Лыба Надежда
Сценарий мероприятия к 8 марта «Музыкальное путешествие в деревню «Свистулькина»
▼ Скачать + Заказать документы
Мероприятие посвящено празднику 8 марта. Проводится каждый год.
Цель внеклассного мероприятия :
1. Закрепить умение различать интонационные особенности русской народной музыки;
2. Закрепить понятия; народная и композиторская музыка;
3. Учить различать на слух музыку народную и композиторскую;
Публикация «Сценарий мероприятия к 8 марта „Музыкальное путешествие в деревню „Свистулькина“» размещена в разделах
- Весенние календарные праздники
- Женский день. Сценарии праздников 8 марта
- Международный женский день. 8 марта
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Музыкальный ряд : муз. фоновая – русская народная, песню «Вниз по матушке по Волге», Звучит музыка Даргомыжского «Вариации», «Солдатушки, браво ребятушки», «Колыбельная», Дети слушают «Озорные частушки» Радиона Щедрина, «Пых-пых самовар».
Оборудование: столы, стулья, музыкальный центр видиопроектор, аккордеон.. Музыкальные инструменты : трещетки, ложки, бубен, рубель;
Портреты исполнителей русской песни и композиторов;
Самовар. компьютер. (презентация, письмо, труба.
Предварительная подготовка:
В его подготовке могут принять участие ученики 4-5 -6ых -классов.
Ребята подготовят колыбельные песни, выучат песни, украсят актовый зал, чаепитие.
Ход мероприятия:
Дети в ходят в актовый зал под русскую народную плясовую песню. (Звучит любая веселая русс. нар. мелодия)
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше мероприятие посвящается русской народной песне. В школу утром пришло удивительное письмо, я его прочитаю, а вы послушайте.
Ведущий достает из конверта письмо и читает детям
Письмо Самовара Витюши
Здравствуйте, ребятишки,
Озорники и шалунишки.
Я – самовар Витюша
Из деревни «Свистулькина».
В гости вас к себе зову,
Сладким чаем угощу.
Жду вас всех в своей избушке
Возле леса на опушке,
Чтобы вы поторопились,
Чтоб в лесу не заблудились,
Посылаю карту вам,
Я ее составил сам.
Ведущий: (обращает внимание ребят на доску с картой от Самовара Витюши).
Ребята, отравимся в гости к Самовару?
Дети: Да!
Ведущий: Но, так как наше мероприятие тесно связано с музыкой, то путешествие в деревню «Свистулькина» тоже будет музыкальным. Согласны?
Дети: Да!
Ведущий: Тогда отправляемся в путь, а поможет нам в дороге Витюшино письмо, прочитаем, что же ждет нас впереди:
Впереди вас ждет река.
Широка и глубока.
Вы по ней плывите,
Да не утоните.
Ребята, а в какой знакомой нам песне упоминается река?
Дети: В песне «В низ по матушке по Волге»
Ведущий: Давайте споем эту песню, вспомните о правильном дыхании.
Дети исполняют русскую народную песню «Вниз по матушке по Волге»
«Вниз по матушке по Волге»
«Вниз по матушке по Волге»
Вниз по матушке по Волге,
По широкому раздолью.
Поднималась не погода.
Ведущий: Ребята, песня «В низ по матушке по Волге»композиторская или народная?
Дети: Эта песня русская народная.
Ведущий: Скажите, почему мы сразу определили, что это русская народная песня?
Дети: У русской песни есть отличительная черта – ее распевность.
Ведущий: Перечислите, пожалуйста, жанры русской песни:
Дети: Народные песни бывают:
*протяжные;
*плясовые
*календарные
*солдатские
*частушки
Ведущий: Молодцы! А к какому жанру относится песня «Вниз по матушке по Волге».
Дети: Эта песня относится к протяжным русским песням.
Ведущий: Как вы думаете, зачем мы учим народные песни?
Дети: русская песня может о многом рассказать: о том, как жили наши предки, что их волновало, о чем они мечтали. Русская песня может быть поучительной. Чтобы помнить историческом прошлом России и россиян, мы изучаем русскую народную музыку.
Ведущий: Молодцы! Очень интересный ответ. А сейчас музыкальная загадка : послушайте музыку и назовите композитора, который ее сочинил.
Звучит музыка Даргомыжского «Вариации».
Ребята внимательно слушают, после чего отвечают на вопросы.
Ведущий: Кто автор прозвучавшей музыки?
Дети: звучала музыка Даргомыжского.
Ведущий: Как называется это музыкальное произведение?
Дети: «Вариации»
Ведущий: Какие знакомые интонации звучат в «Вариациях».
Дети: интонации русской народной песни «Вниз по матушке по Волге».
Ведущий: Какие вы молодцы! В чьем исполнении звучат «Вариации» Даргомыжского?
Дети: «Вариации» исполняет симфонический оркестр.
Ведущий: Правильно. А кто из композиторов использовал русскую песню в своем творчестве?
Дети: Чайковский, Римский-Корсаков, Родион Щедрин.
Ведущий: С трудной загадкой вы справились, а наше путешествие продолжается. Прочитаем письмо Витюши куда идти дальше?
Речку одолели
Впереди – смелее.
На пригорке деревушка
Под названьем «Озорнушка».
Развеселый в ней народ
Песни русские поет.
И вы запевайте,
В деревню ту шагайте.
Чтобы легче вам шагалось
В эту деревушку,
Запевайте дети дружно
Песню «Солдатушки…»
Дети: Да!
Ведущий: Но прежде чем исполнить песню «Солдатушки, браво ребятушки», хочу обратить ваше внимание на доску.
На доске несколько вариантов окончания 1-ой и 2-ой музыкальных фраз песни «Солдатушки, браво ребятушки».
Ведущий: Ребята, найдите правильную запись окончания первой фразы.
Дети: Правильное окончание №3
Ведущий: А сейчас, найдите правильную запись окончания 2-ой фразы?
Дети: Окончание второй фразы отличается от первой. Это №4
Ведущий: Молодцы! С трудным заданием справились. Внимательно слушаем вступление и одновременно начинаем петь «Солдатушки», не забывая о разных окончаниях фраз.
Дети исполняют русскую народную песню «Солдатушки, браво ребятушки».
Солдатушки, бравы ребятушки,
Кто же ваши деды?
Наши деды — славные победы
Вот кто наши деды!
Солдатушки, бравы ребятушки,
Кто же ваши отцы?
Наши отцы — русски полководцы,
Вот кто "наши отцы!
Солдатушки, бравы ребятушки,
Кто же ваши матки?
Наши матки — белые палатки,
Вот кто наши матки!
Солдатушки, бравы ребятушки,
Кто же ваши сестры?
Наши сестры — пики, сабли остры,
Вот кто наши сестры!
Солдатушки, бравы ребятушки*
Кто же ваши жены?
Наши жены — пушки заряжены,
Вот кто наши жены!
Солдатушки, бравы ребятушки,
Кто же ваши детки?
Наши детки — пули в врагов метки,
Вот кто наши детки!
Солдатушки, бравы ребятушки,
Кто же ваши братцы?
Наши братцы — полевые ранцы,
Вот кто наши братцы!
Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваша слава?
Наша слава — русская держава,
Вот где наша слава!
Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваша сила?
Нашу силу на груди носили —
Крест — вот наша сила!
Ведущий: Весело, с задором спели песню. Молодцы! А теперь ответьте на мой вопрос: народная эта песня или композиторская?
Дети: Песня русская народная, солдатская.
Ведущий: Мажорная или минорная
Дети: Песня мажорная
Ведущий: Какие старые слова встречаются в этой песне?
Дети: В песне есть старые слова: востры, держава.
Ведущий: На мои вопросы отвечали правильно, молодцы, а наше путешествие продолжается. Что же ждет нас впереди и куда сейчас идти? Об этом мы прочитаем в Витюшином письме.
Слева видите, гора,
Вам идти как раз туда.
Под этой горой
Живет волк злой.
Тише идите
Волка не будите.
Ребята, споем волку нашу колыбельную. Внимательно слушаем первый звук, начинаем петь все вместе, не громко.
Дети исполняют русскую народную колыбельную песню
Гур кота, гур кота,
Андрюше дремота.
