Марина Кортусова
Сборник домашних заданий для детей с ТНР 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Сборник домашних заданий
для детей с ТНР 5-7 лет
СОДЕРЖАНИЕ
1. Содержание
2. Сад. Фрукты. Огород. Овощи.
3. Посуда. Мебель
4. Домашние животные. Домашние птицы.
5. Одежда. Обувь. головной убор.
6. Перелетные птицы. Дикие животные.
7. Здравствуй осень. Лес (ягоды, грибы, деревья).
8. Зима. Зимние забавы. Зимующие птицы.
9. Наш город. Продукты питания.
10. Животные жарких стран. Животные Севера.
11. Животный мир морей и рек. Пресмыкающиеся.
12. Транспорт. Космос.
Тема: Сад. Фрукты.
Публикация «Сборник домашних заданий для детей с ТНР 5–7 лет» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Родителям рекомендуется: рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом фрукты; обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус; по возможности показать и рассказать ребенку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте); рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов. Приготовьте фруктовый салат. По очереди угадывайте фрукты на вкус с закрытыми глазами
1. Д/И «Угощения от бабушки» Бабушка сварила яблочное варенье. Бабушка сварила клубничное варенье. (слива, апельсин, банан и т. д.
2. Д/И «Мой-моя-мои-мое»
3. Д/И. Четвертый лишний: яблоко, груша, картошка, лимон
Малина, клубника, черника, апельсин и т. д.
4. Д/И «Подбери признак» яблоко (какое); апельсин (какой) и т. д.
5. Упражнение: узнай по описанию. Попросите ребенка составить описательную загадку о фруктах по плану: цвет, форма, вкус.
6. Записать со слов ребенка рассказ «Яблоня»
7. Объяснить фразеологизм «Не нашего поля ягоды»
Тема: Огород. Овощи.
Родителям рекомендуется: рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, горох, лук, перец; объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»; обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус; по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет.); совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей.
1. Поиграть в игру: «Скажи ласково».
Помидор – помидорчик; огурец – огурчик; капуста – капусточка и т. д.
2. Игра «Один - много»
Один огурец – много огурцов; одна редиска- много редисок: один баклажан – много баклажанов.
3. Игра «Подбери слово»
Помидор (какой) – красный, круглый, спелый.
Огурец (какой) – зеленый, длинный, овальный, колючий и т. д
4. Упражнение «Придумай загадку» по плану:
- цвет;
- форма;
- размер.
5. Игра «Что из чего?» Сок из моркови – морковный сок и т. д.
6. Придумать предложение с словами (на тему овощи). Посчитать количество слов в предложении. Выложить схему предложения.
7. Объяснить фразеологизм «Проще пареной репы».
Тема: Посуда.
Рассмотрите вместе с ребенком посуду - кухонную, чайную, столовую. Покажите, где дома хранится посуда (в шкафу, в буфете, в столе, в серванте). Обратите внимание на то, что посуда может биться. В качестве экскурсии сходите вместе в магазин, где продают посуду.
1. Игра «Скажи наоборот» Чашка легкая – чайник тяжелый; стакан высокий – чашка …; тарелка чистая – …; блюдце мелкое – тарелка…; половник большой – ложка …; бокал хрупкий – кружка … и т. д.
2. Игра «Из чего - какой?» Горшок из глины – глиняный. Терка из железа –. ; сервиз из фарфора – …; крышка кастрюли из стекла –. ; ручка половника из пластмассы – …; бокал из хрусталя –. ; кастрюля из алюминия - …; ложка из дерева – …
3. Игра «Где живут продукты?» Сахар – в сахарнице; соль - …; молоко - …; хлеб - …; сухари - …; конфеты - … и т. д.
4. Игра «Сосчитай» (от 1 до 5). Глубокая тарелка; розовое блюдце; заварной чайник; хрустальный бокал и т. д.
5. Повторить предлоги. Попросите ребенка выполнить Ваши задания такие как: Поставь чашку слева от блюдца, а ложку положи слева от чашки. Поставь блюдце на чашку, под нее, за нее, между чашкой и ложкой и т. д.
