Елена Карпова
Самоанализ педагогической деятельности с позиции эффективного использования образовательной игровой технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ педагогической деятельности с позиции эффективного использования образовательной игровой технологии в ДОУ
«… ребёнок должен играть, даже когда делает серьёзное дело.
Вся его жизнь – это игра»
А. С. Макаренко
Я, Карпова Елена Николаевна, работаю в детском саду 18 лет. Темой своего самоанализа я выбрала «Педагогическая деятельность с позиции эффективного использования образовательной игровой технологии в ДОУ». Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.
Публикация «Самоанализ педагогической деятельности с позиции эффективного использования образовательной игровой технологии в ДОУ» размещена в разделах
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.
Какая технология расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни?
Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др. Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи : формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.
Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этих проблем является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.
В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ.
На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована :
- для освоения образовательной темы или содержания изучаемого материала;
- в качестве ОД или его части
- как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.
Цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Задачи:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Главный признак педагогической игры в игровой технологии – чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения, делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре. Основной целью своей работы считаю развивать, обучать и воспитывать дошкольников с помощью игровой деятельности, так как игра – одно из самых сильных воспитательных средств в руках воспитателя. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Для достижения своей цели я ставлю перед собой следующие основные задачи:
Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей.
Развивать все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создать игровую обстановку используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации.
Воспитывать доброжелательное отношение между детьми в игре.
Одна из основных задач образовательной программы - способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей в наиболее близких и естественных для ребенка видов деятельности – игре, общении со сверстниками и взрослыми.
На мой взгляд успех педагогической деятельности зависит от профессиональной компетентности педагога и грамотном системном планировании его работы.
Я считаю, что важным средством в воспитании дошкольников является использование различных технологий. Одной из таких технологи, является игровая технология. Ведь игра - это ведущий вид деятельности. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности. Игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов как внимание и память.
В своей работе я использую картотеку игр. При подборе игр я учитываю наглядно-действенный характер мышления ребенка. Игра помогает ребенку овладевать процессами анализа, сравнения, абстракции, обобщения.
В своей работе, я подразделяю игры на несколько групп, которые развивают интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
III группа – дидактические игры.
IV группа – подвижные игры.
Отбирая и планируя программное содержание, которое должны быть усвоено детьми в играх, четко определяю дидактические и игровые задачи, действия и правила, предполагаемый результат.
Включая игру в педагогический процесс, я учу детей играть, создавать, по словам А. С. Макаренко, хорошую игру.
Руководя игрой, я воздействую на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использую ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Игровой материал, представленный в группе разнообразен : это игры, игрушки, иллюстрации, подборки литературы, природный материал, дополнительный материал, игровые костюмы, рисунки и т. д.
При использовании в своей работе игровых технологий, у детей в группе начали проявляться лидерские качества, развиваться организаторские умения и навыки. Замысел игры воплощается решением нескольких игровых задач, дети обычно сами договариваются перед началом игры. Содержание игры отражает разнообразные взаимоотношения. Действия с предметами уходят на второй план. Сюжет игры обычно развернут, появляются общественные сюжеты, комбинация сказок и реальной жизни. Дети используют в игре ролевой диалог, передающий характер роли. Ролевое взаимодействие долгое, групповое. В играх моих детей присутствует самостоятельный выбор предметов игры, совершенствуются способы замещения. Дети начинают выполнять правила игры, следят за выполнением правил другими детьми. Исходя из личных наблюдений, могу сделать вывод, что в игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Вся игровая деятельность в группе проводится в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и требованиями техники безопасности.
Достоинство игровых технологий обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на образовательной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение образовательной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.