Людмила Гусарова
Русские народные традиции в гендерном (полоролевом) воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Русские народные традиции в гендерном
(полоролевом) воспитании детей
Термин «гендер» появился сравнительно недавно, в 1975 году, в связи с явными разграничениями социальных, культурных и политических аспектов в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера.
Публикация «Русские народные традиции в гендерном (полоролевом) воспитании детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Народная культура, фольклор
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
Что же такое «гендер»? «Гендер» (англ. gender) – род. Гендер указывает на то, как мы представляем свой биологический пол в социальном пространстве.
Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Мне бы хотелось рассказать вам о воспитании девочек и мальчиков в русских традициях. Анализ литературы убедительно показывает, что в уникальной, вырабатываемой веками системе народного воспитания, гендерная компетентность родителей формировалась легко и естественно.
Дети воспринимались как основное богатство семьи, а материнство считалось главной ценностью женщины, смыслом и содержанием ее жизни.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что при рождении даже пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение ее качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.
Интерес представляют и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с программированием будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и жениться, то его жена воплотит в себе все то, что дорого ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца. При этом очевидно, что в данной традиции был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.
На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их. Основные педагогические функции осуществляли, как правило, ближайшие родственники и наиболее авторитетные и уважаемые сородичи детей — старейшины. Дело воспитания совершалось параллельно с другими делами и занятиями и носило черты гендерной педагогики : мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (учили охотиться, ловить рыбу, загонять добычу, изготавливать оружие и орудия труда, а девочек приучали к ведению домашнего хозяйства (приготовлению пищи, хранению огня, собиранию растений).
Родители в первую очередь заботились об удовлетворении биологических потребностей детей : кормлении, оберегании от опасностей и неблагоприятных условий внешней среды.
Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее.
Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников к жатве, сенокосу, боронованию, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты, рыбалки.
Большое внимание уделялось физическому развитию мальчиков. Русские народные игры, например, лапта, включали бег, прыжки, метание предметов. Они развивали выносливость, смелость, ловкость, отвагу, стойкость, выдержку. С детства отец внушал сыну: «Ты – мой наследник».К мальчику относились как к продолжателю рода, фамилии, главному помощнику.
Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за их поведение. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на который ссылались матери. Всю ответственность за их воспитание мальчиков дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка, дяди, старшие братья.
Интерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье. Отцу отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного воспитания, а мать наполняла ее конкретным содержанием и следила за ее реализацией, добиваясь результата. Мать играла с ребенком чаще всего по необходимости, чтобы в процессе ухода отвлечь, утешить или развлечь его. Отец и другие мужчины в семье специально организовывали игры, направленные или на физическое развитие ребенка или на развитие у него умственных способностей, сообразительности, смекалки.
Несмотря на то, что в русской семье хозяином дома считался отец, к женщине относились с уважением и любовью. Уважение к людям считалось первой нравственной заповедью детства. Народная педагогика измеряла воспитанность детей заботой о старости, прежде всего, матери.
Важную роль в воспитании внуков играли бабушки и дедушки – главные воспитатели, передавшие им семейные нравственные нормы и заповеди. Воспитательное влияние на внуков подкреплялось культом предков. Бабушки и дедушки вкладывали в ребячьи души добрые понятия о семье, труде, вплетая в свои рассказы нравоучительные примеры о послушании и радении.
Таким образом, очевидно, что при воспитании детей в крестьянской семье наблюдается четкое распределение обязанностей по воспитанию девочек — матерями, а мальчиков – отцами. При этом на первый план выступает отец, который, как бы нес ответственность за передачу детям навыков социального поведения и привития им норм общественной жизни.
Во многих сказках, рассказах, стихотворениях и других произведениях литературы для детей созданы образы бабушки, дедушки, мамы, папы, дочки, сына. Герои русских народных сказок, девочки, обладают природным умом, настойчивым характером, находчивостью и ловкостью. А мальчики, герои русских народных сказок, трудолюбивые и хозяйственные, помощники на работе и в быту.
Давным-давно наши мудрые предки разделяли методы воспитания девочек и мальчиков. В мальчиках развивали мужественность, а в девочках - женственность.
- Женские: «Морозко», «Крошечка-Ховрошечка», в которых имеется определенный набор заданий для героини. Во-первых, она должна перебрать перемешанные семена. Во-вторых, прибрать в доме или выполнить задание, требующее от нее хитрости, смекалки, но не применяя физической силы.
- мужские: «Жихарка», «Два Ивана», «Как мужик гуся делил» герои проявляют смекалку.
Запечатленный в книгах духовный и практический опыт воспитания важно сохранить и осмыслить на современном этапе развития человечества.
Неисчерпаемый источник для воспитания представляют пословицы и поговорки. В них запечатлены традиции народа : любовь к матери, уважение к старшим, трудолюбие, храбрость, стойкость, терпимость. Многие из них живут и сейчас:
«Нет лучшего дружка, чем родная матушка»;
«Дочерями красуются, сыновьями в почете живут»;
«Дом вести – не лапти плести»;
«Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит».
В пословицах и поговорках нашли отражение мысли народа о воспитании мужских и женских качеств, культуре взаимоотношения полов :
«Смелый боец и в ученье и в бою молодец»;
«Терпи казак, - атаманом будешь»;
«Хорошему хозяину день мал»;
«Женский ум лучше всяких дум»;
«Женская красота – домоустройство»;
«Путная хозяйка каждую курочку знает»;
«У хорошей хозяйки и кот жирный»;
«Полюбила молодца не из-за золотца»;
«Ласковое слово лучше мягкого пирога»;
«На что клад коли в семье лад».
Используя иронию, соблюдая педагогический такт, народ обращает внимание на мужские и женские слабости, пороки и недостатки, побуждает желание их устранить:
«Мужик лукавый - что карман дырявый»;
«Тут мешок, да скуповат мужичок»;
«Жена верховодит – муж по соседям бродит»;
«У злой Натальи все люди – канальи».
Значительное место занимают пословицы и поговорки о детях, как о самом главном богатстве семьи:
«Дети в доме – счастье!»;
«Без деток и дом сирота»;
«Где детки, там и ягодки»;
Даже потешки и колыбельные песенки отдельно для мальчиков и девочек.
Русские потешки
Водичка, водичка,
Умой Лёшино личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Водичка, водичка,
Умой Настино личико,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Да испачкалась,
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико.
Баю-баю-байки,
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать
Нашу Катю усыплять.
Пошёл котик во лесок,
Нашёл котик поясок
Чем люлечку подцепить
да Ванюшку уложить.
Ваня будет спать, спать,
Котик Ваню качать.
Русские народные традиции воспитания сохранялись в крестьянской семье вплоть до 1917 года. Они передавались из поколения в поколение, от старших к младшим и рассматривались как нечто незыблемое, вечное и обязательное.