МААМ-картинки

«Познаем и исследуем окружающий мир вместе». Сценарий детско-родительского клуба «Развивайка»

Садриева А.Ш.
«Познаем и исследуем окружающий мир вместе». Сценарий детско-родительского клуба «Развивайка»
▼ Скачать + Заказать документы

Старший воспитатель

А. Ш. Садриева

МБДОУ "ЦРР-Д/С №73"

Цель: Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; повысить уровень родительской компетентности по проблеме развития у детей познавательной активности.

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители!

Как вы думаете, любознательны ли ваши дети? (высказывания родителей)

Его интересует все новое, неизведанное?

Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?

Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать?

Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?

Публикация «„Познаем и исследуем окружающий мир вместе“, Сценарий детско-родительского клуба „Развивайка“» размещена в разделах

К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему?

А теперь представьте такую ситуацию:

Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» – и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».

Вопросы:

Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на место пятилетнего ребенка.

Еще одна интересная история:

Инсценировка «Почему?» Ведущий: Сын пришел к отцу с вопросом.

Сын: Пап! Папа! Вот смешно!

Почему, скажи мне, просом

Называется зерно?

Как без спичек жили раньше?

Почему бывает дым?

Отец: Да отстань же ты, отстань же

С почемучканьем своим.

Сын: Папа!

Ведущий:Сын вернулся вскоре …

Сын: А бывал в пустыне ты?

Чем питаются киты?

Почему корабль не тонет?

Пап, а что такое грань?

Отец: После, некогда, отстань!

Ведущий:Снова сын пришел к папаше …

Сын: Где луна бывает днем?

Папа, папа, а когда же

Мы с тобой в музей пойдем?

Ведущий:А в ответ сверкнула вспышка:

Отец: У меня свои дела!

Ведущий: И, вздохнув, побрел сынишка

От отцовского стола.

Почему? Когда же? Где же?

Всякий раз ответ один.

Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.

Но однажды в час вечерний

У почтенного отца

От волненья, огорченья

Изменился цвет лица.

Вопрошал родитель сына:

Отец: Вызов в школу? Почему? Что такое?

В чем причина? Совершенно не пойму!

У других, посмотришь, детки

Только радуют сердца.

Почему твои отметки –

Огорченье для отца?

Почему разбил стекло ты?

Поцарапал в школе дверь?

Почему одни заботы

Причиняешь мне теперь?

Почему других ты хуже?

В толк никак я не возьму?

Отчего же? Почему же?

Ведущий: В самом деле, почему? Обсуждение ситуации.

Сотни вопросов обрушивает на взрослых дошколенок. Нередко в спешке, мы просто отмахиваемся от них, иногда занятые своими мыслями, что-то отвечаем.

Ведущий: Хочу обратить Ваше внимание, что в дошкольном возрасте ребенок проявляет невероятный интерес к познанию окружающего мира. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность, успешной реализации которых способствует познавательно-исследовательская деятельность, потому что это активность ребенка, напрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с предметами, но в ходе которого дифференцируется его восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

А эффективным методом развития познавательных интересов и интеллектуальных способностей у дошкольного является исследовательский метод – потому что путь к познанию лежит через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА

1. Постановка проблемы.

2. Выработка гипотезы.

3. Опытно-исследовательская деятельность.

4. Формулировка выводов.

Ведущий: Предлагаю подробно остановиться на каждом из структурных компонентов.

ПРОБЛЕМА – затруднение, неопределенность.

Уважаемые участники, помогите сформулировать, что такое проблема?

Способность видеть проблемы – сложное, интегративное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени.

Предлагаю вам специальные игровые упражнения, помогающие в решении этой сложной педагогической задачи. Поиграем?

Ведущий: Увидеть проблему можно путем наблюдения и элементарного анализа действительности.

Игра «Карусель»

Входят дети и становятся по кругу, взявшись за ленты «карусели».

После полного оборота делают остановку в разных «мирах», например, в «мире Воды» (Где вы можете увидеть воду, в «мире огня», а затем в игру играют родители, делают остановку в «мире Движений» (Что может двигаться).

Ведущий: Это помогает ребенку заметить вокруг себя то, что соответствует этому миру и чего они не замечали раньше.

Ведущий: Еще одно из самых важных условий в процессе выявления проблемы – способность изменить точку зрения, посмотреть на объект исследования с разных сторон.

Упражнение «Продолжи рассказ»

Участникам предлагается послушать рассказ и продолжить его, представив себя:

ребенком, гуляющим во дворе с друзьями

уборщицей в магазине

деревом в лесу

«Наступило ясное солнечное утро, а днем небо внезапно покрылось густыми, черными тучами, засверкала молния, загремел гром, началась гроза…»

Ведущий: Так же поможет увидеть проблему способность находить разные варианты значений одного предмета.

Участникам дается задание – найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но реального использования предмета – стакана.

Это задание позволяет ребенку концентрировать свои мысли на одном предмете. Помещая его в разные ситуации, ребенок учится открывать в обыденном новые, неожиданные возможности.

Ведущий: Следующий структурный компонент исследовательского метода – выдвижение гипотезы. Что такое гипотеза? (Предположение, вариант решения)

Делая предположения, какие мы обычно используем слова? (может быть, предположим, допустим, возможно, что если.)

Выдвигать предположения помогает логическое мышление.

Поупражняемся в выдвижении гипотез? Например, рассмотрим свойства песка с точки зрения полезности и бесполезности.

1. Как и где можно использовать песок с точки зрения полезности его свойств?

2. Когда песок может быть бесполезным и даже вредным?

3. Найдем возможные причины таяния снега?

Практическая часть Опытно-экспериментальная деятельность с участниками:

Ведущий: Предлагаю практически потренироваться в прохождении всех структурных компонентов исследовательского метода.

Наша задача: Решить предложенную проблему,

1. Выдвинув несколько возможных гипотез ее решения.

2. Проанализировать их, и одну гипотезу, наиболее верную и целесообразную, практически проверить в опытно-исследовательской деятельности, используя предоставленные предметы-помощники.

3. Сформулировать вывод.

Проблема1:Львенок узнал, что черепаха видит все в зеленом цвете. И захотел посмотреть на мир вокруг глазами черепахи. И не только, еще он захотел увидеть все вокруг в фиолетовом, оранжевом цвете. Как помочь Львенку?

Проблема 2:

Маша пришла к подруге на День рождения и увидела, как необычно украшен дом – воздушными шарами, как будто «прилипшими» к стенам. Как это возможно?

Ведущий:

1. Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

2. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка.

3. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям.

4. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка.

5. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдение и исследование окружающего мира.

Благодарю Вас за смелость вашего ума и за интерес к нашей совместной деятельности.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Растим любознательных» Педагогический проект "Растим любознательных" (работа с родителями) Вид: краткосрочный. Тип: • информационно – практико – ориентированный;.

План-конспект круглого стола для родителей «Растим любознательных почемучек» с включением тренинга «Метод кинезиологии» Участники: родители и педагогический коллектив (воспитатели, логопед) логопедической группы Программное содержание: • продолжать привлекать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Познаем и исследуем окружающий мир вместе». Сценарий детско-родительского клуба «Развивайка»
Опубликовано: 1 октября 2014 в 11:34
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Познаем и исследуем окружающий мир вместе». Сценарий детско-родительского клуба «Развивайка»» (включая файлы) размещена пользователем Садриева А.Ш. в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД