Виктория Бондарева
Русское народное творчество — наше богатство
Русское народное творчество и традиции русского народа не перестают восхищать и удивлять взрослых и детей.
Они постоянно изучаются, и к ним обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.
Родная речь, звучавшая в сказках, выразительная интонация русской песни, яркая народная игрушка является незаменимым средством воспитания любви к своей Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребенок с малых лет.
Трудно найти более ценный материал, который охватывает все образовательные области:
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие».
В нашей стране ежегодно растет число дошкольников, которые не знают культуры своей страны.
Если не знакомить ребенка в дошкольном возрасте с народным творчеством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Умственное развитие ребенка происходит в повседневной жизни, в ходе общения с взрослыми, играх со сверстниками.
Перед воспитателем стоит задача духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста: формирование начал патриотизма и гражданственности; формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе; формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.
Эту задачу можно решить, обращаясь к русскому народному творчеству. Эту идею активно поддерживал педагог В. А. Сухомлинский.
Русское народное творчество включает себя различные виды: трудовая деятельность;
ремесла; обычаи; традиции; обряды; праздники; фольклор; игры; танцы; изобразительное и декоративно - прикладное искусство.
Стремление к ознакомлению детей с русским народным творчеством и бытом своего народа, привело к созданию мини-музея в младшей группе детского сада.
В музее представлены экспонаты русского народного творчества.
Здесь дети могут не только увидеть, но и потрогать экспонаты.
Например: надеть русский народный костюм, попить чай с баранками из старинного самовара.
Начиная с младшего дошкольного возраста, воспитатели читают детям русские народные сказки, разучивают частушки и потешки, учат отгадывать загадки.
Большое внимание воспитатель уделяет занятиям по художественно-творческому развитию детей.
Изделия народного творчества многообразны.
Каждое изделие наполнено красотой, добром; оно несет в себе фантазию, увлекающую детей в мир прекрасной сказки.
Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи своих изделий, включают в себя геометрические элементы, цветы, листья, ягоды, траву, которые ребенок часто встречает в лесу, в парке, на участке детского сада.
Все это дети переносят на свои работы.
Под руководством педагогов они украшают салфетки, полотенца, тарелочки, одежду для кукол, занимаясь рисованием или аппликацией.
На занятиях по лепке малыши знакомятся с народными игрушками и пытаются сами сделать такие же.
Сколько же радости доставляет ребенку предмет, сделанный своими руками.
В развитии детей огромное место занимают игры.
Народные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста.
Игры используются в различных видах деятельности детей.
Начиная с младшего дошкольного возраста, мы применяем народные игры на занятиях и во время прогулки, в утренние и в вечерние часы.
Они являются прекрасным элементом содержания досуговых мероприятий, проводимых в детском саду.
Большой интерес вызывает у детей младшего возраста знакомство с музыкальным фольклором
. На музыкальных занятиях дети исполняют народные песни и танцы, играют на музыкальных инструментах.
Все это способствует нравственно-патриотическому и эстетическому развитию ребенка.
Сухомлинский В. А утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного учреждения.
Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей.
Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь заложено.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения.
Эта работа должна вестись во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.