6. Объяснить смысл фразеологизма: «Не в своей тарелке».
Тема: Мебель.
Рассмотрите с детьми мебель. Объясните, для чего она нужна. Откуда берется мебель. Обратите внимание детей на то, что она бывает разной: для кухни, зала, спальни, офисная. Рассмотрите и назовите из каких частей состоит мебель: ножки, спинка, подлокотники, ручки и т. д.
1. Упражнение «Из чего – какой?» Стол из дерева – деревянный; диван из кожи – кожаный; дверка из стекла - …; ножки табуретки из металла - …; ручки на дверцах пластмассовые - … и т. д.
2. Упражнение «Скажи одним словом» Стол для газет и журналов –журнальный. Стол, за которым обедают -…. Шкаф для одежды -…Стол для компьютера - … Полка для книг - … Шкаф для книг - … и т. д.
3. Упражнение «Сосчитай от 1 до 5» деревянная полка; вещевой шкаф; обеденный стол; металлическая ножка; пластмассовая ножка; стеклянная дверца и т. д.
4. «Скажи наоборот» кресло мягкое, а стул…; тумба низкая, а шкаф …; кровать широкая, а диван…; стол светлый, а стул… и т. д.
5. Записать со слов ребенка описательный рассказ о мебели.
Тема: Домашние животные.
Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением до-машних животных и их семей, спросите у ребенка, почему эти животные называются домашними. Уточните, где они живут, чем питаются и какую пользу приносят, как за ними ухаживает человек; по возможности рассмотреть этих животных в природе.
1. Игра «Назови семью», «Скажи ласково», «Сосчитай»
2. Игра «Кто как голос подает?» Корова мычит, собака лает, баран блеет, лошадь ржет и т. д.
3. Игра «Кто где живет?» Лошадь живет в конюшне. Собака живет в будке и т. д.
4. Игра «Скажи одним словом». У коровы длинный хвост – длиннохвостая корова. У быка острые рога - …. У свиньи короткие ноги - …. У кролика длинные уши - … У лошади длинная грива - … У овцы мягкая шерсть - ….
5. Игра «Чей, чья, чье?» Лапы собаки. Чьи лапы? (Собачьи лапы). Копыта коровы. Борода козы. Хвост лошади, коровы, собаки, кошки. Морда кролика. Лапы кошки.
6. Записать со слов ребенка рассказ «Шерстяные нитки»
7. Составить предложения по образцу: мяу-мяу, гав-гав – Кошка мяучит, а собака лает. И-го-го, му-му – лошадь ржет, а корова мычит. Хрю-хрю, ме-ме; тяф-тяф, гав – гав и т. д.
8. Объяснить смысл фразеологизмов: «Кот наплакал». «Тянуть кота за хвост». «Как баран на новые ворота». «Брать быка за рога».
Тема: Домашние птицы.
Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей, объясните ребенку, что эти птицы называются домашними, почему они так называются. Уточните, где они живут, чем питаются и какую пользу приносят (яйцо, перо, мясо, как за ними ухаживает человек; по возможности рассмотреть этих птиц в природе. Назвать семью птиц (утка, селезень, утенок и т. д.)
1. Игра «Кто как голос подает?»; «Сосчитай»; «Назови ласково»
2. Упражнение «Назови ласково» Острый клюв – остренький клювик; тонкие лапы -…; длинная шея - …; белая грудь - …; черное крыло - …; толстая шея - …; короткий хвост - …; светлые перья - …
3. Назвать части тела птиц: голова; на голове гребешок; два глаза; острый, короткий, длинный клюв; короткая, длинная шея; туловище, два крыла; две лапки. Тело покрыто перьями
4. Упражнение «Чей хвост, чьи лапки, чье крыло?»
5. Поделить слова на слоги: петух, гусь, индюшатина, цыпленок и т. д.
6. Записать со слов ребенка рассказ «День рождения цыпленка»
7. Объяснить фразеологизм: «Как с гуся вода»; «Курам на смех»; «Гадкий утенок»; «Мокрая курица»; «Как курица лапой».
Тема: Одежда.
