МААМ-картинки

Самообразование «Адаптация детей раннего дошкольного возраста в детском саду»

Ирина Малянова
Самообразование «Адаптация детей раннего дошкольного возраста в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность :

Младший возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей младшего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в этом возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Публикация «Самообразование „Адаптация детей раннего дошкольного возраста в детском саду“» размещена в разделах

Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей младшего возраста к детскому саду.

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и многими другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. Многие дети в первые дни пребывания в детском саду дезадаптированы. К группе риска относятся дети, часто болеющие, имеющие те или иные проблемы психического здоровья, дети из неблагополучных и неполных семей. В этой связи создание условий успешной адаптации ребенка к ДОУ является весьма актуальной.

Объект исследования – процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Предмет исследования – формы и методы адаптации детей к условиям ДОУ;

Цель: создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Задачи:

1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

2. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.

3. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.

4. Создание системы взаимодействия с родителями.

5. Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.

6. Научить вводить детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога, активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом).

Литература:

1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.

2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М. : Линка-Пресс, 1999.

3. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2004.

4. Павлова С. В., Савинцева Е. А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2010. – 80с.

5. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. : ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.

6. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М. : Мозаика-синтез, 2011. – 56с.

7. Журналы «Дошкольное воспитание»,»Ребенок в детском свду», «Детский сад. Все для воспитателя».

Перспективный план работы на 2022-2023гг.

Сентябрь

Изучение и подбор литературы, интернет ресурсы.

Ознакомление с каждым ребенком и его семьей. Создание доверительных отношений с каждым ребенком.

Ведение листов адаптации.

Октябрь

Адаптационные игры на ознакомление с игрушками, рассматривание и манипуляция с игрушками).

Проведение родительского собрания на тему «Улыбка малыша в период адаптации, особенности развития детей третьего года жизни и основные задачи воспитания».

Ведение листов адаптации.

Ноябрь

Подготовка буклета для родителей на тему «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду».

Приучение детей в игровой форме к режимным моментам.

Ведение листов адаптации.

Декабрь

Формирование и использование картотеки игр на развитие речи и артикуляционного аппарата.

Художественная литература (чтение потешек)

Ведение листов адаптации.

Январь

Игры на сплочение коллектива (что тем самым помогает адаптироваться ребенку) «Пузырьки», «Гусеница», «Кто лучше слышит»,»Ласковые имена», «Паучки и комары», «Найди свой дом», «Клубочек»

Ведение листов адаптации.

Февраль

Проведение индивидуальных консультаций по вопросам адаптации детей раннего возраста.

Снятие эмоционального напряжения и тревожности в течении дня посредством использования пальчиковых игр и упражнений

Ведение листов адаптации.

Март

Мастер-класс для педагогов «Адаптация детей раннего дошкольного возраста в детском саду»

Игры-ситуации «Веселый автобус», «Стоит в поле теремок».

Апрель

Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Карусель», «Воздушный шарик».

Развитие умение играть на территории участка.

Май

Диагностика адаптационных листов и контрольное определение уровня адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Подготовка к летнему оздоровительному периоду.

Данная тема самообразования выбрана мною не случайно, т. к. я работала 2022-2023 учебный год с детьми раннего возраста, поэтому самообразование по этому разделу для меня очень важно.

Целью моей работы является:

Создание условий для смягчения адаптационного периода малышам.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

2. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.

3. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.

4. Создание системы взаимодействия с родителями.

5. Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.

6. Научить вводить детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога, активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом).

Работу по самообразованию начала с изучения методической литературы:

1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.

2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М. : Линка-Пресс, 1999.

3. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2004.

4. Павлова С. В., Савинцева Е. А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2010. – 80с.

5. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. : ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.

6. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М. : Мозаика-синтез, 2011. – 56с.

7. Журналы «Дошкольное воспитание»,»Ребенок в детском свду», «Детский сад. Все для воспитателя».

8. Интернет ресурсы:

Адаптация детей к детскому саду началась в июле по графику, составленному на первом организационном собрании с учётом пожелания родителей воспитанников.

Приём детей проходил постепенно.

В группе ДОУ была создана благоприятная атмосфера и соответствующие условия для воспитанников.

