограмма Гимна города Смоленска - песня «Первый солдат» музыка- И. М. Трушкина, слова- А. М. Бодренкова, исполняет Евгений Нестеренко.
1-ый Слайд Презентации.
Дети входят в зал и садятся на места.
Публикация «Сценарий музыкально-литературной композиции „А ты живи, Смоленск“, посвящённой Дню Освобождения города Смоленска (Дню Города)» размещена в разделах
- Дни воинской славы, Дни освобождения городов
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Смоленская область, Смоленск
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2017
Ведущий: (на фоне слов 2,3,4,5 Слайды)
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые.
Что такое Родина? Это запах хлеба! (можно дать ребёнку подгот. гр)
Солнышко лучистое, голубое небо.
Это — травы сочные, это — реки быстрые,
Это — степи пыльные и луга душистые.
Пусть восходит солнце над Россией нашей.
Нет ее любимей, и милей, и краше. Автор: В. Духанин
Танец «Гляжу в озёра синие». (6-14 Слайды-виды российской природы)
Музыка Л. Афанасьев, стихи И. Шаферан. (танцуют девочки гр. № 4, 5).
Ведущий:
У каждого человека есть своя малая родина. Это то место, где он родился и вырос. Для нас с вами - это наш Смоленский край. Сейчас у нас мирное время, но было время страшных испытаний, выпавших на долю нашей Родины. Нашему городу Смоленску в годы ВОВ 1941-1945 годов довелось пережить разруху и фашистскую оккупацию – это время, унёсшее тысячи жизней - защитников города и простых мирных граждан.
Фонограмма «Концерт № 2 c-moll» С. Рахманинов.
15-19 Слайды – нашествие фашистов.
Дети подг. гр: (показ слайдов продолжается на фоне стихов)
Давным-давно, когда нас не было на свете,
Пришли фашисты на рассвете.
Хотели нас завоевать,
Людей в немецкий плен забрать. (изменила «людей советских в плен …»)
Взрывались танки, били пушки.
Они сожгли дома, игрушки.
В плен забирали матерей
И даже маленьких детей. (с изменением)
Ведущий:
Часть Смоленска была взята немцами уже16 июля 1941года. После кровопролитных боёв город был осаждён немцами. Жители города, кто уцелел, в тяжелых условиях немецкой оккупации не прекращали борьбу с захватчиками, тем самым приближая час своего избавления.
Весь наш народ и стар, и млад
Стеною стали в ряд:
Шёл за отцом и сын, и брат-
В одном строю солдат. (с изменением Г. Р.)
Тяжёлые испытания в годы войны легли на детские плечи. Слишком рано им довелось стать почти взрослыми – самостоятельными, осиротевшими. (на фоне слов показ Слайдов 20-32)
Фонограмма песни «Дети войны» 1 куплет и припев.
Музыка О. Юдахиной, стихи И. Резника (на фоне слайдов 20-34)
Фонограмма затихает.
Ведущий: (на фоне слов Слайды 33-37)
Наравне со взрослыми, дети – чуть старше вас, вели борьбу с немецкими захватчиками, оставшиеся вместе со своими матерями и стариками в оккупированных городах. Они помогали взрывать немецкие составы с боеприпасами, оружием и продовольствием, немецкие штабы с их командирами. Находясь в нашем тылу дети стояли у станков, рыли окопы вместе с женщинами и стариками. Были среди детей и настоящие герои.
Ведущий: (на фоне слов Слайд 38-памятник Володе Куриленкову)
Есть и у нас на Смоленщине свои герои-подростки. Один из них – Володя Куриленков, в его честь в центре нашего города установлен памятник.
(описать памятник, кратко рассказать –подрывник, в одной из операций был ранен смертельно)
Сегодня установлены десятки памятников детям войны в разных городах.
Слайд 39 – «Опалённый цветок» г. Смоленск.
Слайд 40- г. Ульяновск, Слайд 41 – Белгородская область, Слайд 42-г. Оренбург, Слайд 43-село Лидице Чехия (сожгли село и детей)
Ребёнок: (подгот. гр)
«Старый снимок» (автор С. Пивоваров)
Фотоснимок на стене – в доме память о войне.
Димкин дед на этом фото:
С автоматом возле дота,
Перевязана рука,
Улыбается слегка…
Здесь всего на десять лет
Старше Димки димкин дед.
Ведущий:
Вот какие совсем молодые герои сражались за свой родной край!
А на самой передовой – лицом к лицу бились за каждую пядь земли наши бойцы. Были среди них такие, которые в самые трудные часы поднимали дух наших воинов. Единый образ такого солдата передал наш смоленский поэт Александр Твардовский в своей поэме, назвав её «Василий Тёркин».
Слайд 44 – памятник Александру Трифоновичу Твардовскому и
Василию Тёркину.
Фонограмма «Баллада о солдате». Входит Василий Тёркин (взрослый одетый в военную форму).
Слова М. Матусовского, музыка В. Соловьёва-Седого
Василий Тёркин:
Я покинул дом когда-то,
Позвала дорога вдаль.
Не мала была утрата,
Но светла была печаль.
Мать-земля моя родная,
Сторона моя лесная,
Край, страдающий в плену!
Я приду - лишь дня не знаю,
Но приду, тебя верну. (отрывок из поэмы «Василий Тёркин»)
Да, ребята, я простой боец – Василий Тёркин. За годы войны погибли миллионы солдат, офицеров и мирных жителей, были разрушены города, деревни, села. На Смоленщине фашисты расстреляли и замучили сотни тысяч людей. Но мы героически сражались с врагом, а помогало нам в этом наше грозное оружие. Сегодня я хочу вам рассказать об одном из них, которое ласково называли Катюша.
