Ольга Шишмарева
Сценарии и тактики семейного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В каждой семье присутствует своя, далеко не всегда оптимальная система воспитания. Обособлены четыре тактики воспитания и соответствующие им четыре типа внутрисемейных отношений : диктат, опека, нейтралитет и сотрудничество. [7, с. 220]
Диктат проявляется в постоянном подавлении родителями инициативности и чувства собственного достоинства у ребёнка. Родители предпочитают другим видам воздействия приказ и насилие, откуда следует сопротивление ребенка, который, естественно, отвечает на принуждение, угрозы ложью, агрессией, ненавистью. Но даже если его сопротивление сломлено, вместе с ним исчезают независимость, чувство собственного достоинства, уверенность в себе и своих возможностях, и все это — гарантия неудачного формирования личности. [7, с. 221]
Публикация «Сценарии и тактики семейного воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Семья. Сценарии семейных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Опёка - система отношений, когда родители ограждают ребёнка от труда, забот, усилий и трудностей. При этом не происходит активное формирование личности. Родители блокируют процесс подготовки детей к реальности внешнего мира (гиперопёка). Результатом является пассивность, несамостоятельность, трудности в общении. Имеется и противоположное понятие — гипоопёка, т. е. сочетание родительского равнодушия с полным отсутствием контроля. В итоге, повзрослев, они превращаются в эгоцентричных циников, которые по-прежнему требуют исполнения всех своих желаний и капризов. [7, с. 222]
Нейтралитет предполагает параллельное сосуществование двух миров: детского и взрослого, и ни детям, ни родителям не стоит переступать намеченную таким образом линию. Основой подобного типа взаимоотношений служит пассивность родителей в качестве воспитателей. [7, с. 223]
Сотрудничество же предполагает облечение межличностных семейных отношений в семье совместным бытом и общими целями, ее высокой нравственной идеологией. Таким образом можно преодолеть детский эгоизм и эгоцентризм. Семья, где ведущий тип взаимоотношений - сотрудничество, обладает особым качеством, она переходит в группу высокого уровня развития — коллектив. [7, с. 223]
Одним из ведущих спектров отношений в семье является общение. Однако исследователи обращают внимание на то, что общение в семье может осложняться. [9, с. 85] Обычно оно приходится на вторую половину дня, когда члены семьи испытывают острую потребность в отдыхе, и может проходить на фоне усталости и раздражительности. Также оно связано с ежедневными бытовыми хлопотами, что обесценивает его содержательность.
Главное в установлении доверительного общения – совместное устремление к общей цели и к разрешению проблем. При участии ребёнка в общей жизни семьи исчезает авторитарность воспитания, уступая место естественному общению. [6, с. 28]
Педагоги В. Заслуженюк и В. Семиченко рекомендуют некоторые положения, которые могли бы оказать помощь в воспитании. [9, с. 92]
1. Необходимость определиться с собственной концепцией воспитания.
2. Определение границ невмешательства в дела ребенка. Также предлагается предоставить ребенку возможность приспособить к своим действиям родителей, стараясь быть ненавязчивым. Ребенок должен сознавать, что он имеет право влиять на события семейной жизни.
3. Диагностика мотивов взаимодействия между детьми и родителями.
4. Умение контролировать себя и ситуацию, сопротивляться внешней провокации.
5. Оберегание ребенка от внешних воздействий. К примеру, если нет возможности изменить обстоятельства, можно попробовать изменить собственное отношение к ним.
6. Обогащение воспитательного потенциала путем вдумчивого анализа чужого опыта, заимствования эффективных средств воздействия.
7. Умение учиться на собственных ошибках в воспитании, конфликтах, любом событии, т. к. они являются почвой для дальнейшего изменения личности не только ребенка, но и родителей. [9, с. 92-93]
Всех сложностей внутрисемейных отношений не избежать. Однако воспитание чуткости, уверенности в себе поможет в решении семейных проблем с меньшими трудностями, чем при стихийном течении событий.
Разрушительное влияние на взаимоотношения оказывает пониженная эмоциональная чувствительность родителей, негибкость их отношения к ребенку, психологическая «глухота» и концентрация на собственных переживаниях. В совокупности это порождает у ребенка недоверие к взрослым, ощущение собственной ненужности, создаёт конфликтный тип личности.
Исследователь детского невротизма В. Гарбузов [2, с. 10-11] выделяет несколько типов неправильного воспитания : гиперсоциальный, тревожно- мнительный, эгоцентрический. Гиперсоциальный тип неправильного воспитания встречается чаще. В семье придерживаются «строгих» правил: до формализма пунктуально выполняются рекомендации по «идеальному» воспитанию, почерпнутые из книг.
Ребенок у гиперсоциальных родителей как бы запрограммирован, чрезмерно дисциплинирован, чересчур гипомнителен.
