Ирина Малянова
Самообразование «Адаптация детей раннего дошкольного возраста в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность :
Младший возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей младшего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в этом возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Публикация «Самообразование „Адаптация детей раннего дошкольного возраста в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.
И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей младшего возраста к детскому саду.
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и многими другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. Многие дети в первые дни пребывания в детском саду дезадаптированы. К группе риска относятся дети, часто болеющие, имеющие те или иные проблемы психического здоровья, дети из неблагополучных и неполных семей. В этой связи создание условий успешной адаптации ребенка к ДОУ является весьма актуальной.
Объект исследования – процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Предмет исследования – формы и методы адаптации детей к условиям ДОУ;
Цель: создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Задачи:
1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
2. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
3. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.
4. Создание системы взаимодействия с родителями.
5. Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
6. Научить вводить детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога, активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом).
Литература:
1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М. : Линка-Пресс, 1999.
3. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2004.
4. Павлова С. В., Савинцева Е. А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2010. – 80с.
5. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. : ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
6. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М. : Мозаика-синтез, 2011. – 56с.
7. Журналы «Дошкольное воспитание»,»Ребенок в детском свду», «Детский сад. Все для воспитателя».
Перспективный план работы на 2022-2023гг.
Сентябрь
Изучение и подбор литературы, интернет ресурсы.
Ознакомление с каждым ребенком и его семьей. Создание доверительных отношений с каждым ребенком.
Ведение листов адаптации.
Октябрь
Адаптационные игры на ознакомление с игрушками, рассматривание и манипуляция с игрушками).
Проведение родительского собрания на тему «Улыбка малыша в период адаптации, особенности развития детей третьего года жизни и основные задачи воспитания».
Ведение листов адаптации.
Ноябрь
Подготовка буклета для родителей на тему «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду».
Приучение детей в игровой форме к режимным моментам.
Ведение листов адаптации.
Декабрь
Формирование и использование картотеки игр на развитие речи и артикуляционного аппарата.
Художественная литература (чтение потешек)
Ведение листов адаптации.
Январь
Игры на сплочение коллектива (что тем самым помогает адаптироваться ребенку) «Пузырьки», «Гусеница», «Кто лучше слышит»,»Ласковые имена», «Паучки и комары», «Найди свой дом», «Клубочек»
Ведение листов адаптации.
Февраль
Проведение индивидуальных консультаций по вопросам адаптации детей раннего возраста.
Снятие эмоционального напряжения и тревожности в течении дня посредством использования пальчиковых игр и упражнений
Ведение листов адаптации.
Март
Мастер-класс для педагогов «Адаптация детей раннего дошкольного возраста в детском саду»
Игры-ситуации «Веселый автобус», «Стоит в поле теремок».
Апрель
Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Карусель», «Воздушный шарик».
Развитие умение играть на территории участка.
Май
Диагностика адаптационных листов и контрольное определение уровня адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Подготовка к летнему оздоровительному периоду.
Данная тема самообразования выбрана мною не случайно, т. к. я работала 2022-2023 учебный год с детьми раннего возраста, поэтому самообразование по этому разделу для меня очень важно.
Целью моей работы является:
Создание условий для смягчения адаптационного периода малышам.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
2. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
3. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.
4. Создание системы взаимодействия с родителями.
5. Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
6. Научить вводить детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога, активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом).
Работу по самообразованию начала с изучения методической литературы:
1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М. : Линка-Пресс, 1999.
3. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2004.
4. Павлова С. В., Савинцева Е. А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2010. – 80с.
5. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. : ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
6. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М. : Мозаика-синтез, 2011. – 56с.
7. Журналы «Дошкольное воспитание»,»Ребенок в детском свду», «Детский сад. Все для воспитателя».
8. Интернет ресурсы:
Адаптация детей к детскому саду началась в июле по графику, составленному на первом организационном собрании с учётом пожелания родителей воспитанников.
Приём детей проходил постепенно.
В группе ДОУ была создана благоприятная атмосфера и соответствующие условия для воспитанников.
В первые дни дети находились в группе по 2 часа, затем время постепенно увеличивалось. В зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.
На каждого ребёнка были заведены листы адаптации, где отмечали аппетит, сон, общение со сверстниками, взрослыми, индивидуальные особенности.
К концу четвёртого месяца группа была сформирована и состояла из 12 человек.
Большинство детей уже с интересом играли в группе, были знакомы с их местом за столом, освоили правила поведения во время приёма пищи, с большим удовольствием принимали участие в совместных играх.
С детьми проводились дидактические игры, с постепенным вовлеяением всех ребят группы и увеличением сложности.
В период адаптации приложила максимум усилий, чтобы дети с желанием ходили в детский сад, быстрее привыкали к новым условиям.
Кроме того осуществлялся подход к каждому ребёнку.
Для решения мною поставленных задач я использовала следующие методы и приемы:
- элементы телесной терапии (обнять, погладить);
- колыбельные песни перед сном;
- слушание негромкой спокойной музыки (музыкатерапия)
- музыкальные игры;
-дидактические игры;
- театрализованную деятельность настольный театр, театр би-ба-бо);
- потешки, пестушки, приговорки ;
- чтение детской литературы с использованием пальчикового театра;
- пальчиковые игры и упражнения для детей раннего возраса;
- Су-Джок игры;
- игры на развитие артикуляционного аппарата для детей раннего возраста;
- игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений;
- монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием, пуговиц на шнур);
- рисование пальчиками, красками;
- лепка;
Формы работы с родителями:
1. Консультирование – повышение психолого- педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Проведение родительских собраний на темы : «Улыбка малыша в период адаптации, особенности развития детей третьего года жизни и основные задачи воспитания», «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию».
3. Подбор специальной психолого- педагогической литературы по вопросам адаптации детей к детскому саду.
4. Разработка памяток, рекомендаций об особенностях, данного возраста, о рекомендуемых развивающих играх.
5. Индивидуальные беседы.
Все режимные моменты проводила в игровой форме, что позволило детям запомнить последовательность действий, без напоминаний и принуждений.
Для того, чтобы дети легче адаптировались к новым условиям, они посещали детский сад со своими любимыми игрушками.
По результатам наблюдений и бесед с родителями были выделены основные трудности, усложняющие адаптацию детей:
- несоответствие режимов (домашнего и группового);
- несформированность культурно- гигиенических навыков;
- незнание слов- запретов, помогающие избегать травмирующие ситуации;
- неумение занять себя.
В результате проведённых мероприятий и наблюдений можно сделать следующие выводы:
- мне удалось пополнить свой педагогический опыт и более компетентно организовать свою работу.
- благодаря совместным усилиям воспитателей и родителей адаптация детей прошла относительно благополучно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, спокойно расстаются с родителями.