САПЕГИНА Оксана
Сценарий музыкально-литературного мероприятия «Мудрость предков — зеркало для потомков»
Сценарий музыкально-литературного развлечения
«Мудрость предков – зеркало для потомков».
Итоговое мероприятие в цикле, посвященном знакомству дошкольников с русской традиционной культурой.
Цель: Воспитание патриотических чувств у детей 7-ого года жизни посредством синтеза искусств.
Задачи:
1. Приобщать детей к культуре родного края.
Публикация «Сценарий музыкально-литературного мероприятия „Мудрость предков — зеркало для потомков“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Литературные сценарии
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2020
2. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.
3. Вызвать интерес к истории родного края.
4. Воспитывать любовь, бережное отношение к народным традициям, своей малой родине, окружающим, природе.
Дети входят в зал под аудиозапись (саундтрек к м/ф
«Князь Владимир»-«Может знает лес…») ,садятся на стульчики.
Вед: У нас сегодня необычный праздник. Мы предлагаем гостям отправиться в историческое путешествие - представить, как жили люди раньше, чем занимались. Мы вспомним мудрость древней Руси; поговорим о славных защитниках земли нашей.
Итак, мы начинаем…
Выходят дети, читают стихотворение Сергея Бардина «Мой край» :
1-й ребенок: Я люблю рязанские просторы,
Где в реке лазурный небосвод,
Расплескавшись, словно сине море,
Тихо и торжественно плывет.
На заре пойду в широко поле,
Воздуха напьюсь в родном лесу,
Заблужусь в малиновом раздолье,
Засмотрюсь на русскую красу.
2-й ребенок: На берез распущенные косы
И на гроздья вызревших рябин,
Там, где в травах серебрятся росы,
Постою задумчиво один.
Может, земли краше есть, так что же?
Может, воздух слаще? Ну и пусть!
Мне ж всего милее и дороже
Милый край, моя святая Русь!
Вед: Вспомним с вами года далекие…
Вы знаете, ребята, что люди жили на Руси совсем не так, как мы с вами. Давайте попробуем представить, как же это было…
Инсценировка русской народной песни «На улице дождик…»
на фоне декораций «Изба».
Вед: Что это за яркие куколки висят над колыбелькой? (куклы КУВАДКИ)
3-й ребенок: Что за странные игрушки?
Чем-то схожи с погремушкой.
Это куколки –КУВАДКИ
Разместились над кроваткой.
Но КУВАДКИ не гремят,
Молча деткам спать велят.
Перед сном их покачаю:
Спи, младенец, баю-баю…
Вед: Мы с вами знаем, что раньше игрушки делали своими руками.
Из чего же делали кукол? (из дерева, из ниток, из лоскутков)
Каждая кукла была неповторима. Давайте вспомним некоторые из них и познакомим с ними наших гостей.
ВЕД: Самая первая маленькая куколка, с которой встречался новорожденный малыш, называлась ПЕЛЕНАШКА (показывает). Мастерили ее из кусочков старой одежды родителей. Считалось, что так ребенку будет передаваться их тепло и любовь. ПЕЛЕНАШКА должна была охранять сон ребенка. Куколка лежала в колыбели до тех пор, пока ребенок не начинал ходить.
Давайте послушаем стихотворение об этой малышке.
4-й ребенок: Свернута из старенькой рубашки,
Ниткой перетянута льняной,
Маленькая кукла –ПЕЛЕНАШКА
Охраняет малыша покой.
Не боится кукла непогоды,
Ни болезней, ни дурных людей.
Обойдут младенца все невзгоды,
Если спит он в колыбельке с ней.
ПЕЛЕНАШКА день и ночь в работе-
Оберегом ведь недаром прослыла.
В ней частичка лаки и заботы,
И родителей любовь хранит она.
ВЕД: А как называется эта кукла? (показывает куклу КОЛОКОЛЬЧИК)
5-й ребенок: Круглый лоскуточек – раз, два, три.
А внизу комочек – посмотри.
Ниточкой головку затяни
И рубашку сверху натяни.
Рукава с полоской яркою.
Ручки к солнцу тянутся жаркому.
А теперь платочек через грудь,
Сзади узелочек не забудь.
Можно с этой куколкой играть,
А к руке бубенчик привязать.
Кукла КЛОКОЛЬЧИК в дом войдет,
И вестей хороших принесет.
ВЕД: В далекие времена дети рано начинали трудиться. Они во всем помогали своим родителям.
А чем занимались люди? Какие ремесла вы знаете?
В помощь детям на доске иллюстрации (гончар, мельник…кузнец)
ВЕД: Очень хорошо, что вспомнили мы о кузнецах. Это сильные и выносливые и уважаемые люди. До наших дней профессия кузнеца пользуется уважением и прославляется.