Побеседуйте с детьми о назначении и деталях одежды (воротник, капюшон, карманы, пояс и т. д., связь с временами года (зимняя, летняя, демисезонная)
1. Д. и. «Какая одежда?» шляпа из фетра – фетровая, косынка из ситца - …; платье из бархата - …; из шелка; шерсти, кожи, хлопка и т. д.
2. Д/И «Скажи ласково» У мамы платье, а у Тани платьице. У папы брюки, а у Толи брючки, у мамы куртка, а у Тани курточка и т. д.
3. «Скажи наоборот»: надевать — снимать, обувать — разувать, покупать — продавать, завязать — развязать, застегнуть — расстегнуть, гладить — мять, повесить — снять, обуваться — разуваться, чистая - грязная и т. д.
4. «Подбери слово». Подбор глаголов к слову одежда: надевать, носить, снимать, покупать, шить, вязать, одевать, застегивать, гладить, зашивать, штопать, чинить, латать, стирать, сушить, вешать и т. д.
5. Записать со слов ребенка рассказ «платье для куклы Ани»
6. Придумать предложения по теме и начертить схемы к предложениям.
7. Объяснить смысл фразеологизмов «Работать, засучив рукава»; «Спустя рукава»
Тема: Обувь, головной убор.
Перечислить предметы обуви. Сравнить зимнюю, летнюю, демисезонную обувь. По возможности посетить обувные магазины, салон по ремонту обуви. Познакомить с профессией сапожник. Вырезать и приклеить в тетрадь картинки с изображением обуви, головного убора.
1. Игра «Веселый счет (1-5)» (зимний сапог; кожаный ботинок; резиновый сапог; домашний тапок т. д.)
2. Д/И «Скажи ласково» У мамы сапоги – а у меня сапожки; у папы ботинки, а у меня ботиночки и т. д.
3. Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки»
Как у нашей кошки - на ногах сапожки.
Как у нашей свинки - на ногах ботинки.
А у пса на лапках голубые тапки.
А козленок маленький обувает валенки.
А сыночек Вовка новые кроссовки. Загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших.
Вот так. Вот так. Новые кроссовки. «Шагают» по столу указательным и средним пальцами обеих рук.
4. Игра «Противоположности» высокие сапоги- короткие ботинки; зимние ботинки – летние босоножки; широкий носок – узкий носок; толстая подошва – тонкая подошва и т. д.
5. Объяснить смысл фразеологизма «На воре и шапка горит»
Тема: Перелетные птицы.
Родителям рекомендуется: вспомнить вместе с ребенком, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, почему птицы улетают в теплые края на зиму. Назвать птиц, которые улетают на юг, объяснить, почему они улетают и называются перелетными.
1. Дидактическая игра: «Кто у кого?» У лебедя - … (лебеденок); у гуся - …; у утки - …; у журавля – …; у аиста – …; у грача - …; у скворца – …; у кукушки - …
2. Игра «Чей, чья, чье?»
Клюв (чей) птичий, утиный, гусиный, журавлиный, лебединый.
Голова (чья) птичья, утиная, гусиная, журавлиная, лебединая, соловьиная.
Гнездо (чьё) птичье, утиное, гусиное, журавлиное, лебединое.
3. Игра «Скажи одним словом»
У аиста длинные ноги – длинноногий аист; у лебедя длинная шея – длинношеий лебедь; птицы, которые едят насекомых - …; птицы которые обитают около воды - …; птицы, которые быстро машут крыльями
4. Подобрать нужный по смыслу предлог (из, в, над, на, по) Грач вылетел … гнезда; грач подлетел … гнезду; грач сел … ветку; грач ходит … пашне.
5. Объяснить смысл фразеологизмов: «Птица высокого полета». «На птичьих правах».
Тема: Дикие животные.
Поговорите с ребенком о том, какие дикие животные живут в наших лесах; попросите вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, детенышей, чем питаются, как добывают себе пищу, как называется их жилище; рассмотреть иллюстрации с изображением этих животных; вспомните загадки о зверях наших лесов.
