Анна Рожкова
Сценарий досуга «Приключение в лесу»
▼ Скачать +Заказ
"Приключение в лесу" в средней группе
с применением дидактических игр по развитию речи, с привлечением детей старшего дошкольного возраста.
Цель мероприятия: Создать условия для совершенствования, активизирования и закрепления словарного запаса в процессе игровой деятельности по теме "Дикие животные и птицы".
Задачи мероприятия:
Публикация «Сценарий досуга „Приключение в лесу“» размещена в разделах
Образовательные: Актуализировать знания детей о диких животных и птицах. Закреплять умения подбирать имена прилагательные к существительным, классифицировать предметы, подбирать антонимы. Стимулировать детей к использованию в речи притяжательных прилагательных, формировать навыки безопасного поведения в природе.
Развивающие:
-Развивать артикуляционную моторику.
-Совершенствовать грамматический строй речи, связную речь.
-Развивать зрительный гнозис.
-Развивать психические познавательные процессы дошкольников: внимание, мыслительные операции, речь.
Воспитывающие:
-Воспитывать доброжелательное отношение и любовь к живой природе.
Интеграция образовательных областей:
- "Речевое развитие"
- "Познавательное развитие"
- "Социально-коммуникативное развитие"
- "Физическое развитие"
- "Художественно-эстетическое развитие"
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, дидактических пособий и фотографий о диких животных, беседы, составление рассказов по картинам, чтение сказки "Хвосты". Разучивание стихов, физминуток. Знакомство с правилами дидактических игр по развитию речи. Разучивание песни "Дружба крепкая, не сломается" ( слова: М. Пляцковский, музыка:
Б. Савельев). Просмотр мультфильма из серии сказки В. Сутеева" Хвосты".
Материалы: Ноутбук с интерактивным оборудованием, фонограмма (звуки леса, звук стука дятла, рёв медведя, презентации "Лесная поляна", "Дикие животные и их детеныши ", " Чей хвост? ".
-Искусственные ели и деревья.
-Муляж дерево с дуплом.
-Искусственные "кочки".
-Мешочек для игры "Волшебный мешочек".
-Стульчики оформленные в виде пеньков.
-Костюмы для детей старшего дошкольного возраста (дятел, лиса, медведь, заяц, лесовик.)
-Индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики.
Прогнозируемые результаты: Дети закрепят умения подбирать имена прилагательные к существительным, классифицировать предметы, подбирать слова антонимы. Дети научатся образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных. Закрепят правильное произношения звуков [Ш], [С], [Д], правильное употребление притяжательных прилагательных и будут применять их в повседневной речи. Дети активно взаимодействовали с педагогом и сверстниками в решении игровых задач.
Ход мероприятия:
Музыкальный зал оснащен интерактивным оборудованием и оформлен в виде леса. Развлечение начинается в групповой комнате, на интерактивном оборудовании показ презентации электронной почты с письмом.
Воспитатель: Ребята нам пришло письмо на электронную почту (воспитатель читает детям письмо) "Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, лесным жителям. Их заколдовал злой волшебник. Для того чтоб вы не заблудились я отправила вам своего помощника Лесовичка, он вам поможет найти дорогу. Помогите, пожалуйста! Фея Леса".
Под музыку заходит Лесовичок (здоровается.)
Воспитатель: Здравствуй, Лесовичок, мы всё знаем, нам пришло письмо.
Лесовичок: Ребята, вы поможете лесным жителям?
Предполагаемые ответы детей: Да!
Воспитатель: Ребята, кого мы можем встретить в лесу? Я Вам предлагаю посмотреть на экран. (На экране интерактивного оборудования картинки с животными и птицами, из которых дети поочерёдно выбирает лишнюю, и объясняет свой выбор)
Игра «Кто лишний?».
Медведь, лиса, волк, собака.
Белка, кошка, ёжик, заяц.
Дятел, сорока, попугай, сова.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием. Прежде чем мы отправимся на помощь к лесным жителям, нам надо вспомнить правило безопасного поведения в лесу.
Предполагаемые ответы детей: Не кричать в лесу, не кидать мусор, не ломать ветки деревьев, не трогать гнёзда птиц, не разрушать муравейники.
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы с вами обсудили правила поведения в лесу, вы всё помните. А на чём же мы можем добраться в лес?
