Галина Маркина
Сценарий фольклорного досуга «Сороки» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклорный досуг «Сороки»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Оборудование: народные костюмы для детей, шапочки птиц, большие платки, клетка для птицы, горшок для каши и деревянная ложка, колокольчик, мольберты, фломастеры, письмо от жаворонка с заданием (обведи по точкам, украшения для зала: фигуры птиц, жаворонки, сделанные с использованием узоров народных промыслов.
Публикация «Сценарий фольклорного досуга „Сороки“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сорока, птица
- Сороки, Жаворонки. Сценарии развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Ход занятия
Дети заходят в зал под звуки пения птиц, садятся на места.
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались на весенний праздник Сороки. Для чего люди собираются на праздник? (Ответы детей). Правильно, чтобы вместе повеселится, песни попеть, в игры поиграть, потанцевать. Но у нас сегодня помимо веселья есть важное дело. По календарю весна уже началась, идет месяц март, а на улице весны еще мало. Хоть и марток, а поддевай двое порток. Надо нам весну позвать, закликать ее. (дети встают в рассыпную и хором произносят закличку).
Весна, весна красная!
Приди весна, с радостью!
(жестом зовут к себе)
С великой милостью:
(Приложить правую руку к левому плечу и сделать поклон)
Со льном высоким,
(поднять руки вверх)
С корнем глубоким
(присесть)
С дождями, ливнями
(встать, руки вверх, опустить через стороны)
С хлебами обильными.
(Развести руки перед собой в стороны).
Ведущий:
Считалось, что весну с собой приносят птицы. Они прилетают с «ключами», замыкают зиму и отпирают весну.
Муз. руководитель поет закличку:
Летел кулик из-за моря
Принес кулик девять замков.
Кулик, кулик замыкай зиму
Замыкай зиму, отпирай весну –
Тепло летечко.
Вот так несут на своих крыльях птицы перелетные весну красну, возвращаются из теплых краев. Но некоторые птицы не улетают от нас на зиму. Как мы называем таких птиц? (Ответы детей). Правильно. Зимующие. И ждут они вместе с нами весну и друзей своих перелетных. Сорока-белобока уже и каши для них, дорогих гостей наварила. (Показывает детям глиняный горшок). Давайте поможем сороке-белобоке наварить каши и споем потешку.
Дети исполняют русскую народную потешку «Сорока-сорока».
Сорока-сорока
(пружинят ногами, машут руками – крыльями)
Где была?
(разводят руки в стороны – жест удивления)
Далеко
(смотрят в даль приложив руку ко лбу)
Кашку варила
(правой рукой мешают кашу)
Деточек кормила
(складывают ладони вытянутых рук чашкой)
На порок скакала
(прыгают на месте, руки на поясе)
Гостей созывала
(жестом правой и левой руки зовут гостей к себе)
Гости услыхали
(прикладывают к правому и левому уху - слушают)
Быть обещали
(поклон от плеча).
Ведущий:
Сколько птиц прилетит к сороке на угощенье? Сорок сороков разных птиц. Поэтому и праздник называется сороки. Сейчас Вы мне расскажите, какие птицы прилетят к сороке. А поможет нам игра «Ай, да птица». Будьте внимательны, кого я назову тот и продолжит игру. Присаживайтесь на ковре, как на лесной полянке и начинаем игру.
Дети играют в игру «Ай, да птица». По очереди говорят слова «Ай. да птица, что за птица, что за птица….» и называют, не повторяясь любую птицу.
Ведущий:
Сколько разных птиц вы назвали. Молодцы. Соберутся они все у сороки, поклюют ее каши и начнут друг другу небылицы рассказывать. А Вы знаете что такое небылицы? (Ответы детей). Правильно, небылицы – это придуманные истории, смешные и веселые. Рассказывают их с улыбкой, а слушатели смеются. А Вы знаете небылицы? (Ответы детей). Расскажите мне небылицу про кукушку.
Дети встают в рассыпную и рассказывают небылицу «Кукушка».
Шла кукушка через сад –
(идут на месте)
Поклевала виноград.
(присесть указательными пальцами поклевать)
Шла кукушка мимо рынка –
(идут на месте)
Наступила на корзинку.
(топнуть правой ногой, руки на поясе)
И упала в ямку – бух!
(приподнять руки и резко присесть)
Раздавила сорок мух!
(встать развести руки в стороны).
Ведущий
В гостях у Сороки-белобоки был журавль. Он тоже рассказывал небылицу. Журавль сам не простой, а долговязый. Что обозначает это слово. (Ответы детей). Правильно, вязы – это старинное русское слово, которое мы сейчас не употребляем. Обозначает оно слово шея. Долгий – значит длинный. Вот и получается – длинношеей журавель. Давайте поможем журавлю спеть песню небылицу.
Дети исполняют песню "Долговязый журавель". Аккомпанемент звучит в записи в исполнении русских народных инструментов. Диск «Как у нашего двора нет веселья конца». Составитель Д. Рытов).
Ведущий:
Садитесь, гости дорогие, и отдохните от дальней дороги. Есть среди гостей сороки одна птичка с виду неказистая, на воробья чем-то похожа. Но голос у нее чудесный, поет она очень красиво. Послушайте ее голос и вспомните, как эта птица называется. (Дети слушают в записи голос жаворонка. (Дают ответы.) Расскажите мне, какой голос у жаворонка, подберите нужные слова (дети подбирают слова – сравнения, прилагательные. Звонкий, высокий, чистый, как колокольчик, как ручеек, серебряный и т. д.) А кто помнит, где вьет свое гнездо жаворонок? (Ответы детей). Правильно. В поле прямо на земле среди травы. Так ждет жаворонок весеннего тепла, когда снег на полях растает и сможет он гнездо свить. Мы сейчас поиграем. Жаворонок приготовил для вас колокольчик, который зенит как его голос. Возьмитесь за руки и сделайте круг.
Дети играют в игру «Жаворонок».
С помощью считалки выбирается водящий.
Летела кукушка мимо сада
Поклевала всю рассаду.
И кричала: «Ку-ку-мак!
Раскрывай один кулак!»
В руке у водящего колокольчик. Он входит в круг, который образуют играющие и бегает в нем. Все говорят:
В небе жаворонок пел
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдет,
Будет весел целый год.
Потом играющие закрывают глаза. Водящий выходит за круг, идет за детьми и звенит в колокольчик. Затем останавливается, и осторожно кладет колокольчик за чей-нибудь спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, говорит об этом: «За мной, За (имя ребенка)». Если он догадался правильно, то становится водящим.
После игры дети садятся на места.
Ведущий:
Жаворонок к нам еще не прилетел, но прислал для вас письмо. В нем он рассказывает, почему он еще не прилетел. Давайте откроем письмо и узнаем. (В письме вложено задание «Обведи по точкам». Дети по очереди фломастером проводят линии по точкам и рассматривают получившийся рисунок. По рисунку они делают предположение, чего не хватает жаворонку для возвращения домой. На рисунке изображено солнце).
Есть еще одна птица, у которой очень красивый голос. Послушайте ее пение скажите, как она называется. (Дети слушают голос соловья. Дают ответы.). Когда человек красиво поет, то его пение сравнивают с пением этой птицы. Говорят: «Поет как соловей». Расскажите мне, какой голос у соловья, подберите нужные слова (дети подбирают слова – сравнения, прилагательные).
Давайте мы споем русскую народную песню «Не летай соловей».
А сейчас мы сыграем в игру, где есть семья, но не человеческая, а птичья – утиная. Называется эта игра «Селезень утку загонял». Вставайте в хоровод, будем считалкой выбирать селезня и утку. (считалка «Кукушка»).
Девочка – утица стоит на середине круга, а мальчик – селезень находится за кругом. Дети с песней движутся по кругу, взявшись за руки, хороводным шагом. Селезень движется за кругом противоходом. Утица поглядывает на селезня, а селезень на утицу.
Селезень утку загонял.
Селезень серу загонял.
Поди, утица, домой,
Поди, серая, домой.
У нас семеро детей,
Восьмой селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разом меня.
С окончанием песни дети останавливаются, поднимают руки, образуя «Воротики». Селезень догоняет убегающую утицу. Если он ее догнал, то выводит на середину круга и «целует» (дети касаются друг друга щечками). Затем селезень и утица выбирают новых водящих.