При гиперсоциальном воспитании подавляется темперамент, в результате чего у детей формируется гиперсоциальный или тревожно-мнительный характер, доходящий до невроза, если они терпят тяжелую неудачу. [2, с. 11]
Тревожно-мнительный тип наблюдается в тех случаях, когда с рождением ребенка одновременно возникает и неотступная тревога за него, за его здоровье и благополучие. Ребенок в таком случае несамостоятелен, нерешителен, раним, обидчив, неуверен в себе. [2, с. 11]
Эгоцентрический тип наблюдается в семье с недостаточным уровнем ответственности в отношении будущего. Ребенку навязывается представление о себе как об эгоцентрическом сверхважном субъекте. [2, с. 11]
Не владея педагогическими знаниями, родители в поисках детского послушания прибегают к малоэффективным мерам воздействия: к нотациям, угрозам, наказаниям. Категоричность, импульсивность, навешивание ярлыков, стремление быстро добиться положительной реакции на свои действия, получить видимость результата - вот частичный набор методов семейного воспитания. Инертность, нежелание вдумываться, обсуждать свое влияние на воспитание ставит детей в зависимое положение от родительских воли и настроения.
Основной ошибкой, как высказал ещё Л. Н. Толстой, является то, что они берутся за воспитание детей, не утруждаясь самовоспитанием.
Несомненно, психологические и педагогические знания - необходимость, но одних только знаний мало. Хороши ли чересчур категоричные, уверенные в своей правоте родители? А мнительные, с навязчивой гиперопёкой, постоянно сомневающиеся в своих силах? [5, с. 81]
Любая неожиданность в поведении ребенка пугает их, им кажется, что они для ребёнка не авторитет. Часто подозревают детей во множестве вредных привычек, выказывают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров и наклонностей, неблагоприятного влияния «уличных детей», выражают сомнение в психическом состоянии собственного ребёнка. [1, с. 40]
Получается, что ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших родителей. Родителями учатся быть так же, как учатся быть мужьями и женами, как постигают секреты мастерства и профессионализма в любом другом деле.
Естественно, существует возможность ошибок и сомнений, временных неудач, поражений, сменяющихся победами. К тому же, все родители разные так же, как и их дети не похожи друг на друга. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, являются неповторимыми и глубоко индивидуальными.
К примеру, если взять утопию и предположить, что родители идеальны во всех аспектах и знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли способны осуществить главнейшую родительскую задачу - воспитать в ребенке самостоятельность и стремление к новым знаниям. [5, с. 81]
Главная задача отца и матери заключается в создании у ребенка уверенности в их любви и заботе. Это подчёркивается целым рядом обстоятельств. Достаточно часто дети, повзрослев, уходят от родных, утрачивая эмоциональные связи с близкими людьми. Только на основе любви можно воспитать нравственность, любовь способна научить любви. [4, с. 44]
Некоторые родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать эту любовь детям, пологая, что это приведёт лишь к избалованности, эгоизму, повышенному самолюбию. Однако эти неблагоприятные личностные черты возникают в большей степени от недостатка любви.
Постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. [4, с. 60]
Требование равенства позиций в диалоге опирается на тот неоспоримый факт, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей. Оно состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей. [8, с. 23; 15, с. 14]
Оно означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Также необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило - признать права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. В повседневной жизни следует с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. [8, с. 125]
Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок. Нетерпимость к индивидуальным, творческим проявлениям ребенка приводит к искаженным отношениям к окружающим к себе, протесту, а часто и к психическим нарушениям. [3, с. 126]
Ссоры между детьми и родителями закаляют характер, выступают как субъективный опыт детей. Они естественны, при условии, что в их основе не лежит мотив предательства. [3, с. 128; 17, с. 28]
Из всего вышесказанного можно вывести, что:
1. Лучшей семейной тактикой является сотрудничество.
2. Лучшим сценарием воспитания – постоянный психологический контакт с ребёнком.
3. Доверительное общение и любовь между детьми и родителями – лучшие предпосылки к развитию личности ребёнка.
4. Ребёнок и его родители обладают равенством позиций.
5. Иногда родителям необходимо обращаться к помощи специальной литературы – с целью самовоспитания и улучшений отношений в семье.
6. Неправильное воспитание может привести к детскому неврозу.
7. Ссоры не наносят вреда семейным отношениям, при отсутствии в них предательства.
Список литературы
1. Кулик, Л. А. Семейное воспитание [текст] / Л. А. Кулик, Н. И. Берестов. - М. : Просвещение, 1990. - 23, 27, 40 с.
2. Гарбузов, В. И. Воспитание ребёнка [текст] / Гарбузов В. И. - СПб. : КАРО, 2006. - 10-11 с.
3. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды, в 2х томах [текст] / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. – М. : Педагогика, 1986. - 126, 128, 230 с.
4. Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья [текст] / А. С Спиваковская. - М. : Эксмо-Пресс, 1999. - 20-66 с.
5. Спиваковская, А. С. Как быть родителями [текст] / А. С. Спиваковская – М. : Педагогика, 1986. - 81 с.
6. Колосова, С. Л. Основы психодиагностики [текст] : Учебное пособие / С. Л. Колосова. – Сыктывкар, 2000 – 28 с.
7. Кулик, Л. А. Семейное воспитание [текст] / Л. А. Кулик, Н. И. Берестов. - М. : Просвещение, 1990 - 220-223 с.
8. Акимов, И. А, О природе таланта. т. 1 [текст] / И. А, Акимов, Клименко В. - Ст. : М, 1994. - 23, 80 с.
9. Заслуженюк, В. С. Родители и дети [текст] / В. С. Заслуженюк, В. А. Семиченко. - М. : Просвещение, 1996. - 67-102 с.