Предлагаю вам отправиться в лес на машине, а Лесовичок покажет дорогу. А для того чтоб нам поехать на машине для начала нужно машину подготовить. (Дети выполняют по показу воспитателя движения)
- Качаем шины (ш-ш-ш-ш)
Открываем баки, заливаем бензин (с-с-с-с)
Заводите мотор (д-д-д-д)
У-У-У-У. … Поехала машина! (воспитатель с детьми проходят в музыкальный зал, оформленный в виде леса, звучит фонограмма звуки леса).
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались на лесной полянке (дети с воспитателем проходят в зал, усаживаются на стульчики (оформленные виде пеньков) и видят около дерева сидит дятел - ребёнок в костюме птицы дятла). Ребята, кто это? Расскажите, пожалуйста, что вы знаете об этой птице?
Предполагаемые ответы детей: Дятел живёт в лесу, ухаживает за деревьями, поедает вредных насекомых, портящих дерево.
Воспитатель: Да, ребята, вы правильно сказали, поэтому дятла и прозвали - лесной доктор. Ребята, дятла тоже заколдовал волшебник, поэтому он молчит и не стучит. Давайте поможем ему вспомнить и покажем, как дятел стучит по дереву. Но мы не сможем увидеть, правильно ли мы это делаем.
Лесовичок: У меня есть волшебные зеркала, которые вам помогут в этом (Лесовичок достаёт индивидуальные зеркала по количеству детей).
Воспитатель: Спасибо, Лесовичок. Ребята, повторяйте за мной. (Воспитатель показывают артикуляционную гимнастику "дятел", дети выполняют). Улыбаемся, открываем рот и нужно постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук "Д-Д-Д…". Сначала звук "Д" произносим медленно, затем постепенно убыстряем темп. Следим, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук "Д" должен носить характер чёткого удара (после того как дети выполнили упражнения, раздаётся фонограмма - звук стука дятла).
Воспитатель: Ребята, вот мы и помогли птичке. Кто может сказать, каких птиц мы можем ещё увидеть в лесу?
Предполагаемые ответы детей: совы, сороки, синицы, вороны.
Воспитатель: Молодцы, знаете многих птиц. А нам пора идти дальше, спасать жителей леса. (Воспитатель с детьми шагают по кругу и подходят к стоящей на дороге ёлке, под ёлкой сидит зайчик с мешочком в руке - переодетый ребёнок).
Зайчик: Здравствуйте, я забыл, как меня зовут.
Воспитатель: Ребята, кто это? (Ответы детей).
Давайте поможем ему, расскажем, что мы знаем о нём. Я буду начинать предложение, а вы его будите заканчивать.
Игра "Закончи предложение"
У зайца хвост короткий, а уши …
Заяц пушистый, а ёжик …
Заяц летом серый, а зимой …
Лев смелый, а заяц.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем, как зайчики живут (дети под музыку выполняют танцевальные упражнения)
Жили-были зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний-ушки)
На лесной опушке, (поднимают руки над головой и машут в стороны)
Жили-были зайчики (показывают ушки)
В беленькой избушке. (показываем домик)
Мыли свои ушки, (трут ушки)
Мыли свои лапочки, (ладони моем)
Наряжались зайчики, (движения сверху - вниз по туловищу)
Надевали тапочки (выставляют поочерёдно ноги.)
(зайчик выполняет движения вместе с детьми, затем дети усаживаются на пеньки-стульчики).
Воспитатель: Зайчик, что у тебя в мешке?
Зайчик: А что у меня в мешке, вы сможете догадаться сами. Для этого вам нужно опустить руку в мешок.
Игра "Волшебный мешочек".
Дети по очереди опускают руку в мешок и по тактильным ощущениям объясняют что внутри (овощ или фрукт, рассказывают про тот предмет, который находиться в мешке, а остальные дети должны догадаться, что в мешке.
Зайчик: Спасибо, ребята я всё вспомнил.
Воспитатель: Молодцы ребята, помогли зайчику (включается фонограмма-рёв медведя, дети садятся на пеньки - стульчики). Ребята, кто может так реветь? (К детям выходит Медведица - переодетый ребёнок).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему медведица хмурая?
Ребё нок читает стихотворение:
Хмурый мишка шалунишка
По лесу идёт
Ни кого, не замечая песенку поёт,
Он рычит, он ворчит,
Топает ногами
Почему наш мишка злой,
мы не знаем сами
Медведица: У меня, куда- то подевались медвежата, не могу их найти.
Воспитатель: Ребята, поможем медведице? (на экране отображены картинки детёнышей животных, дети выбирают детёнышей и объясняют где, чьи детёныши.)
Игра "Назови детёныша животных"
У лисы - лисёнок, лисята.
У медведя - медвежонок, медвежата.