Бою, баюшки, баю,
Баю деточку мою.
Прилетели гулюшки,
Садились на люлюшку.
Бою, баюшки, баю,
Баю деточку мою.
Ходит сон по сеням,
Ходит тень по коням.
Бою, баюшки, баю,
Баю деточку мою.
По полу, полавочкам,
Сон похаживает.
Бою, баюшки, баю,
Баю деточку мою.
Ведущий: Скажите ребята, почему эта песня называется «Колыбельная».
Дети: Эта песня называется «Колыбельной» от слова «колыбель», что означает приспособление для укачивания малыша.
Ведущий: Кто пел колыбельные песни и как?
Дети: Колыбельную песню пела мама своему ребенку, чтобы тот уснул. Мама пела ласково, нежно, не громко.
Ведущий: Правильно, а еще такие песни в старину называли «баюкашными», от слова «баюкать», т. е. «укачивать». В колыбельных песнях есть реально существующие герои и герои фантастические. Посмотрите внимательно на доску и подумайте, какие из перечисленных героев на доске реальные а какие нет?
Дети делят героев колыбельных песен на две группы и выделяют слова, относящиеся к группе реальных существ, цветной чертой.
Ведущий: Колыбельная - песня особенная. У каждой мамы есть своя такая песня, а сейчас скажите, что было задано на дом.
Дети: Дома надо было вместе с мамой разучить ту колыбельную, которую мама пела нам, когда мы были совсем маленькими.
Ведущий: Надеюсь все потрудились над домашнем заданием. Итак, кто хочет спеть нам свою колыбельную?
Дети по очереди поют колыбельную, которую подготовили дома.
Ведущий: Молодцы, ребята! С домашнем заданием справлись на «отлично». И еще об одной особенности колыбельных песен мне хочется сказать. В любую из них можно вставить имя младенца, которому она поется. Итак, волк остался спать под горой благодаря нашим колыбельным.
Пол дороги,
Пол пути.
Быстро мы смогли пройти.
А сейчас мы отдохнем,
И опять в перед пойдем.
Проводится с ребятами физкультминутка, музыкальная игра на усмотрение ведущего.
Ведущий: Путешествие к Самовару продолжается, а вот в какую сторону пойдем – в письме Витюшином прочтем.
Справа медведь.
Он любит петь
Громко поет,
Пройти не дает.
По секрету вам скажу
С этим мишкой я дружу.
Вы ему - частушку спойте,
Он уступит вам дорогу.
Ведущий: Очень любит мишка частушку, и мы их тоже любим петь и слушать. А что такое частушка?
Дети: Частушка – русская народная, коротенькая песня, с юмором.
Дети: Частушка бойкая, веселая, поется в быстром темпе.
Дети: Но есть и медленные частушки, их называют «страдания».
Ведущий: Какие вы молодцы, ребята! Ответ очень подробный. А с каким инструментом можно петь частушки, как вы думаете?
Дети: Частушки можно исполнять с гармошкой и с баяном.
Дети: Еще с балалайкой, а, если хочешь, и без сопровождения, а капелла.
Ведущий: Ребята, есть еще один способ пения частушек, который широко применялся в России - называется он «под язык».
Дети: Это когда один поет частушки, а все остальные подражают голосом какому- либо музыкальному инструменту.
Ведущий: Со временем всё в жизни меняется, так же и частушка не стоит на месте. Предлагаю посмотреть на слайд и сравнить частушку вчерашнюю, или прошлых лет, и сегодняшнюю.
Ведущий: О частушках мы знаем много интересного, а спеть мы частушки можем?
Дети: Да!
Ведущий: Будем петь частушки весело и бойко, не забывая о том, что некоторые из нас играют на трещетках, бубне и ложках. Внимательно, вступление. Первую частушку поют мальчики, вторую – девочки, помните об этом.
Дети исполняют русские народные частушки на слова Викторова
Девочки, вы, девочки,
Конфеточки покушайте,
Мы споем частушечки,
А вы пока послушайте.
Мальчики, вы, мальчики,
Конфеточки покушайте.
Мы споем частушечки,
А вы пока послушайте.
