Чичулина Наталья
Самообразование «Нетрадиционные виды аппликации»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Условия развития современного общества формируют запрос на личность творческую, инициативную и с высоким уровнем интеллекта.
Мир полон запахов, красок, звуков. Ребенок познает его руками, глазами, слухом, пробует на вкус. И если ребенок чувствует – значит знает. Творчество – это канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале внут-ренняя жизнь детской души.
Дети экспериментируют, исследуют, играя с самым разнообразным мате-риалом: краской, глиной, семенами, нитками, берестой…
Публикация «Самообразование „Нетрадиционные виды аппликации“» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Можно сказать, что маленький ребенок говорит руками, не обладая возмож-ностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно. Ребенок стре-мится к активной деятельности. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешней идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и пер-вые творческие проявления.
Формирование творческой личности – одна из самых важных задач педаго-гической теории. Эффективным средством для этого является художественно – творческая деятельность детей.
В процессе такой деятельности, при создании поделки или изображения ре-бенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому, которое создал сам; огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изобра-жение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он начинает осмысливать каче-ство предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать практическими навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Еще Аристотель отмечал: занятия художественной деятельностью способ-ствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом писали выдающиеся педа-гоги прошлого – Я. А. Каменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель – и многие оте-чественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия аппликацией и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного, содержательного общения детей между собой и взрослыми; выполняют терапевти-ческую функцию, отвлекая детей от грустных печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Вспомним, как ведут себя дети, сма-стерив поделку. Ребята не спешат расставаться с делом своих рук. Видно, что еще долгое время после занятий дети находятся под впечатлением созданного ими. Детям всегда веселее и интереснее в группе, где есть поделки, сделанные их руками. Работа над созданием аппликации очень увлекательна, она требует на-блюдательности, умения подмечать характерные черты образа. Поделка, сде-ланная ребенком, пусть и с помощью взрослого является не только результа-том труда, но и творческим выражением индивидуальности его создателя. Она особенно дорога ему.
В. А. Сухомлинский писал, что ребенок по своей природе – пытливый ис-следователь! Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, собственном творчестве, красоте, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка.
Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительным материалом. Чтобы ребенок лучше представ-лял, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направ-лять его практические действия. Разнообразие природного и бросового материа-ла при создании поделок и аппликации таит в себе необыкновенные возможно-сти, можно выбрать любой материал по душе, поэтому это творчество при-влекло меня. Мне нравится мастерить, это подтолкнуло меня приучить к творче-ству и детей.
Я увидела, как загораются глаза детей и мне захотелось передать свой опыт, научить их работать с нетрадиционными материалами.
Одной из образовательных областей основной образовательной програм-мы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО является «художественно-эстетическое развитие», которое предполагает не только развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, но и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Одним из целевых ориентиров в этой области является овладение ребенком основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах дея-тельности, в том числе художественно-творческой, у ребенка развито вообра-жение, которое реализуется в разных видах деятельности.
Поэтому тема моего опыта является актуальной. Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений, он представляет собой целостную систему по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе выполнения аппликационных работ из нестандартных материалов, ва-риативное использование известных в педагогике теорий, идей, методов, тра-диционных принципов и форм обучения с учетом особенностей определ нного возрастного периода. Мое педагогическое творчество заключается в усовершенствовании, т. е. в модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известной технологии.
Цель
Развитие художественно-творческих способностей детей посредством вы-полнения аппликаций и поделок с использованием нетрадиционных техник.
Задачи.
1. Формировать практические умения и навыки в работе с нестандартными материалами, формировать способности, аналитическое мышление.
2. Воспитывать у детей интерес к художественной деятельности, развивая их творчески.
3. Учить способам создания самостоятельных работ, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
4. Развивать у детей чувства пропорции, гармонии цвета, композиции.
5. Устанавливать взаимоотношения совместного творчества взрослого и реб нка.
6. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.
Принципы.
Планируя работу с детьми, опираюсь на следующие принципы:
1. Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности
единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе.
Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культу-ры труда и жизнедеятельности, общения. Воспитание в процессе обучения свя-зано с интеллектуальным развитием и, прежде всего, с развитием креативности индивидуальных познавательных способностей с учетом интересов воспи-танников.
2. Принцип развивающего обучения.
В основе идеи Выготского речь идет о том, что обучение не должно опирать-ся на достигнутый уровень, а всегда должно опережать его, идти вперед, чтобы ребенку нужно было приложить усилия для овладения новыми знаниями. Овладев простейшими техниками выполнения аппликации из нестандартного материала, ребенок может сам выбрать ту или иную технику выполнения, проявить твор-ческую фантазию.
3. Принцип наглядности.
Я. А. Коменский называл его «золотым правилом» дидактики, согласно кото-рому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отме-чал, что «если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного на-блюдения и чувственной наглядности».
4. Принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при отборе материала с тем, чтобы предложенный для изуче-ния материал по содержанию и объему был посилен воспитанникам. Доступ-ность материала определяется эмпирическим путем с учетом опыта и знаний детей.
5. Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Принцип научности требует, чтобы содержание образования, реализуемое как в учебное, так и во внеучебное время, было направлено на ознакомление детей с объективными научными фактами, явлениями. Сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные зна-ния, правильно отражающие действительность. Таким образом, педагог должен подготовить учебный материал таким образом, чтобы, с одной стороны, он правильно отражал окружающую действительность, а с другой — был бы понятен и доступен детям.
6. Принцип систематичности и последовательности - состав обучения и
конкретные задачи к его усвоению отвечают всем дидактическим правилам: идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.
Последовательность предполагает изучение учебного материала таким об-разом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей. Воспитатель на основе программы определяет и подготавливает для усвоения очередную «дозу» учебного материала. Каждая такая «доза», часть учебного материала подается во взаимосвязи с предшествующими, в усложнении.
Собственные принципы:
- подходить к ребенку только с позиции поддержки, а не ошибки («У тебя все получится»)
- позиция по отношению к ребенку (быть вместе, всегда прийти на помощь)
- взгляд «глазами ребенка» — ставить себя на место ребенка