Ведущий:
Вот какая дружная утиная семья. А есть одна птица, которая не высиживает своих птенцов, а подбрасывает яйцо в чужое гнездо. Как называется эта птица? (ответы детей). Правильно, это кукушка. Мам, которые оставляют своих детей называют кукушками. А брошенных детей – кукушатами. Я хочу есть вам русскую народную песню «Кукушка». Вы мне будете помогать. По моему жесту три раза пропоете «ку-ку».
Там в дали за рекой раздается порой:
Ку-ку, ку-ку, ку-ку.
Это птичка кричит у зеленых ракит:
Ку-ку, ку-ку, ку-ку.
Потеряла детей, грустно бедненько ей
Ку-ку, ку-ку, ку-ку.
Деток ищет, зовет и тоскливо поет
Ку-ку, ку-ку, ку-ку.
Вот такая грустная песня. Но мы с вами грустить не будем и сыграем в игру «Шатры».
Дети делятся на 3-4- подгруппы с равным количеством человек. Встают вокруг платков, которые разложены по углам зала, запоминают цвет своего платка. После встают в хоровод. Под русскую народную мелодию «Калинка-малинка» движутся по кругу хороводным шагом, держась за руки. На припев свободно танцуют врассыпную. Когда музыка перестает звучать, ведущий дает команду: «Строим шатры!». Дети бегут к своим платкам, растягивают их держа за углы и поднимают над головой – строят шатер для птиц. Какая команда быстрее и лучше построит шатер, становится победителем. Игра повторяется 3-4 раза. Ведущий меняет платки местами, стараясь запутать детей.
После игры дети садятся на места.
Ведущий:
Когда птицы летят из теплых стран, они встречают на пути различные трудности: дождь, снег, холодный ветер. Многие так устают от полета, что падают на землю без сил и лежат без движения, как мертвые. Раньше дети весной ходили по полям, лугам и собирали этих ослабленных птиц. Они приносили их домой, отогревали, кормили, а потом отпускали на волю. Я тоже нашла двух ослабленных птиц, отогрела их, покормила и на некоторое время посадила в клетку, а сейчас я хочу их отпустить на волю (Ведущий показывает детям клетку, в которой сидят игрушечные птицы. Ведущий вынимает птиц из клетки и сажает на деревья).
Полетят эти птички, ростом невелички. А мы на них посмотрим и сыграем в игру «Летели две птички».
Дети встают полукругом, считалкой выбираются 2 птички – мальчик и девочка.
Летели две птички,
Ростом невелички.
Ой, сад, виноград,
Зеленая роща
Ой, сад, виноград,
Зеленая роща.
(Две птички «летают» перед детьми)
Как они летели,
Все люди глядели.
(Дети приложив руку ко лбу, смотрят в даль)
Ой, сад, виноград,
Зеленая роща
Ой, сад, виноград,
Зеленая роща.
Как они садились –
Все люди дивились.
(Две птички садятся на пятки лицом друг к другу, выполняют встречные хлопки)
Ой, сад, виноград,
Зеленая роща
Ой, сад, виноград,
Зеленая роща.
Как они вставали –
Крыльями махали.
(Две птички встают, машут руками)
Ой, сад, виноград,
Зеленая роща
Ой, сад, виноград,
Зеленая роща.
Как они прощались –
Как целовались.
(«Целуются» - наклоняясь друг к другу, касаются то правой, то левой щечкой)
Ой, сад, виноград,
Зеленая роща
Ой, сад, виноград,
Зеленая роща.
Две птички выбирают новых солистов, игра повторяется.
Ведущий:
Я вижу что вы принесли с собой, жаворонков, которых сделали своими руками. Сейчас мы их поднимем высоко к небу, солнцу и еще раз произнесем закличку, чтобы весна пришла к нам поскорей.
Весна, весна красная!
Приди к нам весна с радостью
(жестом зовут к себе)
С великой милостью
(Приложить правую руку к левому плечу и сделать поклон)
С рожью зернистою
С пшеничкой золотистою!
Праздник наш заканчивается, все мы ждем весну, а затем и лето теплое. До свидания, ребята!