Анна Косенко
Русские посиделки «Вьется, вьется хоровод». Познавательно-коммуникативная образовательная деятельность в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
— прививать любовь к русскому народному фольклору;
— знакомить с докучными сказками;
— упражнять в осознанном использовании средств выразительности речи;
— пробуждать интерес к истокам русской культуры.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций, чтение и рассказывание сказок и потешек, пословиц, слушание и пение колыбельных; изготовление птичек из бумаги.
Оборудование: лавки, домик, заборчик, колодец, будка, люлька, народные костюмы, короб с товарами (муляжи сельди, пирожков, кедровые орехи в туеске).
В музыкальный зал входят два скомороха.
1- скоморох
Публикация «Русские посиделки „Вьется, вьется хоровод“, Познавательно-коммуникативная образовательная деятельность в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2014
Ото всех дверей, ото всех ворот Приходи скорей, торопись народ!
2- скоморох
Вас много интересного ждет. Много песен, много шуток веселых прибауток! После слов скоморохов в зал входят дети, одетые в русские. костюмы, и воспитатель, приветствуют гостей.
Воспитатель. Дорогие гости, мы рады приветствовать вас.
Нынче посиделки в саду у нас.
Что умеем, то покажем,
А что знаем, про то расскажем.
Дети. Здравствуйте, гости дорогие!
Воспитатель приглашает детей занять места на лавке в горнице.
Воспитатель
Ребятишки, сядем рядком
Да поговорим ладком.
А говорить сегодня мы будем о народном творчестве — фольклоре. Много веселых потешек, песенок, сказок, мудрых пословиц сочинил русский народ. Простые люди тогда не умели ни писать, ни читать. Но их сказки, колыбельные, пословицы и поговорки не пропали. Они бережно и с любовью передавались из поколения в поколение, от родителей к детям. Какие-то из них вы уже слышали, какие- то знаете. Вот сегодня мы с вами вспомним то, что знаем, познакомимся с новыми, попоем, поиграем и попляшем.
Себе для веселья,
Гостям на радость!
Звучит колыбельная песенка, дети внимательно слушают.
Дети, что сейчас прозвучало?
Дети. Колыбельная песенка.
Воспитатель. А что такое колыбельная песенка?
Дети. С первых дней жизни мамы забавляют своих малышей песенками, чтобы им было интересно играть, умываться, кушать, засыпать.
Слова в песенках нежные, ласковые. А чтобы ребенок быстрее засыпал, мама пела ему колыбельную песенку и укачивала его, слова колыбельной оберегали ребенка, желали ему благополучия.
Воспитатель. Молодцы! Вы все правильно сказали. А кто из вас знает такие песенки?
Дети читают наизусть песенки, например: «Водичка, водичка», «Я на камушке сижу». Можно привлечь малоактивных детей или детей с дефектами речи.
Воспитатель показывает на люльку с куклой.
А вот наша Маша маленькая капризничает, не хочет спать. Давайте, девочки, уложим ее спать и споем колыбельную.
Исполняется колыбельная песенка «Гуленьки-гуленьки» (муз А. Лядова, сл. народные).
Наконец-то Машенька уснула, и мы можем продолжать свои посиделки. Дети, а что вы любите слушать больше всего?
Дети. Сказки.
Воспитатель. А как сказку можно отличить от других произведений?
Дети. Сказка состоит из трех частей. Начало — зачин, середина — кульминация, потом концовка
Воспитатель. А какими словами обычно начинаются части сказки?
Дети. «Жили-были.», «В некотором царстве, в некотором государстве.» — так начинается зачин, а кульминация словами: «Однажды.», «В ту пору.», «Мимо проходил.». Слова кульминации настраивают нас на более внимательное слушание. Заканчивается сказка обычно словами: «Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец», «Стали они жить-поживать да добра на-живать», «И я там был, мед, пиво пил. По усам текло, а в рот не попало».
Воспитатель. Очень хорошо рассказали о сказке. А чему сказка учит нас?
Дети. Сказка учит нас добру и любви, уважению к старшим, послушанию, совершать хорошие поступки.
Воспитатель. Все правильно. Все мы немножко подустали, давайте поиграем.
скоморох
Уж долгонько мы сидим,
Во все стороны глядим.
Не пора ли нам всем встать —
В шумны игры поиграть?
скоморох
Кто желает с нами поиграть?
Выходите, смелые, умные,
умелые.
Становитесь в круг!
Проводится русская народная игра «Горшки».
Викторина «Узнай сказку»
Презентация русских народных сказок: «Гуси-лебеди», «Крошечка- Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка», «По щучьему велению». Дети называют сказку, ее главных героев, чему она учит.
Воспитатель. Дети, кроме простых сказок, русские люди сочиняли еще и докучные. Это такие сказки, которые можно рассказывать много-много раз без умолку. Послушайте такую сказку «Жил-был царь.».
Жил-был царь,
У царя был двор,
На дворе был кол,
На колу мочала.
Эта сказка хороша —
Начинай сначала.
Ребята, удивительно то, что докучную сказку можно рассказывать по-разному: спокойно, как сплетню, причитание, скороговорку. Попробуем?
Дети по желанию произносят докучную сказку в разном интонационном диапазоне.
Инсценировка ярмарочного торга
1-й скоморох (с трещоткой)
Приглашаю вас на ярмарку.
Себя показать, на народ
посмотреть!
2-й скоморох
Свой товар продать,
У других купить!
Коробейник
У дядюшки Якова Товару хватит всякого! Тары-бары, растабары, Расторговывай товары!
1 -й ребенок
Сами мы приморские. Сельди — океанские!
Давай — выбирай!
Покупай — забирай!
2- й ребенок
Вот орешки!
Кедровые орешки!
Вкусные, на мелу.
Давай шапку, накладу!
3- й ребенок
Кому пирожки, горячие пирожки!
С пылу с жару.
Гривенник за пару! Нажарила, напекла Акулина для Петра!
Коробейник
У дядюшки Якова Товару хватит всякого! Тары-бары, растабары, Расторговал я все товары!
Воспитатель. А самое веселое, ребята, на ярмарке — катание на каруселях! Прокатимся?
Дети берутся за ленты, проводится игра «Карусели».
На ярмарке побывали, Товар-то весь продали.
Скоро в поле выходить,
Зиму надо проводить,
А весну-то встретить!
Дети выстраиваются полукругом, читает закличку один ребенок, ос-тальные подговаривают.
А уж ясно солнышко припекло
И повсюду золото разлило.
Ручейки на улице все журчат,
Журавли курлычут и летят.
Расцвели подснежники, да во леске
Скоро всей земелюшке быть в венке.
Все (вместе)
Иди, весна, иди, красна!
Принеси ржаной колосок,
Овсяной снопок.
Большой урожай
В наш богатый край
Дети
Здоровья и добра тому,
Птичка наша в чьем дому!
Воспитатель. На ярмарке побывали, весь товар продали, зиму проводили и весну встретили, теперь можно и отдохнуть.
1-й скоморох
Эй, подружки-хохотушки
Развеселые болтушки!
Эй, ребята-молодцы,
Озорные удальцы!
Выходите поплясать,
Длинный вечер скоротать!
2-й скоморох
Расступись-ка, народ,
Заведем мы хоровод,
Заведем мы хоровод-
Мальчик девочку за руку берет
После исполнения хоровода дети прощаются с гостями, кланяются им, выходят из зала.