Слайд 45 – миномёт Катюша.
Тёркин:
Одним из изобретателей этого грозного оружия - миномёта «Катюша» был наш земляк, уроженец г. Велижа Иван Гвай. А другой наш земляк-поэт Михаил Васильевич Иссаковский написал любимую всеми бойцами песню «Катюша». А вы, ребята, слышали такую песню?
Ведущий:
Не только слышали, но и полюбили песню «Катюша». Давайте, все вместе споём полюбившуюся всеми песню.
Песня «Катюша». Слова М. Исаковского, музыка М. Блантера.
Поют взрослые и дети.
Тёркин:
Но час расплаты наступил! Наша Армия, собрав все силы, пошла в наступление! Город за городом мы очищали свою землю от врага.
И на Смоленщину пришёл час избавления от фашистской нечисти! Произошло это 25 сентября 1943 года.
Ведущий: (на фоне слов Слайды 46, 47, 48)
Когда наши войска вошли в Смоленск, то увидели сплошные руины и разруху, лишь изредка виднелись обломки уцелевших зданий и сооружений. Очень сильно пострадал от бомбардировок города и монументальный архитектурный ансамбль – Смоленская крепостная стена. (48)
Наша стена претерпела много воин..
С наступлением Дня Победы город начал отстраиваться вновь, остатки нашей Крепостной стены бережно воссоздавались заново. И сегодня одно из красивейших произведений зодчества, радует нас своим великолепием.
Слайды 49, 50-стена сегодня
Мы знаем с вами, ребята, что до наших дней сохранилось лишь…сколько башен? (17) Слайд 51-схема сохранившихся башен
А сколько башен включало в себя изначально наше грозное сооружение(38, Слайд 52 -схема изначально отстроенной крепости.
автором которого является… кто? (зодчий Фёдор Савельевич Конь)
Слайд 53 – Громовая башня и памятник Фёдору Конь.
Ведущий:
Ребята, давайте построим Крепость на нашем празднике.
Игра «Построй крепость». Фонограмма «Всё холмы, да холмы» Музыка Н. Писаренко, стихи Клочков.
Ведущий:
Молодцы, ребята, вы достойные будущие архитекторы.
В честь памяти тех, что защищал наш родной город, наш край и нашу Родину в годы ВОВ, во всех городах нашей страны, а также и в нашем городе, в сквере памяти героев горит ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ. Для смолян это место стало священным. Слайд 54 – Вечный огонь у башни Донец г. Смоленск
Фонограмма «Реквием» Моцарт. Тихим фоном.
Ребёнок подготовительной группы: (мальчик)
Обелиски(А. Терновский)
Стоят в России обелиски, на них фамилии солдат…
Почти ровесники мальчишки под обелисками лежат.
И к ним, притихшие в печали, цветы приносят полевые
Девчонки те, что их так ждали, теперь уже совсем седые.
Ведущий: (на фоне слов Слайд 55 – Вечный огонь Неизвестному солдату г. Москва)
У Кремлёвской стены, где раскинулся парк,
Люди молча, сняв шапки стоят.
Там пылает огонь и в земле рядом спит,
Вечным сном неизвестный солдат.
Ведущий:
Мы свято чтим память о тех страшных событиях. Наш героический народ отстоял Победу-настал долгожданный день 9 мая 1945 года.
Ребёнок подг. гр: (на фоне слов Слайды 56, 57)
Люди на улице подняли головы:
Голуби, голуби, белые голуби.
Шумом их крыльев город наполнен,
Людям о мире голубь напомнил. Линдстрём Т.
Песня «Мы рисуем голубя». Музыка О. Ширяев, слова М. Лисич.
Исполняют дети старшей группы.
Ведущий:
Ребята, с тех пор ДЕНЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ города Смоленска от фашистских оккупантов принято считать праздником - Днём Города, потому что наш город-герой Смоленск возродился из пепла, восстал вновь. (Слайд 58) Сегодня нашему городу исполняется 1153 года.
«Песня о Смоленске» (музыка и слова Г. Колосовой)
Поют дети.
Ведущий:
Мы видим, как наш город красив, особенно в свой День Освобождения, День Рождения, осеннею порой.
Песня «Всё это ты-Смоленск». (Слайды 59-69 на фоне песни)
Куплеты поют взрослые, припев- вместе с детьми.
Ведущий:
Ребята, 25 сентября выходите со своими родителями на улицы нашего города. Будут проходить праздничные мероприятия, будут работать солдатские кухни, вы можете принять участие в играх, послушать концертную программу и конечно полюбоваться праздничным салютом.
А наша встреча подошла к концу. До свидания, ребята.
Фонограмма «Там, где зори встают» муз. С. Жуков, сл. А. Завьялов.
Выход детей из зала.
Источники фотографий:
- https://yandex.ru/images?
- личный архив
Фонограмму к Презентации не встраивала, так как была необходимость свободно регламентировать время показа слайдов и воспроизведения музыки.
P.S. За основу данного Сценария я использовала идею Татьяны Кривас
(Сценарий досуга ко Дню освобождения Смоленщины для детей старшего дошкольного возраста «Мира тебе, мой любимый город!» опубликованного на МААМ). Мне понравилась идея моей коллеги и я решила её значительно расширить и развить дальнейший контекст).