В первые дни дети находились в группе по 2 часа, затем время постепенно увеличивалось. В зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.

На каждого ребёнка были заведены листы адаптации, где отмечали аппетит, сон, общение со сверстниками, взрослыми, индивидуальные особенности.

К концу четвёртого месяца группа была сформирована и состояла из 12 человек.

Большинство детей уже с интересом играли в группе, были знакомы с их местом за столом, освоили правила поведения во время приёма пищи, с большим удовольствием принимали участие в совместных играх.

С детьми проводились дидактические игры, с постепенным вовлеяением всех ребят группы и увеличением сложности.

В период адаптации приложила максимум усилий, чтобы дети с желанием ходили в детский сад, быстрее привыкали к новым условиям.

Кроме того осуществлялся подход к каждому ребёнку.

Для решения мною поставленных задач я использовала следующие методы и приемы:

- элементы телесной терапии (обнять, погладить);

- колыбельные песни перед сном;

- слушание негромкой спокойной музыки (музыкатерапия)

- музыкальные игры;

-дидактические игры;

- театрализованную деятельность настольный театр, театр би-ба-бо);

- потешки, пестушки, приговорки ;

- чтение детской литературы с использованием пальчикового театра;

- пальчиковые игры и упражнения для детей раннего возраса;

- Су-Джок игры;

- игры на развитие артикуляционного аппарата для детей раннего возраста;

- игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений;

- монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием, пуговиц на шнур);

- рисование пальчиками, красками;

- лепка;

Формы работы с родителями:

1. Консультирование – повышение психолого- педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

2. Проведение родительских собраний на темы : «Улыбка малыша в период адаптации, особенности развития детей третьего года жизни и основные задачи воспитания», «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию».

3. Подбор специальной психолого- педагогической литературы по вопросам адаптации детей к детскому саду.

4. Разработка памяток, рекомендаций об особенностях, данного возраста, о рекомендуемых развивающих играх.

5. Индивидуальные беседы.

Все режимные моменты проводила в игровой форме, что позволило детям запомнить последовательность действий, без напоминаний и принуждений.

Для того, чтобы дети легче адаптировались к новым условиям, они посещали детский сад со своими любимыми игрушками.

По результатам наблюдений и бесед с родителями были выделены основные трудности, усложняющие адаптацию детей:

- несоответствие режимов (домашнего и группового);

- несформированность культурно- гигиенических навыков;

- незнание слов- запретов, помогающие избегать травмирующие ситуации;

- неумение занять себя.

В результате проведённых мероприятий и наблюдений можно сделать следующие выводы:

- мне удалось пополнить свой педагогический опыт и более компетентно организовать свою работу.

- благодаря совместным усилиям воспитателей и родителей адаптация детей прошла относительно благополучно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, спокойно расстаются с родителями.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Адаптация детей 2–3 лет в детском саду».Консультация для родителей «Адаптация детей 2–3 лет в детском саду». МБДОУ Детский сад "СКАЗКА" Воспитатель Туз. Е. А. Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду». Как.

Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду»Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду» МБДОУ «Гдовский детский сад №4» «Адаптация детей в детском саду» Воспитатель: Прокофьева Ольга Николаевна 2016 год Адаптация - это приспособление.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» Адаптация – это приспособление к новым условиям, причем она необходима не только при поступлении в детский сад, но и после болезни, летних.

Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду»Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду» Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом,.

Консультация для родителей. Адаптация ребенка раннего возраста к детскому садуКонсультация для родителей. Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду «Первый раз в детский сад: что происходит с ребенком» «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,.

Консультация для родителей «Игры детей раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду и их значение»Консультация для родителей «Игры детей раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду и их значение» Консультация для родителей "Игры детей раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду и их значение" Сорокина Анжела Валерьевна.

Проект «Адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект «Адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ» Период адаптации является очень важным для детей раннего дошкольного возраста. Вновь поступающие дети имеют разную степень социальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Адаптация детей раннего дошкольного возраста в детском саду»
Опубликовано: 24 июня 2024 в 13:39
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование «Адаптация детей раннего дошкольного возраста в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Малянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД