Наталья Викторовна Десятова
Самоанализ деятельности учителя-логопеда. Динамика результатов развития обучающихся за межаттестационный период
▼ Скачать + Заказать документы
Десятова Наталья Викторовна
МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида», г. Исилькуля
учитель-логопед
Информация об учителе-логопеде :
Стаж общий – 18 лет, в должности учителя-логопеда – 6 лет
Квалификационная категория: вторая квалификационная категория, присвоена 03.12.2008
Нагрузка по годам:
2010-2011уч. г. – 20 часов
2011-2012 уч. г. – 20 часов
2012-2013 уч. г. – 20 часов
Публикация «Самоанализ деятельности учителя-логопеда, Динамика результатов развития обучающихся за межаттестационный период» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самоанализ
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Динамика результатов развития обучающихся (воспитанников) за период с предыдущей аттестации
1.1. Успешность освоения обучающимися (воспитанниками) программ,
реализуемых (составленных) учителем-логопедом
Год Общее количество
обучаемых (воспитанников, зачисленных в логопедические группы Количество детей, освоивших
программу (или выпущенных из логопедической группы/ пункта)
чел. %
2010-2011 19 17 89,5
2011-2012 15 6 40
2012-2013 15 15 100
Обучение в логопедической группе осуществлялось на основе программы для детей с общим недоразвитием речи (Т. Б. Филичева, Г. В Чиркина). Основная форма проведения коррекционного обучения – занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные). На фронтальных занятиях организуются совместные игры дошкольников, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи. Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя: выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков, постановку отсутствующих у ребенка звуков общепринятыми в логопедии методами. Основную программу дополняю методиками следующих авторов: О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно», С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц «Учим ребенка говорить и читать», Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду».
В итоге проведенной работы были получены следующие результаты :
2010-2011 г. Дети подготовительного возраста, освоившие программу -89,5%,
не освоивших – 10,5% ( 2 ребенка: одному не был
поставлен звук {р} из-за анатомо-функционального нарушения
речевого аппарата (ринолалия, второму - звуки [р, рь] не
автоматизированы из-за частых пропусков и психологических
особенностей ребенка: частые соматические заболевания,
неустойчивое внимание, повышенная утомляемость. Рекомендовано
дальнейшие занятия с логопедом.
2011-2012 г. Дети старшего возраста, освоившие программу - 40%, не
освоившие – 60% (9 детей, в том числе – дизартрия 2 человека)
2012-2013 г. Дети подготовительного возраста,освоившие программу – 100%.
Таблица результатов логопедической работы за 2010 – 2013 уч. г.
Показатели Количество детей в учебном году
2010-11 уч. г. 2011-12 уч. г. 2012-13 уч. г.
Число % Число % Число %
Выпущенные 19 100 15 100 15 100
С хорошей речью 11 57,8 - - 12 80
Со значительным улучшением 8 53,3 15 100 3 20
Без улучшения - - - - - -
Рекомендовано направить в массовую школу 15 83,3 - - 14 77,7
В массовую школу с обязательными занятиями в логопункте 3 16,6 - - 1 5,5
1.2. Результативность диагностической работы с обучающимися (воспитанниками, выраженная через различные показатели речевого и интеллектуального развития (например, развитие психических процессов; речевых функций, коммуникативных умений и т. д.)
Взяв за основу модель диагностики речевого развития дошкольников по программе «Детство» - «Путешествие по стране Правильной речи», мною были добавлены еще несколько пунктов, т. к. в ней диагностируются только речевые возможности и не затрагиваются базовые психические процессы, артикуляционная и мимическая моторика. Данная диагностика носит индивидуальный характер, ее результаты позволяют выявить степень речевой и психологической готовности каждого ребенка группы к школьному обучению, определить задачи и способы педагогического воздействия.
Для успешного проведения диагностики были поставлены следующие задачи:
- стимулировать интерес и активность ребенка при выполнении упражнений;
- информировать ребенка о содержании упражнений;
- соблюдать последовательность выполнения упражнений;
- регламентированность время работы (не более15-20 минут за один раз)
- оценивать и анализировать результаты выполнения упражнений, заполняя
индивидуальную карту речевого развития.
Результаты диагностики использую в следующих видах деятельности :
• планировании учебно-воспитательной и коррекционной работе с детьми;
• отборе программных общеобразовательных и коррекционных задач;
• использовании современных методик и технологий развивающего обучения;
• создании предметно-развивающей среды;
• организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;
• комплектовании подгрупп;
• определении временной нагрузки на каждого ребенка(15-20 мин).
Подбор материала для обследования проводился в соответствии с существующими методиками известных авторов. Так для обследования произношения был взят картинный материал из альбома О. Б. Иншаковой, где использованы методики Ф. Ф. Рау, М. Ф. Фомичевой. В основу обследования слоговой структуры положена методика А. К. Марковой. При обследовании словаря используется прием называния предметов, действий и качеств, умение подбирать однородные слова, обобщать понятия. Эта работа проводится в соответствии с методикой предлагаемой С. Г. Шевченко. В основу обследования фонематического анализа и синтеза положена методика Л. Ф. Спировой. Для обследования грамматического строя речи и понимания обращенной речи используются традиционные в логопедии приемы. Обследование связной речи проводилось по методике В. П. Глухова. Для исследования психических процессов использован «Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях», предложенный С. Д. Забрамной. Обследуя моторику детей, использованы пробы, предложенные Н. И. Озерецким, авторские разработки Н. А. Рычковой, а также методические рекомендации под редакцией Г. В. Бабиной.
Диагностическая карта психоречевого развития детей
Разделы логопедической работы 2010-11 уч. г.
(выпускная группа) 2011-12 уч. г.
(старшая группа) 2012-13 уч. г.
(выпускная группа)
Общая и мелкая моторика 19 (100%) 12(80%) 15 (100%)
Артикуляционная моторика 19 (100%) 9 (47,4%) 15 (100%)
Звукопроизношение 17 (89,5%) 9 (47,4%) 15 (100%)
Фонематические процессы 18 (94,7 %) 9 (47,4%) 15 (100%)
Слоговая структура 19 (100%) 12(80%) 15 (100%)
Словарь 17 (89,5%) 9 (47,4%) 15 (100%)
Грамматический строй речи 17 (89,5%) 10 (66,6%) 14 (93,3%)
Связная речь 18 (94,7 %) 9 (47,4%) 14 (93,3%)
Психические процессы 18 (94,7 %) 9 (47,4%) 14 (93,3%)
Положительная динамика познавательно-речевого развития детей в выпускной группе (2012-13 уч. г.) составила 53,6%.
1.3. Результативность коррекционной работы с обучающимися (воспитанниками).
Результаты работы учителя-логопеда по коррекции (развитию) устной речи обучающихся (воспитанников)
Учебный
год Показатели позитивной динамики речевого развития обучающихся (воспитанников)
Развитие звукопроизношения Развитие словаря Развитие грамматического строя языка Развитие связной речи Развитие коммуникативных умений и навыков
Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %
2010-11 уч. г. (подг. группа) 17 89,5 17 89,5 17 89,5 17 89,5 17 89,5
2011-12 уч. г.
(стар. группа) 9 47,4 10 52,7 10 52,7 9 47,4 10 52,7
2012-13 уч. г. (подг. группа) 15 100 15 100 14 93,3 14 93,3 15 100
В данной таблице отражена динамика коррекционной работы в выпускных группах за 2010-11 уч. г и 2012-13 уч. г.
Динамика составила :
звукопроизношение – 10,5%
развитие словаря – 5,3%
развитие грамматического строя речи – 3,8%
развитие связной речи – 3,8%
развитие коммуникативных умений и навыков – 10,5%
Основу коррекционной работы составляет занятие. Большое внимание уделялось обеспечению мотивации в обучении, что способствовало активному включению детей в процесс коррекции речи и достигалось через: содержание учебного материала, организацию учебной деятельности, коллективные, групповые формы учебной деятельности и самостоятельную оценку учащимися результатов собственной и коллективной деятельности на занятии (рефлексия).
С целью лучшего усвоения учебного материала на занятиях используются методы и приемы, направленные на включение в работу зрительного, слухового, тактильного и кинестетического анализаторов. Применение здоровьесберегающих технологий позволяет исключить переутомление и сохранять работоспособность и активность обучающихся на протяжении всего занятия.
В итоге коррекционной работы дети овладели основной функцией речи – коммуникативной. Усвоили лексико-грамматические категории языка: словоизменение, словообразование, согласование всех слов в предложении в роде, числе, падеже, употреблении предлогов.
Словарный запас у детей соответствует возрастным нормам. Дети владеют обобщающими понятиями. Составляют рассказы по картинкам и по серии картинок, пересказывают рассказы. Все дети овладели навыком звукового анализа и синтеза.
Общегрупповой показатель коррекционной работы за 2012-13 уч. г. выше на 10,5%, чем в 2010-11 уч. г.