1. Дидактическая игра «Чей, чья, чье?» След (чей) — лисий, волчий, медвежий и т. д.. Уши (чьи) — лисьи, волчьи.. Голова (чья) — лисья, волчья. .
2. Д/и. «Кто где живет?»
Лиса живет в норе. Медведь зимует в.. Волк живет в.. Белка живет в.. Ежик живет в.. и т. д.
3. Пересчитать животных Первый заяц, второй заяц. пятый заяц. Один заяц, два зайца. пять зайцев. (Волк, лиса, бобр, медведь, енот, лось и т. д.)
4. Упражнение «Скажи одним словом» У зайца тонкие лапы – заяц тонколапый. У медведя толстые лапы – медведь толстолапый. У белки острые уши - … У зайца длинные уши - …. У лисы пушистый хвост - …. У волка длинный хвост - …. У медведя короткие уши - ….
5. Упражнение «Повтори за мной» Хвостик – хвост – хвостище; лапа - … -…; зуб - … - …; когти -, -…; усы - … - ….; дом - … - … и т. д.
6. Объясните смысл фразеологизмов «Медведь на ухо наступил»; «Гнаться за двумя зайцами»
Тема: Здравствуй, осень.
Расскажите ребенку об осени, о том, какие изменения происходят в природе; рассмотрите картинки с изображением осени, при этом обратить особое внимание на внешний вид и состояние деревьев: они покрыты разноцветной листвой; обратите его внимание на то, как изменилась погода: дни стали короче, стало холоднее на улице.
1. Д/И «Назови ласково». Солнце – солнышко; туча – тучка; облако – облачко; дерево – деревце и т. д.
2. Д/И «Подбирай, называй, запоминай»
Солнце Тусклое, пасмурное, низкое…
Небо Хмурое, серое, низкое…
Погода Холодная, дождливая, пасмурная…
Листья Желтые, опавшие, сухие…
3. Д/И «Каких птиц не стало?»
Были скворцы – нет скворцов. Были грачи – нет грачей. Были гуси - нет гусей и т. д.
4. Упражнение «Антонимы» Весной солнце светит ярко, а осенью… Осенью перелетные птицы улетают в теплые края, а весной перелетные птицы… Осенью листья опадают, а весной… Осенью дикие животные, насекомые ложатся спать, а весной… Осенью часто идет снег, зимой часто идет … и т. д.
5. Объяснить смысл фразеологизма: «Бабье лето»
Тема: Лес (ягоды, грибы, деревья).
Рассмотреть дома с ребенком картинки ягод, грибов и деревьев: клюква, земляника, голубика, черника, белый гриб, мухомор, лисичка, сыроежка ножка, шляпка, малина, корзина, береза, осина, ель. Объяснить, что все это можно назвать одним словом «ягоды», «грибы», «деревья»; обратить внимание на следующие признаки ягод, деревьев, грибов: цвет, форму, вкус; по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут ягоды, грибы, что из них готовят (суп, варенье, компот, морс).
1. Д. и. «Скажи ласково». (ягода – ягодка, гриб – грибок, клюква – клюковка, брусника – брусничка, лист - листочек и т. д.)
2. Игра «Сосчитай» Одна осина, две осины,, пять осин (береза, сосна, ель, кедр, рябина, ива и т. д.)
3. Игра «Скажи наоборот» Земляника сладкая, а клюква, клюква красная, а черника, брусника мелкая, а клюква, белый гриб съедобный, а мухомор…
4. Упражнение «Из чего, какой?» морс из брусники – брусничный морс, из клюквы – клюквенный, игра из грибов – грибная икра и т. д.
5. Самомассаж подушечек пальцев «Грибы».
Вылезли на кочке мизинец правая
рука
Мелкие грибочки: безымянный
Грузди и горькушки, средний
Рыжики, волнушки. указательный
Даже маленький пенек большой
Удивленья скрыть не мог. большой левая
рука
Выросли опята, указательный
Скользкие маслята, средний
Бледные поганки безымянный
Встали на полянке. мизинец
Тема: Зима. Зимние забавы.
Спросите у ребенка какое сейчас время года. Пусть назовет предшествующее зиме и последующее за зимой время года. Какие изменения произошли зимой в природе? Вспомните названия зимних месяцев.
