Садриева А.Ш.
«Познаем и исследуем окружающий мир вместе». Сценарий детско-родительского клуба «Развивайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Старший воспитатель
А. Ш. Садриева
МБДОУ "ЦРР-Д/С №73"
Цель: Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; повысить уровень родительской компетентности по проблеме развития у детей познавательной активности.
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители!
Как вы думаете, любознательны ли ваши дети? (высказывания родителей)
Его интересует все новое, неизведанное?
Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?
Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать?
Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?
Публикация «„Познаем и исследуем окружающий мир вместе“, Сценарий детско-родительского клуба „Развивайка“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2014
К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему?
А теперь представьте такую ситуацию:
Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» – и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».
Вопросы:
Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на место пятилетнего ребенка.
Еще одна интересная история:
Инсценировка «Почему?» Ведущий: Сын пришел к отцу с вопросом.
Сын: Пап! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом
Называется зерно?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?
Отец: Да отстань же ты, отстань же
С почемучканьем своим.
Сын: Папа!
Ведущий:Сын вернулся вскоре …
Сын: А бывал в пустыне ты?
Чем питаются киты?
Почему корабль не тонет?
Пап, а что такое грань?
Отец: После, некогда, отстань!
Ведущий:Снова сын пришел к папаше …
Сын: Где луна бывает днем?
Папа, папа, а когда же
Мы с тобой в музей пойдем?
Ведущий:А в ответ сверкнула вспышка:
Отец: У меня свои дела!
Ведущий: И, вздохнув, побрел сынишка
От отцовского стола.
Почему? Когда же? Где же?
Всякий раз ответ один.
Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.
Но однажды в час вечерний
У почтенного отца
От волненья, огорченья
Изменился цвет лица.
Вопрошал родитель сына:
Отец: Вызов в школу? Почему? Что такое?
В чем причина? Совершенно не пойму!
У других, посмотришь, детки
Только радуют сердца.
Почему твои отметки –
Огорченье для отца?
Почему разбил стекло ты?
Поцарапал в школе дверь?
Почему одни заботы
Причиняешь мне теперь?
Почему других ты хуже?
В толк никак я не возьму?
Отчего же? Почему же?
Ведущий: В самом деле, почему? Обсуждение ситуации.
Сотни вопросов обрушивает на взрослых дошколенок. Нередко в спешке, мы просто отмахиваемся от них, иногда занятые своими мыслями, что-то отвечаем.
Ведущий: Хочу обратить Ваше внимание, что в дошкольном возрасте ребенок проявляет невероятный интерес к познанию окружающего мира. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность, успешной реализации которых способствует познавательно-исследовательская деятельность, потому что это активность ребенка, напрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Эта деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с предметами, но в ходе которого дифференцируется его восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
А эффективным методом развития познавательных интересов и интеллектуальных способностей у дошкольного является исследовательский метод – потому что путь к познанию лежит через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА
1. Постановка проблемы.
2. Выработка гипотезы.
3. Опытно-исследовательская деятельность.
4. Формулировка выводов.
Ведущий: Предлагаю подробно остановиться на каждом из структурных компонентов.
ПРОБЛЕМА – затруднение, неопределенность.
Уважаемые участники, помогите сформулировать, что такое проблема?
Способность видеть проблемы – сложное, интегративное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени.
Предлагаю вам специальные игровые упражнения, помогающие в решении этой сложной педагогической задачи. Поиграем?
Ведущий: Увидеть проблему можно путем наблюдения и элементарного анализа действительности.
Игра «Карусель»
Входят дети и становятся по кругу, взявшись за ленты «карусели».
После полного оборота делают остановку в разных «мирах», например, в «мире Воды» (Где вы можете увидеть воду, в «мире огня», а затем в игру играют родители, делают остановку в «мире Движений» (Что может двигаться).
Ведущий: Это помогает ребенку заметить вокруг себя то, что соответствует этому миру и чего они не замечали раньше.
Ведущий: Еще одно из самых важных условий в процессе выявления проблемы – способность изменить точку зрения, посмотреть на объект исследования с разных сторон.
Упражнение «Продолжи рассказ»
Участникам предлагается послушать рассказ и продолжить его, представив себя:
ребенком, гуляющим во дворе с друзьями
уборщицей в магазине
деревом в лесу
«Наступило ясное солнечное утро, а днем небо внезапно покрылось густыми, черными тучами, засверкала молния, загремел гром, началась гроза…»
Ведущий: Так же поможет увидеть проблему способность находить разные варианты значений одного предмета.
Участникам дается задание – найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но реального использования предмета – стакана.
Это задание позволяет ребенку концентрировать свои мысли на одном предмете. Помещая его в разные ситуации, ребенок учится открывать в обыденном новые, неожиданные возможности.
Ведущий: Следующий структурный компонент исследовательского метода – выдвижение гипотезы. Что такое гипотеза? (Предположение, вариант решения)
Делая предположения, какие мы обычно используем слова? (может быть, предположим, допустим, возможно, что если.)
Выдвигать предположения помогает логическое мышление.
Поупражняемся в выдвижении гипотез? Например, рассмотрим свойства песка с точки зрения полезности и бесполезности.
1. Как и где можно использовать песок с точки зрения полезности его свойств?
2. Когда песок может быть бесполезным и даже вредным?
3. Найдем возможные причины таяния снега?
Практическая часть Опытно-экспериментальная деятельность с участниками:
Ведущий: Предлагаю практически потренироваться в прохождении всех структурных компонентов исследовательского метода.
Наша задача: Решить предложенную проблему,
1. Выдвинув несколько возможных гипотез ее решения.
2. Проанализировать их, и одну гипотезу, наиболее верную и целесообразную, практически проверить в опытно-исследовательской деятельности, используя предоставленные предметы-помощники.
3. Сформулировать вывод.
Проблема1:Львенок узнал, что черепаха видит все в зеленом цвете. И захотел посмотреть на мир вокруг глазами черепахи. И не только, еще он захотел увидеть все вокруг в фиолетовом, оранжевом цвете. Как помочь Львенку?
Проблема 2:
Маша пришла к подруге на День рождения и увидела, как необычно украшен дом – воздушными шарами, как будто «прилипшими» к стенам. Как это возможно?
Ведущий:
1. Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
2. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка.
3. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям.
4. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка.
5. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдение и исследование окружающего мира.
Благодарю Вас за смелость вашего ума и за интерес к нашей совместной деятельности.