Инна Викторовна Сергеева
Русские народные игры в воде
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий огромной развивающей и воспитательной силой. Традиционное средство педагогики - народные подвижные игры, они доносят до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения в образах, своеобразие форм и содержания наших традиций и обычаев.
Публикация «Русские народные игры в воде» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Темочки
Русские народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. А ведь игровой фольклор является жанром устного народного творчества, а значит, национальным богатством и наследием. Содержание народных игр отражает жизнь народа, его опыт, позволяет восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Игры - залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем, это своеобразная школа ребенка, так как суть их одна – развлекая, учить. В них удовлетворяется жажда действий. Ведь ребенок требует движений, ритма, физической активности – всего, что формирует и укрепляет его здоровье.
Не зря народ придумал так много игр, связанных с движением: они развивают ловкость, гибкость, силу, хорошо тренируют все группы мышц.
Народные игры заставляют работать головой – ведь в каждой игре есть цель, к которой стремятся играющие.
Для человека полтора века – много, а для игры – как один день. Сохранились они в неприкосновенности потому, что народ не придумывает ничего ради простой забавы, а всегда со смыслом, для пользы.
Русские подвижные игры – это народное творчество, отшлифованное временем (Панкеев И. А.)
В ходе проведения русских народных игр у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально – положительная основа для формирования патриотических чувств.
По содержанию все народные подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, стимулированию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка – дошкольника.
Гуси-лебеди
(средний и старший дошкольный возраст)
Цель игры: совершенствовать умение ориентироваться в воде, учить передвигаться в воде разными способами в различных направлениях, развивать умение передавать образы животных в движении.
Ход игры: Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные-гуси-лебеди. На одной стороне бассейна дом, где живут хозяин и гуси, на другой живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей, зеленой травки пощипать. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:
- Гуси-гуси!
- Га-га-га.
-Есть хотите?
- Да-да-да.
- Ну, летите же домой!
- Нет, нет, нет! Серый волк под горой, не пускает нас домой.
-Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные гуси выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь становится волком.
Правила игры. В средней группе дети перебегают от одного бортика до другого. Волк не может поймать гуся, если гусь спрятался под воду. В старшей и подготовительной группе дети должны плыть, волк ловит только того гуся, который стоит в воде.
У медведя во бору
(младший дошкольный возраст)
Цель игры: совершенствовать умение ориентироваться в воде, учить передвигаться в воде разными способами в различных направлениях.
Ход игры: Медведь живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и говорят: У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
А медведь не спит,
Все на нас рычит!
Когда играющие произнесли последние слова, Медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и выходит из берлоги, неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.
Правила игры. Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом. Чтобы медведь не поймал, дети, в зависимости от сформированных умений и навыков могут спрятаться под воду или просто присесть.
Гори, солнце, ярче!
(для старшего дошкольного возраста)
Цель игры: совершенствовать умение лежать на поверхности воды, учить делать полный вдох и задерживать дыхание длительное время, развивать умение действовать всем вместе.
Ход игры: Гори солнце ярче,
Лето будет жарче.
А зима теплее,
А весна милее!
Дети стоят в кругу, в центре находится водящий- солнце. На первую строчку дети поднимают руки вверх, на вторую – хлопают в ладоши, на третью ведут хоровод в одну сторону, на четвертую в другую. Затем поворачиваются к солнцу (водящему). Он говорит: «Горячо» и дети, не расцепляя рук, ложатся «звездами» на воду. Водящий пятнает тех, кто встал или расцепил руки. Ребенок, который дольше всех пролежал на воде, становится водящим – солнцем.
Правила игры. Вдох можно делать только один раз. Вставать стараться, не беспокоя соседей.
Венки
(для старшего дошкольного возраста)
Цель игры: совершенствовать скольжение на груди с работой ног «кролем».
Ход игры: Двое ребят с венками берутся за руки и образуют ворота. Остальные дети цепочкой проплывают в ворота после слов:
Все вместе: Березка детей кричала, к себе призывала.
Дети с венками:
- Возьмете венки зеленые – станете весь год веселые.
Дети, которые образуют ворота, кидают участникам на головы венки, дети должны это почувствовать, взять венок и построить новые ворота.
Правила игры. Дети должны проплыть определенное расстояние. За одну игру дети могут проплыть в одни ворота несколько раз. Венки отдаются другим детям по симпатии или по другой договоренности.
Бабушка Пыхтеиха
(средний и старший дошкольный возраст)
Цель игры: совершенствовать передвижение детей воде в быстром темпе, учить ловкости, задержке дыхания.
Ход игры:
Сгорбленная бабушка бредет с палочкой в руке и пыхтит, и вздыхает. Играющие – ребята обступают ее и спрашивают:
- Бабушка Пыхтеиха, куда пошла?
- К обедне.
- Возьми нас с собой.
- Идите, да не брызгайте.
Дети некоторое время идут позади бабушки смирно, затем поднимают брызги и крик. Пыхтеиха сердится, бросается ловить их, ловит, уводит в свой дом.
Правила игры. Бабушка не ловит тех, кто спрятался под воду. Пыхтеиха может задевать детей своей палочкой, такие дети тоже считаются пойманными.
Бабка – Ежка
(для старшего дошкольного возраста)
Цель игры: развивать быстроту реакции и умение задерживать дыхание.
Ход игры: Дети встают в круг, в середине ставится один из играющих – Баба-Яга. В руках у нее веревка, на конце которой привязана надувная игрушка. Дети идут по кругу и дразнят:
Бабка-Ежка костяная ножка.
(ходьба на пятках)
С печки упала, ножку сломала,
(прыжки в воде с глубоким приседом)
А потом и говорит: «У меня нога болит».
Пошла она на улицу – раздавила курицу,
(ходьба на носках, руки назад)
Пошла на базар – раздавила самовар.
(хлопки в ладоши)
Пошла на лужайку – испугала зайку.
(прыгают как зайчики)
Баба-яга после слов старается кого-нибудь коснуться игрушкой, а дети прячутся под воду. Кого запятнает – тот выходит из игры.
Правила игры. Дети не толкают друг друга, стоят на месте, когда Баба Яга начинает пятнать. Баба Яга не сокращает расстояние между собой и детьми.