1. Упражнение «Скажи наоборот»
Летом дни жаркие, а зимой …; летом небо светлое, а зимой …; летом день длинный, а зимой…; летом солнце яркое, а зимой, весной лед на реке тонкий, а зимой …; снег мягкий, а лед …; одни сосульки длинные, а другие …; летом катаются на роликах, а зимой… и т. д.
2. Упражнение «скажи ласково», «один - много».
Снег – снежок, снежки, много снежков. Санки – саночки, много санок. Снеговик – снеговичок, снеговики, много снеговиков. Сосулька – сосулечка, сосульки, много сосулек. Горка – горочка, горки, много горок. Снежинка – снежиночка, снежинки, много снежинок. Ком – комочек, комки, много комков. Солнце – …; зима – … и т. д.
3. Упражнение «Закончи предложения».
На снегокате Ваня к горке (подъехал). На горку… (въехал). С горки (съехал). Вокруг горки … (объехал). Из парка … (уехал).
4. Упражнение «Скажи, какая, какое, какой?» Горка из снега (снежная горка); дорожка изо льда – (ледяная дорожка); погода с морозом – (морозная погода); погода с ветром - …; погода с солнцем - … и т. д.
5. Объяснить смысл фразеологизмов: «Белые мухи, «Мороз по коже»
Тема: Зимующие птицы.
Рассмотрите с ребенком на иллюстрациях зимующих птиц, вспомните их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка крыльев, величина, где они живут, чем питаются, почему называются зимующими. Поговорите о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой. Вырезать и приклеить в тетрадь картинки зимующих птиц.
1. Игра «Скажи наоборот» Воробей маленький, а ворона -… У синицы хвост короткий, а у сороки -… Голубь тяжелый, а воробей -… У синицы клюв тонкий, а у вороны -… У вороны черные бока, а у сороки…. У совы широкие крылья, а у снегиря…
2. Упражнение «Сосчитай птиц» 1, 2, 3, 4, 5 (голубь, воробей, синица, ворона, дятел, снегирь) Один голубь,, пять голубей. Первый голубь,, пятый голубь.
3. Игра «Кто как голос подает?» Ворона каркает. Голубь… Воробей… Сорока… Дятел… Синица тинькает.
4. Игра «Назови ласково» Черное перо – черненькое перышко, серая спина – серенькая спинка, пестрые крылья -, белая шея -, красная грудь -, милые глаза -, острые когти -, длинный хвост -, круглая голова -, шустрые лапы -, мягкие перья.
5. Игра «Скажи одним словом» у снегиря красная грудка – красногрудый снегирь, у синицы желтая грудка -, у сороки белые бока -, у дятла толстый клюв - … и т. д.
6. Объяснить смысл фразеологизмов «Белая ворона»
Тема: Наш город.
Поговорите с детьми о городе, в котором мы живем. Рассмотрите вместе иллюстрации города, достопримечательностей, зданий и т. д. Расскажите о коренных жителях Югры, чем богат наш край. Объясните, что значит родной город.
1. Д. И. «Где я живу?» Моя страна называется – Россия. Столица нашей страны – Москва. Мой город называется… Мой домашний адрес - …
2. Упражнение «Скажи наоборот» высокий – низкий, большой – маленький, широкий – узкий, длинный – короткий, много – мало, мнгоэтажный – одноэтажный….
3. Д/И «Сосчитай, сколько?» Посчитайте здании, больницы, библиотеки, памятники, дома, дворы, магазины и т. д.
4. Д/И «Назови по - другому» Дом – домик – домище; двор – дворик – дворище; магазин – магазинчик – магазинище; забор – заборчик – заборище; город – городок - городище и т. д.
5. Д/И «Скажи, какой?»
Дом из дерева – деревянный, дом из кирпича – кирпичный; забор из железа – железный и т. д.
6. Упражнение «Скажи одним словом» дом, в котором много этажей - …; дом, в котором много подъездов - …; дом, в котором много квартир - … Город, в котором живут люди разной национальности
Тема: Продукты питания.
Сводите ребенка в качестве экскурсии в продуктовый магазин. Поводите его по разным отделам. Объясните, что в мясном отделе продают мясные продукты, а в молочном – молочные продукты и т. д. Напомните ребенку о правилах поведения в магазине. Вырезать и приклеить в тетрадь картинки с изображением продуктов питания.
1. Игра «Варим кашу» Что нужно взять, для того чтобы…
Сварить манную кашу, гречневую, рисовую и т. д.
2. Д. И «Поваренок» Котлеты из курицы – куриные котлеты. Котлеты из мяса, печени, рыбы, моркови, свеклы и т. д.
3. Игра «Что, где продают?» В мясном отделе - мясо, колбасу, сосиски, фарш и т. д. В рыбном отделе – …; в молочном отделе – …; в хлебном отделе - …
4. Игра «Сосчитай», «Скажи ласково» Одна котлета, две котлеты, три котлеты, четыре котлеты, пять котлет (хлеб, конфета, морковь, лук и т. д.). Котлета – котлетка. Конфета – конфетка и т. д.
6. Объяснить смысл фразеологизмов «Каша из топора»
Тема: Животные жарких стран.
Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением животных жарких стран; отметьте их внешние признаки; расскажите о том, где они живут, чем питаются.
1. Д/И «Назови семью» Назвать семью львицы, тигрицы, слонихи, и т. д.
2. Д/И «Один - много»
3. Д/И «Скажи по-другому» У тигра не когти, а когтище; у льва ни лапы, а …; у льва не усы, а …; у обезьяны не хвост, а …; у льва не зубы, а …; у слона не ноги, а ….
4. Упражнение «Скажи наоборот»
Слон большой, а обезьяна …; Слоненок слабый, а слон…; У тигра хвост длинный, а у жирафа…; верблюд - животное жарких стран, а морж … и т. д.
5. Д/И «Назови ласково» хвост - хвостик, ухо – ушко, куст – кустик, и т. д.
6. Д/И «Кто хозяин?» У тигра хвост – тигриный хвост; у льва хвост – львиный хвост; у обезьяны хвост – обезьяний и т. д.
7. Перечислить части тела диких животных.
8. Упражнение «Скажи одним словом»
У слона толстые ноги – слон толстоногий. У жирафа короткая шерсть - …. У обезьяны длинный хвост - …. У слона большие уши - …. У тигра длинные усы - …
9. Объяснить смысл фразеологизма: «Крокодиловы слезы»
Тема: Животные Севера.
Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением животных Севера; отметьте их внешние признаки; расскажите о том, где они живут, чем питаются.
1. Д/И «Назови семью» Назвать семью моржа, оленя, медведицы, и т. д.
2. Д/И «Один - много» один морж – много моржей, один олень – много оленей и т. д.
3. Упражнение «Скажи наоборот»
Медведь большой, а медвежонок …; Моржонок слабый, а морж…; У песца хвост длинный, а у медведя …; верблюд - животное жарких стран, а морж … и т. д.
4. Д/И «Назови ласково» хвост - хвостик, ухо – ушко, льдина - льдинка, и т. д.
5. Перечислить части тела животных Севера.
6. Упражнение «Скажи одним словом»
толстые лапы – толстолапый. короткая шерсть - …; толстое брюхо - …; гладкая шерстка -…; длинный хвост - … и т. д.
7. Игра «Скажи одним словом» у медведя толстые лапы – медведь толстолапый, у моржа – толстая кожа – морж толстокожий и т. д.
Тема: Животный мир морей и рек.
Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением пресноводных рыб (сом, щука, карась, окунь, ерш); животный мир морей (кит, дельфин, осьминог, краб и т. д.); объясните, почему они так называются. Обратите внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб. Спросите у ребенка, что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде? Вырезать и приклеить (можно нарисовать) в тетрадь иллюстрации с изображением рыб.
1. Д/И «Что есть у рыб и зачем им это нужно?»
Тело, плавники, хвост, глаза, рот, жабры.
2. Д/И «Назови ласково»
Рыба -, улитка -, песок -, трава -, вода -, сом -, лист -, плавники -, ракушка - … и т. д.