Девочки и мальчики
Конфеточки покушали,
Спели все частушечки
И вместе их послушали
Ведущий: Во время нашего музыкального путешествия звучало много народной музыки. Пришла пора поговорить о музыке композиторской. Кто из композиторов использовал частушку в своей музыке?
Дети: Александр Бородин, Петр Чайковский, Модест Петрович Мусоргский, Римский – Корсаков, Радион Щедрин. Он сочинил музыкальное произведение, которое назвал «озорные частушки».
Ведущий: Внимательно слушаем «Озорные частушки» Радиона Щедрина и думаем; чем она отличается от частушек, которые мы спели, т. е. от русских народных частушек.
Дети слушают «Озорные частушки» Радиона Щедрина
Ведущий: Чем же похожа и чем отличаются «Озорные частушки» от частушек русских народных?
Дети: И в тех и других есть озорство, бойкость и юмор.
Дети: И те, и другие звучат быстро.
Дети: Но у Щедрина частушки без слов, а русские частушки мы поем со словами.
Дети: Русские частушки- специально для голоса, а «озорные частушки»- музыка инструментальная в исполнении симфонического оркестра.
Ведущий: Какой музыкальный инструмент солирует в «Озорных частушках»?
Дети: Труба – медный духовой музыкальный. инструмент
Ведущий: Как вы думаете, почему именно трубе поручил щедрин мелодию частушек?
Дети: Потому что у трубы тембр напоминает человеческий.
Дети: И еще у трубы «хохочущий» тембр, это очень хорошо передает характерную черту частушек – юмор, веселье.
Ведущий: Вижу все вы музыканты,
Уникальные таланты.
Вот для вас детвора,
Музыкальная игра.
(С детьми проводится музыкальная викторина «Узнай музыкальный инструмент» с использованием муз. записи «Русские народные инструменты»).
Ведущий: Наше путешествие продолжается, надо спешить. Нам опять поможет Тимошкино письмо.
А теперь - наискосок,
Через тропочку в лесок.
Вот, ребята, здесь мой дом.
Хорошо уютно в нем.
Хочешь – прыгай.
Хочешь –стой.
Хочешь –песню даже спой.
Ребята, как тепло у Витюши! Какой горячий чай на столе! Но мы тоже ему приготовили сюрприз – нашу песню. Подскажите, как она называется?
Дети исполняют песню Давида Тухманова «Пых-пых самовар»
1. Жил-поживал самовар,
Был он не молод, не стар.
Он на работе кипел,
Песню такую он пел
Припев: 2 раза
Пых, пых, тумба, тумба самовар,
тумба - 4 раза русский самовар
2. Пусть неуклюж он на вид,
Но на Руси знаменит,
Чайник с почтеньем большим,
Робко стоит перед ним.
Припев: 2 раза
Пых, пых, тумба, тумба самовар,
тумба - 4 раза русский самовар
(проигрыш)
3. Всем он приносит тепло,
Много воды утекло
Медью сверкают бока,
Топает через века
Припев: 2 раза
Пых, пых, тумба, тумба самовар,
тумба - 4 раза русский самовар
тумба - 4 раза русский самовар
Ведущий: Вот и подошло наше музыкальное путешествие к концу, - но прежде чем мы будем пить чай, ответьте на последний вопрос- о чем русская народная песня?
Дети: О народной жизни.
Ведущий: Правильно, народная песня – зеркало жизни народа, с ее горестями и радостями, но надо помнить о том, что у каждого народа существует как народная, так и композиторская музыка. Об этом мы продолжим разговор на уроке музыки.
А сейчас задание на дом.
Найти и послушать музыкальные фрагменты в исполнении на народных музыкальных инструментах, знать их устройство.
Звучит плясовая мелодия, входит в класс 6ти классник с самоваром в руках, ставит самовар на стол, читает стих:
Самовар вас угощает
Крепким и душистым чаем.
Чай- с вареньем и лимоном.
С кренделями и поклоном.
Он –бальзам от всех болезней.
И напитка нет полезней.
Рады всех вас пригласить
В волю чаем напоить.
(Начинается чаепитие в месте с гостями)