марина лукьянская
Сборник русских народных игр в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №35 комбинированного вида «Непоседы»
Сборник русских народных игр в детском саду
составитель: Лукьянская Марина Николаевна,
музыкальный руководитель
Новосибирск, 2021
Публикация «Сборник русских народных игр в детском саду» размещена в разделах
Популярные российские игры для дошкольников-естественная основа успешного воспитания. В русских народных играх дети могут столкнуться с замечательными мелодиями, наигрышами, исполненными на родном языке, на нородных инстументах. Они приближают ребенка к прекрасному, порождают в сознании детей, любовь к добру.
Игры имеют глубокий моральный фон. Игра-это основное занятие ребенка, благодаря которому он познает окружающий мир. В играх ребенок учится быть добрым, трудолюбивым, любить природу, свою Родину, свою культуру. В играх ребенок утоляет жажду активности, развивает умственные способности и воображение, воспитывает способность преодолевать неудачи, переживать их, заботиться о себе и вершить правосудие. Игра-Школа физкультуры. Дети развивают ловкость, меткость, быстроту и силу, постоянно получая физическую активность, дети тренируют свое тело. Самое важное, дети развивают вокальные данные, хореографические элементы, чувство ритма, память. Бесценным национальным богатством являются русские народные игры
Цель:
-приобщить детей к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры, способствовать формированию ценностных ориентиров в соответствии с нравственными принципами «народной педагогики».
Задачи:
Создать систему работы, по приобщению к народной культуре через русские народные игры;
Создать условия для применения полученных знаний; подготовить атрибуты к играм; обучить педагогов;
Воспитывать интерес и любовь к национальной культуре;
Использовать накопленный материал в проведении народных праздников.
1.«Дедушка Сысой» русская народная игра
Дети поют: -Здравствуй, седой дедушка Сысой,
Не тряси бородой, словно веничком,
Не стучи клюшечкой, словно ступочкой,
А послушай, что мы скажем да посмотри, что мы покажем.
Дедушка Здравствуйте, детушки-малолетушки,где вы бывали?
Дети -Во сыром борочке!
Дедушка- А что вы там делали?
Дети- Постояли на кочке, посидели на пенёчке!
Дети имитируют задуманные движения, дедушка Сысой отгадывает и ловит детей.
2.«Заинька»
Ой, некуда заиньки выскочить
Ой, некуда серому выпрыгнуть, ой
Города турецкие, ой
Замочки нямецкие, ой (пока поется песня, заяц пытается выбежать из круга, дети держатся на руки и непропускают зайку)
Ну- ка заяц шоком боком (дети хлопают в ладоши, заяц в кругу пляше)
Перед нашим хороводом
Ну-ка заяц повернись
Всем девченкам поклонись (заяц кланится девочкам, и выбирается другой заяц-вода)
3.«Дудорь»
Дударь дударь -дударище (дети ходят по кругу поют песню)
Старый старый -старичище (дударь стоит в кругу приплясывает)
Его под колоду, Его под сырую
Дударь дударь что болит? (дети останавливаются и спрашивают, задорно)
Дударь отвечает … рука, нога, нос, голова…. Когда зачет может сказать «выздоровил я» тогда выбирается другой дудорь и игра продолжается.
4.«Трынцы брынцы бубенцы»
Дети стоят в кругу взявшись за руки
Качают руками и говорят слова (в кругу стоит 2 ребенка вода-догоняющий с закрытыми глазам и убегающий с бубенцами)
«тринцы брынцы бубенцы
Озорные молодцы
Диги диги диги дон
Отгодай откуда звон»
Убегающий звенит в бубенцы, вода по звуку должен его задеть, игра проходит в кругу, руки расцеплять нельзя.
Когда вода догнал бубенцы, выбирается следующая пара.
Упрощенный вариант для деток по младше, все так же только глаза открыты
5. «Веночек»
Поют: В саду девочки гуляли, красавицы цветы рвали,
Цветы рвали, сорывали, венки вили, совивали,
На головушку сажали, себя сами украшали.
Украшали, упряжали, в хороводе постояли.
Во время пения девочки передают веночек, с окончанием песни, веночек одевается на голову.
Вед. Веночек, веночек, спрячься в теремочек.
Девочка снимает венок с головы и говорит:
- Вот он, вот он, твой веночек, догони меня, дружочек.
Оббегает круг и встаёт на своё место. Если её догоняет водящий. Она отдаёт венок.
6.«Кувшинчик»
Дети стоят в кругу, водящий в центре отбивает мяч и поё т:
- Я кувшинчик уронил, и об пол его разбил,
Раз, два, три – это верно будешь ты.
Бросает мяч ребёнку, который должен поймать и стать ведущим.
7.«Ручеек» русская народная игра.
Дети строятся в две колонны, руки кладут друг другу на плечи. Рядом кладут две длинные ленты «ручейки».
- Разлился ручеек, золотой рожок. Ух!
Дети всей командой должны перепрыгнуть через ленту. Кто наступил, выходит из игры «с мокрыми ногами».
- Разлился водой, холодной ключевой. Ух!
- Разлился водой, прохладной снеговой. Ух!
- По пням, по болотам, по лесным колодам. Ух!
Выигрывает та команда, в которой останется больше участников.
8.«Гори ясно» русская народная игра.
Вариант 1
Дети идут по кругу, в середине в платочком стоит водящий.
Поют: — Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Глянь на небо, птички летят, колокольчики зенят.
Раз, два не воронь, беги как огонь.
Водящий останавливается с платком возле 2 участников, с окончанием песни дети оббегают круг, кто первый возьмёт платок, становится водящим.
Вариант2
Дети стоят ручейком парами, ведущий с колокольчиком стоит впереди лицом к ручейку в руке колокольчик, дети поют туже песню, после слов «…. Беги как огонь» последняя пара обегает ручеек, каждый ребенок бежит со своей стороны, кто первый задел колокольчик тот становится на место ведущего, то кто не успел становится вперед с тем ребенком у кого был колокольчик, игра может продолжаться пока все дети не пробегут.
9. «Кривой петух»
Водящему завязывают глаза, крутят на месте. Дети стайкой подходят и спрашивают:
- Кривой петух, на чём стоишь?
Петух: — На иголочках.
- И не колко тебе?
Петух: — На подковочках.
Поют:
- Ступай в кут, там блины пекут,
Там блины пекут, тебе блин дадут.
Стучат ногой в пол.
Петух: -Кто там?
- Тарас! Лови нас, не открывая глаз!
Петух ловит детей с закрытыми глазами. Затем он должен определить, кого поймал, только после этого он может открыть глаза.
10.«Яша»
Дети стоят в кругу, в центре сидит водящий «Яша» с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и поют:
Сидит, сидит Яша, под ореховым кустом.
Грызёт, грызёт Яша орешки калёные, ядра золочёные.
Чок, чок, пятачок, вставай, Яшенька дружок.
Где твоя невеста? В чём она одета?
Как её зовут? И откуда привезут?
«Яша» с закрытыми глазами идёт вперед и натыкается на ребят, стоящих в кругу. Выбирает «невесту» и открывает глаза.
11.«Косой плетень»
Дети сидят на лавочке, в
одящий с песней идёт мимо детей и берёт рукой одного ребёнка, следующий также берёт свободной рукой очередного участника, так продолжается до тех пор, пока все дети не построятся в цепочку.
Поют: — Косой плетень, заплетайся,
Золотая труба прививайся!
Затем водящий заводит «улитку». В стороне стоят несколько ребят. Они ждут, когда водящий закончит песню.
С криком : «Вали плетень!» ребята толкают «улитку», все участники разбегаются в разные стороны.
12.«Ремешок»
Дети сидят в кругу с закрытыми глазами. Водящий с ремешком в руке идёт за кругом и поё т:
- Прячу, прячу ремешок под калиновый кусток.
А кто зореньку проспит, того бить, колотить. -2 раза
По окончании песни водящий бросает участнику игры ремешок за спину и убегает. Тот, кому достался ремешок, хватает его и бежит за водящим, пытаясь ударить. Водящий оббегает один круг и садится на свободное место. Если участник его догоняет, то ремешком осаливает водящего, бросает под ноги ремешок и убегает на своё место. Игра повторяется сначала.
13.«Орех»
Дети сидят на скамейке, считалкой выбирают водящего.
Водящий прячет за спиной в кулачок орех.
- В лесу на поляне стоит орешник в зелёном кафтане,
Богач не велик, но орешками наделит.
Водящий вытягивает обе руки и подходит к играющим:
- На кусту орех родился, под куст свалился.
Твоё или моё?
Участник должен отгадать, где лежит орех. Если угадал, становится водящим:
- А про эту сласть и у меня есть снасть!
14.«Дедушка Ермак».
Дети считалкой выбирают дедушку Ермака, он встаёт в середину круга.
Дети идут по кругу и поют:
- Трах, трах, тара-рах!
Растёт мак на горах!
Мак, мак, маковочек,
Золотой цветочек.
Встаньте все в ряд,
Спросите про мак.
Дети спрашивают:
- Дедушка Ермак, садил ли ты мак?
- Садил.
- Дедушка Ермак, полол ли ты мак?
- Полол.
- Дедушка Ермак, цветёт ли мак?
- Цветёт.
- Дедушка Ермак, созрел ли мак?
- Созрел.
- Дедушка Ермак, а не пора ли трясти мак?
- Пора.
После этих слов дедушка Ермак убегает, дети его догоняют и начинают легонько трясти.
15.«Царевич – королевич» русская народная игра.
Водящий стоит в центре, участники идут с песней по кругу:
- По загороду гуляет, по загороду гуляет
Царевич-королевич, царевич – королевич.
Водящий подходит к девочке и кланяется, затем девочку ведёт в середину круга.
Он невесту выбирает, он невесту выбирает,
Царевич – королевич, царевич – королевич.
Пара стоит спинами друг к другу. Дети считают:
- Раз, два, три!
Мальчик и девочка поворачивают головы: если в одну сторону - уходят вместе, взявшись за руки, если в разные стороны, то расходятся по разным сторонам.
Результатами проведё нной работы являются:
- использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок;
- умение играть самостоятельно в подвижные игры;
- знание фольклорных героев, умение узнавать их в изобразительном искусстве;
— активное участие в русских народных праздниках (знают название праздника, исполняют песни, стихи)
— бережное отношение к предметам быта, произведениям народно-прикладного искусства;