3. Д/И «Сосчитай»
Одна рыба – две рыбы – три, четыре, пять рыб. Всего пять рыб! (окунь, щука, рак, кит и т. д.)
4. Выберите нужное действие. Рыба к камню подплыла, от камня отплыла, всю реку переплыла, из реки выплыла, от берега отплыла.
5. Выполнить звуковой анализ слов: РЫБА, ОКУНЬ, ХВОСТ, СОМИК. Придумать предложения с этими словами.
6. Объяснить смысл фразеологизма: «Молчит как рыба».
Тема: Пресмыкающиеся.
Повторите с ребенком названия и части тела пресмыкающихся животных (черепаха, змея, ящерица, крокодил, лягушка). Расскажите почему их так называют. Чем питаются, как размножаются. Нарисовать любое пресмыкающееся животное.
1. Д/И «Что есть у пресмыкающихся и зачем им это нужно?» голова, глаза, язык, панцирь, хвост.
2. Упражнение «Пересчитай!» первая черепаха, вторая черепаха, третья черепаха,, пятая черепаха; первая змея, вторая змея,, пятая змея и т. д.
3. Упражнение «Скажи ласково» черепаха – черепашка, змея – змейка, лягушка – лягушечка и т. д.
3. Упражнение «Чей хвост?»
У черепахи – черепаший; у крокодила – крокодилий; у змеи – змеиный; у лягушки – лягушачий у ящерицы – хвост ящерицы.
2. 4. Игра «Скажи наоборот» Змея длинная, а ящерица…; ящерица ползет, а лягушка…; крокодил крупный, а лягушка…; ящерица быстро ползет, а черепаха… и т. д.
3.
6. Объяснить выражения фразеологизма «Ползти как черепаха».
Тема: Транспорт.
Понаблюдайте с ребенком на улице за движением различного транспорта, закрепите названия видов транспорта, спросите какой транспорт относится к наземному, подземному, воздушному, водному; закрепите названия частей транспорта; проведите с ребенком беседу о правилах уличного движения.
1. Упражнение "Объясни слово" Самолет (сам летит, самокат, снегоход, вездеход, вертолет, самосвал, луноход, бензовоз, молоковоз, бетономешалка.
2. Игра "Из чего какой?" Дверца из металла (какая) - металлическая, руль из пластмассы -. , сиденье, обшитое кожей-. , колесо из резины -.
3. Упражнение "Скажи наоборот". Поезд длинный, а автобус., трамвай тяжелый, а велосипед., самолет быстрый, а пароход -. , автобус высокий, а легковой автомобиль -.
4. Игра "Закончи предложение" Самолет летит высоко, а ракета выше. Самолет летит далеко, а ракета. Самолет летит быстро, а ракета. Самолет большой, а ракета. Самолет тяжелый, а ракета. Самолет длинный, а ракета. Самолет быстроходный, а ракета.
5. Подбери подходящий по смыслу глагол с приставкой от глагола ехать: Машина из гаража (выехала). Машина к дому (подъехала). Машина от дома (отъехала). Машина в ворота (заехала). Машина до дома (доехала). Машина с моста (съехала).
Тема: Космос.
Объясните ребенку, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребенку о первом космонавте – Ю. Гагарине.
1. Игра «Составь предложение».
Луна, это, Земля, спутник. Луна, земля, меньше. Луна вращаться Земля вокруг. В, космонавт, летит, ракете. Звёзды, светят, небе, на. В, корабль, космический, полёт, отправляется. Падает, с, комета, неба, хвостатая.
2. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»
Космонавт (Какой) Смелый, отважный, храбрый, и т. д.
Ракета (Какая) Быстрая, огромная, мощная…
Звезды (Какие) Большие, маленькие, огромные.
Космос (Какой) Большой, незнакомый, далекий
3. Д/И «Сосчитай»
Искусственный спутник; большая звезда; яркое созвездие; космическая станция; опытный космонавт, далекая планета
4. Упражнение «Скажи наоборот»: далеко - …; высоко - …; улететь - …; взлетать - …; темно - …; ярко – тускло - …; тесно - ….