Юлия Плешкова
Сценарии активизирующего общения по А. Г. Арушановой
▼ Скачать + Заказать документы
Как грузовичок искал друга
(Совместное сочинение сказки)
Программное содержание. Правильно протяжно произносить звуки с и з, различать их на слух, произносить слова, интонационно выделяя эти звуки. Включаться в сочинение сказки совместно с воспитателем (по набору игрушек).
Материал. Кузовок с игрушками, в названиях которых есть звуки с и з: самосвал, грузовичок, лиса, коза, заяц, салфетка.
План. Дети получают письмо от Старика Годовика и «волшебный кузовок». Воспитатель объясняет, что Старик Годовик – сказочник и волшебник, сочинитель сказок и загадок. Предлагает детям сесть на стулья, стоящие полукругом. Читает письмо:
Публикация «Сценарии активизирующего общения по А, Г, Арушановой» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
«Здравствуйте, ребята. Я приготовил вам сюрприз: волшебный кузовок. Этот кузовок необыкновенный: в нем живут звуки, слова, загадки и сказки. Чтобы кузовок показал свое волшебство, нужно очень внимательно слушать и сидеть тихо-тихо. А то из волшебных звуков не сложится ни слов, ни сказок. Все зависит от вас. Желаю вам найти в кузовке все его чудеса.
Старик Годовик»
Воспитатель предлагает детям отгадать на ощупь, что лежит в волшебном кузовке. Подносит накрытый салфеткой кузовок к детям, сидящим в разных местах ( выборочно: слева, справа, посередине). Ребенок ощупывает игрушку под салфеткой. Отвечает на вопросы воспитателя.
– Кто это? (Лиса)
– Лис-с-са – какой звук слышится в этом слове? Произнеси сло-во так, чтобы слышался звук с.
Названная игрушка выставляется на стол воспитателя. Аналогично рассматриваются остальные игрушки. Каждое слово проговаривается с выделением звука с или з. Определяется, какой звук выделили.
На столе организуется ситуация: в центре стола грузовичок; поодаль стоят коза, лиса, заяц и самосвал. Воспитатель:
– Ребята, наши игрушки из сказки, которая называется «Как грузовичок искал друга». Эту сказку будем сочинять вместе: я буду начинать, а вы мне подсказывайте, как дальше сказать.
Далее воспитатель начинает рассказывать сказку, сопровождая рассказ действиями с игрушками и интонацией незавершенности и паузами приглашая детей включиться в сочинение – сотворчество.
«Жил-был на свете. грузовичок. (Воспитатель берет игрушку в руки и показывает детям.) Он был очень одинок, у него не было. (друга). Поехал грузовичок друга. (искать). Едет, едет по дороге, а навстречу ему. (коза). Остановился грузовичок и спрашивает:
– Вам не нужен друг?
– А что ты умеешь делать?
– Я умею. (катать).
– Прокати.
Залезла коза в кузов, а тут лиса дорогу. (перебегает).
– Вам не нужен. (друг?
– А что. (ты умеешь делать?
– Я. (умею катать).
– Прокати.
Стало их уже двое в грузовичке. Катятся. (звери на грузовичке, а навстречу. (заяц).
– Вам не нужен. (друг?
– А что. (ты умеешь делать?
– Я умею. (катать).
– Прокати.
Стало их трое в грузовичке. Катятся звери, а навстречу. (самосвал).
– Вам. (не нужен друг?
– А. (что ты умеешь делать?
– Я. (умею катать).
– А я умею грузы перевозить и сваливать их в кучу. Как же все мы будем дружить?
– А вот как, – говорит лиса. (Она, как вы знаете, очень умная.) Вы – грузовичок и самосвал – будете работать на стройке, грузы возить. А мы будем помогать: коза будет молоко. (давать, заяц – в барабан. (бить, а я, лиса, сказки. (рассказывать)».
– Вот какая у нас сказка получилась. Кто хочет рассказать и показать ее еще раз?
Вызывает двоих детей и предлагает договориться, кто рассказывает начало, а кто – конец. Игрушки следует оставить в свободное пользование, чтобы дети могли самостоятельно поиграть ими и пообщаться.
