Савощик Ксения Александровна
Сценарий досуга для ранней весны «Народный праздник «Герасим — Грачевник»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей к традициям русского народа.
Задачи:
- закреплять понятие «ранняя весна»;
- продолжать знакомить с традициями русского народа;
-поддерживать и развивать понимание смысла народного праздника;
- углублять представления об УНТ (пословицы, поговорки);
- продолжать знакомство с творчеством известных художников и поэтов;
- воспитывать уважение к народным традициям и культуре.
Публикация «Сценарий досуга для ранней весны „Народный праздник „Герасим — Грачевник“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Сценарии весенних развлечений и праздников
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Ход образовательного события.
Организационный момент. Ритуал приветствия «Здравствуйте!».
Воспитатель предлагает детям догадаться, о чем сегодня они смогут узнать. Загадки: (отгадку дети находят среди картинок)
- Снег и лед на солнце тают. С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна. Значит, к нам пришла. (Весна)
- На лесной проталинке вырос цветик маленький.
Прячется в валежник беленький. (Подснежник)
- Синяя сосулька плачет, но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель кап-кап-кап — звенит. (Капель)
- Что за тонкие иголки зеленеют на пригорке?
Это, выросши едва, к солнцу тянется. (Трава)
- Сиренью пахнет, небо ясно, трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко-красном шагает по земле … (Весна).
Воспитатель. Молодцы! Все загадки отгадали, верно подобрали картинки – отгадки и поняли, что речь пойдет о весне. А знаете ли вы праздники, которые отмечаются весной? ( ответы детей: 8 Марта- мамин праздник,, День Победы, Праздник Весны и Труда, День птиц и т. д.).А я хочу вас сегодня познакомить с праздниками, которые отмечали в старину. Один из таких праздников – Герасим - Грачевник. Отмечали его ранней весной. А как вы думаете, почему «грачевник?» (предполагаемые ответы детей). Грач – первая весенняя птица, возвращающаяся в родные края. Есть много примет, связанных с прилетом этой птицы
Грач зиму расклевал.
Приметил грача – весна недалеча.
Грач на горе – весна на дворе.
Грач прилетел - через месяц снег сойдёт.
Если на чёрной кочке увидишь грача – под водой началось пробуждение.
Грач с земли хворостину поднимет - солнечное лето обещает.
Грачи уселись на свои старые гнезда – к дружной весне. Должна сойти вода (если в этом году случилось половодье, а ровно через 3 недели уже можно приступать к посевным работам!
Если рано прилетели грачи, но не спешат обновлять свои старые гнезда - весна ожидается холодной и затяжной.
Грачи не задерживаются подолгу в гнездах – к затяжным холодам.
А если грачи прямо на старые гнезда летят – дружная весна будет : полая вода сбежит вся разом…
Грачи к вечеру собираются в большие стаи и не остаются в поле, а кружат над старыми гнездами - к ненастью.
Перелетные птицы срываются с насиженных мест – к большому половодью, затяжным дождям, сильным ветрам или к любой другой беде.
Тот, кто ранним утром первым заметил в небе грача, того ждет счастье и богатство.
Народные приметы и пословицы подтверждают, что с давних пор люди связывали прилет грачей со скорым наступлением весны. Рассказ педагога о празднике.
«Ещё в старину люди заметили, что прилёты грачей приходятся на середину марта, и посвятили этому событию особый день: 17 марта. Он в народном календаре так и называется – Герасим - Грачевник «Герасим - Грачевник грача на Русь ведет», - говорили в старину. Когда-то в эти дни дети с песнями бегали по деревне с выпеченными из муки фигурками грачей : одни фигурки они разбрасывали в поле, чтобы земля дала богатый урожай; другие, надев на длинные шесты, раскачивали так, что птички казались летящими. В этот день старики выходили на пригорки и слушали подолгу. Пристально глядели на птичьи стаи. Если опрометью над полем, грачи пролетели, будто сила их недобрая гнала прочь, печалились старые люди: «Не к добру, видать. Зальет поля, придут на поля дожди гнилые, затяжные. Или ветер скосит первые всходы».
Грачей, как и любых других перелетных птиц, на Руси всегда очень любили. С ними связывали приход весны, установившуюся теплую погоду, начало работы на полях и ожидание урожая. Кроме того, грачи приносили неоценимую пользу земледельцу, уничтожая мелких насекомых-вредителей. Также считалось, что грач обладает «ценным» умением прогонять кикимор со двора. Если эти птицы гнездятся возле дома, это коварное существо больше не будет досаждать хозяевам своими пакостями»
Воспитатель после рассказа о празднике может задать детям вопросы:
- когда отмечается праздник?
- в честь кого он называется?
- как славили грачей дети?
- как называется праздник? и т. п.
Физминутка «Грачи»
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели).
Педагог обращает внимание детей на репродукции картин, которые предлагает им рассмотреть (картины И. Левитана «Март», К. Крыжицкого «Ранняя весна», «Повеяло весной», А. Саврасова «Грачи прилетели», «Весенний день», «Половодье», Е. Волкова «Весенний лес»). Дети рассматривают картины, делятся своими впечатлениями. (рассматривание картин сопровождается музыкой).
Воспитатель напоминает детям, что разговор идет о ранней весне и предлагает игру «Весенние слова». Называются прилагательные, а дети называют, о чем идет речь:
- голубое, высокое, безоблачное, весеннее, чистое (небо);
-ветреный, морозный, солнечный, светлый (день);
-прозрачная, звенящяя, хрустальная, звонкая, ледяная (сосулька);
- прилетевшие, запоздалые, долгожданные, перелетные (птицы);
- голые, безлиственные, замерзшие, нераспустившиеся (деревья) и пр.
Воспитатель предлагает детям конкурс «Весенние напевы»- дети читают стихи о весне, которые учили со своими родителями (предлагалось выучить стихотворение на тему «Весна» любого автора).
Молодцы! Спасибо, что все постарались и так хорошо читали. Вашим родителям тоже большое спасибо! Скажите, пожалуйста, что делают птицы, когда возвращаются из дальних стран? (ответы детей). Да, они строят гнезда, чтобы жить там со своими птенцами, когда те появятся. Давайте поможем птицам строить их жилища. Проводится эстафета «Кто быстрее построит домик для птиц». (участвуют 2 команды. У каждого в руках- кубик. По сигналу дети по очереди подбегают к обручу и ставят кубик так, чтобы получился домик. Побеждает команда, первой построившая домик).
Воспитатель просит ребят вспомнить, о каком народном празднике они сегодня узнали. (дети отвечают) и предлагает народную игру «Бай, качи-качи». Досуг завершается.
.