Инсценировка русской народной песни «Во кузнице»
ВЕД: Мы сегодня говорим о народных куклах. Но надо сказать, что играли в них не только девочки. Была кукла и для мальчиков. Называли ее КУЛАЧЕК или КУЛАЧНИК. Делали ее на палочке, с тяжелыми кулачками. Вращая палочку, кукла будто размахивала кулачками и пыталась сбить шапку соперника (ведущая демонстрирует куклу). Мальчиков учили постоять за себя, но ни в коем случае не нападать первым.
Нужны были нашей земле защитники. Часто нападали враги: разоряли дома, забирали в плен женщин и детей.
А как же называли защитников земли русской? (богатыри)
Кто они такие? (силачи, воины, борцы)
Какими они были? (смелые, сильные, мужественные, бесстрашные)
Давайте вспомним наших славных богатырей.
Вопрос-ответ:
-Кто из богатырей был самым старшим и самым могучим? (Святогор)
-Как звали богатыря, который победил Соловья–Разбойника? (Илья Муромец)
-Кто сражался с Тугарином Змеем? (Алеша Попович)
-А все ли богатыри были воинами? Кто из них был пахарем? (Микула Селянинович)
-Чем славился богатырь Вольга Всеславович? (умел превращаться в зверей)
-Кто победил Змея Летучего и освободил княжескую дочь? (Никита Кожемяка)
ВЕД: И наша рязанская земля богатырями славилась.
Кто же они? (Добрыня Никитич, Евпатий Коловрат)
ВЕД: А теперь встречайте подрастающих богатырей, наших будущих защитников.
Выходят мальчик – богатыри.
6-й ребенок: Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
7-й ребенок: У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов!
8-й ребенок: Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать Матерью.
ТАНЕЦ «Богатырская сила»
9-й ребенок: Рязанский край, сиреневые дали…
И голубой, безбрежный плёс Оки.
Рязань, Рязань, не раз тебя сжигали!
Мешали с пеплом злобные враги.
Но вновь и вновь из пепла ты вставала,
Повергнув в прах былых своих врагов.
Не раз ты в битвах миру доказала
Величие и мощь своих сынов!
Дети встают в полукруг, исполняют песню
«Дума о Рязани» (муз. Н. Попов, сл. Смирнов-Смелый)
ВЕД: Наша древняя Рязанская земля славилась не только богатырями. Вся Россия знает о подвиге Авдотьи Рязаночки. Давайте вспомним. Чем же прославилась она (дети отвечают)
ВЕД: И сейчас наш город славится красавицами и умницами.
Вокальный ансамбль исполняет песню
«Ой, вставала я ранешенько…»
ВЕД: Мы с вами живем в стране с удивительно красивым именем – Россия. И это наша РОДИНА.
А что означает это слово? (родная земля, мы здесь родились)
Давайте вспомним пословицы о Родине. Я начну, а вы продолжите.
-Жить – (Родине служить);
-Тот герой, (кто за Родину горой);
-Если дружба велика, (будет Родина крепка);
-С родной земли – (умри, не сходи);
-За правое дело (стой смело).
10-й ребенок: В цветах от края и до края
Лежат владения твои.
Послушай, Родина родная,
Как в рощах свищут соловьи.
У нас с тобой одна дорога
На все, Россия, времена.
Различных стран на свете много,
Но только Родина одна.
Танец под песню «Берега России» (муз. А. Клевицкий, сл. Н. Денисов)
ВЕД: В заключении нашего праздника мы желаем вам всего самого доброго. И в подарок от наших ребят – кукла КОЛОКОЛЬЧИК, которую они сделали своими руками.
Дети дарят подарки гостям и под музыку покидают зал.
Используемая литература:
1. Ботякова О. А. ,Зязева Л. К., Прокофьева С. А. и др. Этнографический музей –детям. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
2. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.
4. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999.
5. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. – М. : Издательство Скрипторий 2003.
6. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ. 2005.
7. Косарева В. Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Учитель,2012.
8. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. – М. : педагогическое общество России, 2005.
9. Меремьянина О. Р. Вместе с куклой я расту: познавательно-игровые занятия с детьми. – Волгоград: Учитель, 2012.
10. Кузнецов И. Н. Русские предания. – М. : Вече, 2016.
11. Зайкина С. В. Рязань мастеровая: методическое пособие. – Рязань: ГОУ ДПО Рязанский областной институт развития образования, 2008.
12. Знакомство детей с историей Рязани. Часть 1. – Рязань: Образование Рязани, 2019.