Лиса и рак
(Инсценировка сказки)
Программное содержание. Рассказывать и разыгрывать сказку. Образовывать близкие по смыслу однокоренные слова (хитрый, хитрющий, хитроватый, хитрый-пре-хитрый, подбирать синонимы к слову (не хитрая, а глупая, глуповатая, простоватая, неумная).
Материал. Лиса и рак (игрушки-самоделки).
План. Воспитатель предлагает детям сесть на стулья, стоящие полукругом. На столе сюрпризно появляются лиса и рак. Воспитатель рассказывает сказку:
«Лиса встретила рака и говорит ему:
– Давай с тобой перегоняться!
– Ну, что ж, лиса, давай.
Начали перегоняться.
Как только лиса побежала, рак уцепился ей за хвост.
Добежала лиса до места, а рак не отцепляется.
Обернулась лиса посмотреть, далеко ли рак ползет, вильнула хвостом. Рак отцепился и говорит:
– А я тебя давно тут жду».
Воспитатель:
– Что предложила лиса раку? (Перегоняться.)
– Как об этом сказать по-другому? (Бежать наперегонки, кто вперед добежит, кто скорее.)
– Каким в сказке оказался рак?
– Как об этом сказать по-другому?
– Какая в этой сказке лиса? Не хитрая, а.
Далее воспитатель предлагает разыграть сказку двоим детям. Договориться, кто будет Лисой, кто Раком. Рассказывает сказку, а дети говорят от лица героя и изображают действие.
После занятия игрушки остаются в пользовании детей, чтобы они могли самостоятельно разыграть сказку, рассмотреть игрушки, пообщаться.
Наши четвероногие друзья
(Беседа)
Программное содержание. Развивать диалогическую форму речи, умение принимать участие в групповом разговоре (внимательно слушать, отвечать на вопросы, инициативно высказываться, реагировать на высказывания партнера).
Материал. Открытки с изображением животных уголка природы (собака, кошка, черепаха, попугайчик и т. п.).
План. (Проводится по подгруппам в то время, когда часть детей занимается с другим педагогом.)
Воспитатель выставляет на панно открытки с изображением животных уголка природы. Дети обращают на это внимание, подходят к панно. Педагог дает им возможность рассмотреть открытки, свободно обменяться впечатлениями. Затем приглашает сесть на диван. Садится сам, обращается к детям.
– Вы, наверное, узнали своих четвероногих друзей. Расскажите, какие животные живут у вас дома. (Высказывания детей.)
– Расскажите, как живется вашим животным друзьям. Что они умеют делать, как проводят время? Как вы ухаживаете за животными? Чем кормите? Любят ли ваши четвероногие друзья купаться? Случалось ли что-то смешное, интересное с вашими животными, птичками, рыбками?
– Когда я была школьницей, я ездила на летние каникулы в лагерь. Лагерь стоял в лесу. Там мы подобрали ежика и принесли его домой. Ежику понравилось у нас. Дети приносили ежу разные лакомства. А знаете чем лакомится ежик? (Высказывания детей.) Мы приносили ежику улиток, дохлых мух, червяков. Очень любил он домашние котлеты и молоко. Днем ежик почти все время спал, а ночью шумел: громко стучал лапками по полу при ходьбе, шуршал газетой, фыркал. Незаметно прошло лето. Пришла пора возвращаться домой. Мы выпустили ежика, и он убежал в лес строить гнездо на зиму.
– А как вы думаете, ребята, можно ли вот так же отпустить жить на улице без хозяина кошку, собаку, попугайчика? Почему? (Рассуждения детей.)
– Да, ежик живет в лесу, поэтому его нужно было отпустить, а кошка и собака нуждаются в уходе. Их дом в доме человека. Человек должен быть в ответе за тех, кого приручил.
Обитатели городского парка
(Беседа)
Программное содержание. Принимать участие в групповом разговоре, слушать партнера, реагировать на его высказывания, самостоятельно рассуждать.
Материал. Пейзаж на тему «Осенний парк». Кормушка для птиц из пакета из-под молока.
