Алина Владимировна Арсенидзе
Саморегуяция эмоционального состояния
▼ Скачать + Заказать документы
Осуществляя свою профессиональную деятельность, педагог постоянно взаимодействует с детьми, родителями, коллегами. От него в значительной степени зависит эмоциональный комфорт каждого ребёнка, характер складывающихся взаимоотношений между детьми, их физическое и психическое здоровье, успехи в деятельности.
Однако в ходе взаимодействия со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ педагог нередко сталкивается с трудными ситуациями, требующими быстрого и целесообразного реагирования. Такие ситуации часто сопровождаются повышенным эмоциональным и физическим напряжением, побуждающим к импульсивным действиям. В сложных ситуациях педагогу необходима развитая профессиональная саморегуляция, позволяющая сконцентрироваться на проблеме и выбрать правильный вариант её решения.
Темочки:
Саморегуляция – это умения управлять всеми процессами своего организма и самой личностью : эмоциями, мыслями, поведением, поступками и переживаниями.
Для обучения педагогов навыкам саморегуляции предлагаются различные упражнения, направленные на развитие мимической экспрессивности, концентрацию внимания, создание позитивной установки и т. д.
Упражнение «Самоконтроль внешнего выражения эмоций»
В момент действия напряжённых факторов, при росте эмоционального напряжения необходимо запустить вопросы самоконтроля :
- Как выглядит моё лицо?
- Не скован (а) ли я?
- Не сжаты ли мои зубы?
- Как я сижу?
- Как я дышу?
Если выявлены признаки напряжённости, необходимо:
1. Произвольно расслабить мышцы. Для расслабления мимических мышц использовать следующие формулы:
- Мышцы лица расслаблены.
- Брови свободно разведены.
- Лоб разглажен.
- Расслаблены мышцы челюстей.
- Расслаблен язык, расслаблены крылья носа.
- Всё лицо спокойно и расслаблено.
2. Удобно сесть, стать.
3. Сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы «сбить» учащённое дыхание.
4. Установить спокойный ритм дыхания.
Дыхательные упражнения
«Воздушный шарик»
Описание
Участники принимают удобную позу, закрывают глаза, дышат глубоко и ровно. «Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко, и чувствуете, как он надувается. Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание, не спеша сосчитайте про себя до пяти, после чего медленно и спокойно выдыхайте. Шарик сдувается. А потом-«надувается вновь. Сделайте так пять-шесть раз, потом медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две минуты».
Смысл упражнения
Эффективная техника снятия напряжения, включающая как дыхательное упражнение, так и элемент медитации. Когда чувствуешь, что сильно испугался или теряешь контроль над собой из-за раздражения, достаточно подышать подобным образом две-три минуты, и станет гораздо легче.
Обсуждение
Участников просят поделиться ощущениями, возникшими в процессе выполнения упражнения, и самонаблюдениями, как по его ходу менялось их состояние. Стояние после выполнения упражнения?