У волка - волчонок, волчата.
У зайца – зайчонок, зайчата.
Медведица: Спасибо, ребята, а вы знаете, где мы медведи отдыхаем?
Ребё нок читает стихотворение:
Он в берлоге будет жить
Зиму всю он будет спать.
Он не будет, есть и пить
Лапу будет он сосать.
Белка: - Прекрати шуметь,
Зайка, спит здесь сам медведь.
Если ты его разбудишь,
То поверь мне, рад не будешь!
Воспитатель: Вот мы и помогли найти медвежат, а теперь нам надо идти другим животным помогать. (Воспитатель с детьми двигаются по залу выполняя двигательные упражнения. На полу лежат "кочки").
Двигательные упражнения "Прогулка в лесу"
В лес отправимся гулять, (Дети маршируют)
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдем
Друг за дружкою гуськом. (Ходят "змейкой" между "кочками")
На носочки встали
И к лесу побежали. (Бегут на носках)
Ноги выше поднимаем, (Ходят высоким шагом, перешагивают через" кочки")
На кочки мы не наступаем.
И снова по дорожке
Мы весело шагаем. (Маршируют.)
(воспитатель и дети подходят к муляжу дерева с дуплом).
Воспитатель: Ребята, а тут никого нет. Чтобы узнать, кто может жить в дупле, нам надо угадать контуры фигур диких животных (на интерактивном оборудовании предлагаются картинки животных и контуры их фигур. Дети сами соединяют контуры фигур с животными - белка, волк, медведь, лиса, заяц). Ребята,так кто же живёт в этом дупле?
Предполагаемые ответы детей: Белка.
Воспитатель: Мы справились и нам пора идти на помощь дальше.
(Воспитатель и дети проходят по залу и усаживаются на пеньки-стульчики. Выходит Лиса - переодетый ребёнок. Лиса плачет).
Воспитатель: Лисонька, что случилось, почему ты плачешь?
Лиса: Мы решили с друзьями поменяться хвостами, я выбрала себе маленький хвостик, и мне теперь неудобно с ним. Помогите, пожалуйста, найти мой хвостик.
Воспитатель: Ребята, что вы можете сказать о лисе? Какая лиса?
Предполагаемые ответы детей: Рыжая, хитрая, красивая, пушистая.
Воспитатель: Дети, вы хотите помочь лисе? Для этого нам нужно угадать, где, чей хвост (на экране картинки животных и их хвосты, дети распределяют, где, чей хвост и проговаривают).
Игра "Чей хвост?"
хвост зайца - заячий хвост
хвост медведя - медвежий хвост
хвост лисы - лисий хвост
хвост белки - беличий хвост
хвост волка - волчий хвост.
Лиса: Спасибо, ребята, что помогли мне, теперь у меня мой красивый, пушистый хвостик, и я его никому не отдам. (Лиса прощается и уходит)
Воспитатель: Лесовичок, ну вот мы и помогли всем, кто нуждался в помощи.
Лесовичок: Спасибо, вы очень помогли, потому что вы дружные ребята. Давайте споём песенку о дружбе. (Дети поют песню "Дружба крепкая, не сломается" Слова: Михаил Пляцковский, Музыка: Борис Савельев)
Воспитатель: Ребята, нам пора отправляться к себе в детский сад.
- Качайте шины (ш-ш-ш-ш)
Открывайте баки и заливайте бензин (с-с-с-с)
Заводите мотор (д-д-д-д)
У-У-У-У. … Поехала машина! (воспитатель с детьми проходят в группу)
Воспитатель: Вот мы и прибыли в свой детский сад.
Рефлексия: Ребята, где мы с вами были? Для чего мы ходили в лес? Кто нас просил о помощи? Кому мы смогли помочь? Как мы помогли дятлу? Что позволило нам помочь зайчику? Зачем мы это делали? Как помогли медведице? А чем мы смогли помочь лисе? Какое задание вам понравилось? А какое задание было трудным для вас? Вы меня сегодня очень порадовали. Я вам предлагаю, когда придёте домой, рассказать маме, папе и младшим братикам и сестричкам о наших приключениях.
Библиографический список:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL : https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения детей в детском саду // Сенсорное воспитание в детском саду: пособ. для воспитателей. – М. : Детство-Пресс, 2009. – С. 125-155.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с.
4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. 3-4 года. Наглядное пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 12 с.
5. От рождения до школы. Примерная основная общеоразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы и др. – М. : Мозаика-синтез, 2016. – 306 с.
6. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 2003. – 228 с.