План. Воспитатель выставляет на панно картину. Дети обращают на нее внимание, подходят ближе, обмениваются впечатлениями. Воспитатель выжидает, когда дети рассмотрят внимательно картину, приглашает сесть. Обращается к группе:
– Сейчас стоит поздняя осень. Какое настроение вызывает у вас осенний пейзаж? (Задумчивое, грустное.) Какие приметы поздней осени? (День короткий, дожди, холодно, с деревьев облетела листва, птицы улетели в теплые края.)
– О ком загадка: «Летом гуляет, а зимой спит’? (Медведь.)
– Кто еще засыпает под зиму? (Ежик, лягушки, насекомые, черепахи.)
– Где спит зимой медведь? (В берлоге.) Ежик? (В гнезде.) Насекомые? (Под корой, в старых пнях.)
– Почему некоторые живые существа к зиме прячутся и впадают в спячку? (Они боятся холода, им нет пропитания.)
– А кто же остается зимовать в городском парке? (Вороны, галки, голуби, воробьи, синички, белочки.) Чем они питаются? (Шишками, ягодами рябины, летними припасами, отыскивают корм около мусорных ящиков.)
– Что можно сделать, чтобы у обитателей парка всегда был корм? (Кормушки.) Чем можно прикармливать птиц? (Хлебом, семечками, пшеном.)
– Кто из вас видел или сам делал кормушки для птиц? Из чего делаются кормушки? (Из фанеры, из пакетов из-под молока.) Почему лучше сделать кормушку, а не сыпать корм просто на землю? (Чтобы корм не заносило снегом, чтобы птицы и белочки знали место, где всегда есть корм.) А еще, ребята, кормушки нужны, чтобы корм доставался всем зверюшкам и птицам, а не только голубям и воронам. Когда корм сыплют просто на землю, они прилетают самыми первыми и всех отталкивают. А к кормушке с крышей им подобраться сложно. Вот посмотрите, какую кормушку я смастерила. Давайте повесим ее на участке и будем подкармливать птиц.
Узнай на вкус
(Дидактическая игра)
Программное содержание. Закрепить правильное произношение звуков с, сь, учить различать их на слух, подбирать слова с заданным звуком. Подбирать определения к слову (кислый, кисловатый, сладкий, кисло-слад-кий, душистый, вкусный, сочный). Образовывать однокоренные слова (кислый, кисловатый, кислый-пре-кислый). Уточнить значение слова фрукты (сочные плоды, растущие на дереве). Ориентироваться на род прилагательного при отгадывании загадки. Составлять о фруктах короткие рассказы-описания.
Материал. Кузовок, в нем горшочек с дольками фруктов, фрукты.
План. Воспитатель вносит в группу кузовок. Дети обращают на него внимание, заглядывают внутрь, разглядывают фрукты. Воспи-та-тель приглашает детей сесть на ковер полукругом. Предлагает определить по вкусу, что лежит в горшочке, описать свои ощущения: кислый или сладкий, сочный ли, душистый ли. Дает кусочки на пробу («открой рот – закрой глаза», задает вопросы: «Что это?», «Какой на вкус?», «Душистый?», «Сочный?» (Вопросы задаются по мере необходимости. Следить, чтобы ребенок не говорил с полным ртом.)
Воспитатель:
– В горшочке ломтики лимона, апельсина, мандарина, хурмы. Как назвать их одним словом? Это. (фрукты). Какие фрукты на вкус? (Сладкие и кислые, сочные, вкусные.) Где растут фрукты? (В саду, на деревьях.)
Воспитатель обобщает ответы детей: яблоки, лимоны и апельсины – фрукты. Они сочные. Растут на деревьях.
– Какие еще фрукты вы знаете? (Сливы, вишни, персики, абрикосы, ананасы, груши, грейпфруты.)
Дети называют сами. Что не назвали – добавляет воспитатель.
– Отгадайте, что это такое, круглая, оранжевая, сладкая? (Это хурма).
– Круглый, оранжевый, сладкий? (Мандарин).
– Круглый, оранжевый, кисло-сладкий? (Апельсин).
– В названиях каких фруктов есть звук сь? (Апельсин, персик.) В названиях каких фруктов слышится звук с? (Слива, абрикос, ананас.) Придумайте свои загадки о фруктах. Опишите плоды, скажите, какие они по цвету, по размеру, на вкус. (Вызвать желающих.)
В заключение дети ставят кузовок на полку в ожидании новых сюрпризов.