Кристина Наумова
Руководство творческими играми детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
1. Руководство творческими играми детей старшего дошкольного возраста.
2. Дошкольное детство – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития ребёнка является освоение игровой деятельности.
Публикация «Руководство творческими играми детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
3. Игра – добровольная деятельность, она несёт в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника эта единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.
4. Лев Семенович Выгодский (психолог и дефектолог) писал «Через игровую деятельность и движение ребенок учится - и в этом смысле игра может называется ведущим видом деятельности, так как определяет развитие.» Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ - дети создают игру. Дети – творцы настоящего будущего. В этом обаяние игры. В игре дети не ставят каких – то иных целей. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство психического и физического развития ребенка. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра необходима для того чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.
5. Несмотря на всё многообразие игр, их можно разделить на две большие группы. Одни игры создаются самими детьми под руководством воспитателя - это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила - это игры с правилами.
6. Таким образом, педагогика различает игры творческие, подвижные, дидактические. Детская творческая игра существенно отличается от игр подвижных и дидактических. Подвижные и дидактические игры предлагаются ребенку взрослым, в то время как творческая игра является продуктом своеобразного творчества самого ребенка, его изобретением. Вот почему отличается и содержание этих типов игр. Если содержание подвижных и дидактических игр представляет накопленный человечеством опыт, который и передается детям в сюжетах этих игр, в их правилах, то в изобретаемой самим ребенком сюжетной игре он сам как бы «завоевывает» этот опыт. В такой игре сюжет развивается самими детьми, от них исходят правила игры, которые связываются с исполнением ролей, нужных по замыслу игры. Творческие игры детей также построены на правилах, но в отличие от дидактических и подвижных игр, где правила даются в готовом виде, в творческих играх правила заимствуются детьми из той общественной среды, в которой они живут. Правилами общественной жизни дети первоначально овладевают именно в изобретаемых ими играх, разумеется, по-своему преломляя их. В этих играх ребенок живет интересами современности. Творческие игры, развиваемые самими детьми, имеют особое значение для воспитания. В них наиболее полно формируется личность ребенка. Творческая игра влияет на ребенка всесторонне; она является первой ступенью в самостоятельном общении ребенка с другими детьми.
7. Правильное понимание характера и особенностей каждого вида игр имеет большое значение для методики руководства ими. При руководстве творческими играми задача педагога заключается в том, чтобы:
помочь детям выбрать тему игры, развить её сюжет;
помочь сделать нужную для игры постройку;
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Основные приёмы руководства :
например младший дошкольный возраст -внесение новой игрушки и
внесение игровых материалов;
старший дошкольный возраст- советы, вопросы.
непосредственное участие в игре (младший и старший дошкольный возраст). В старшем возрасте педагог предоставляет воспитанникам возможность самостоятельно создавать игровые образы, если нужно, подсказывает, как лучше выполнить роль, дает фотографии, иллюстрации с целью более детального ознакомления с внешним видом того или иного героя, рассказывает о нем или его профессии. Роль игрового материала и игрушек: как показывает изучение игр, использование детьми материала (игрушек и т. п.) с возрастом значительно видоизменяется. У старших детей игровой материал является вспомогательным в игре, он сознательно ими привлекается или даже сознательно создаётся согласно замыслу игры.
8. Игры со строительным материалом занимают особое место среди творческих игр детей. Творчество детей в строительных играх во многом зависит от содержания игры и от умений ребёнка обращаться со строительным материалом. Чем богаче замысел игры, тем больше требуется от ребёнка творческой фантазии, изобретательности. Поэтому, руководя строительными играми, воспитатель должен
обогащать содержание игры;
развивать конструктивные способности детей;
учить их строить из разного материала. Приёмы руководства в старшем дошкольном возрасте :
Постройка по замыслу;
По условиям;
По предложенной теме.
В этих группах основной акцент при руководстве строительными играми воспитатель в основном делает на объяснении, указании, наводящих вопросах, как сделать постройку более устойчивой высокой и т. д.
Нельзя забывать о таких моментах, как:
помощь в организации постройки, т. е. воспитатель помогает детям договориться о том, как и что они будут строить, распределить между собой работу.
Понятно, какое большое значение приобретает руководство творческими играми. Некоторые воспитатели, имеющие большой опыт работы с детьми, легко справляются с этим. Менее опытные педагоги ограничиваются созданием обстановки, условий для игры, подбором игрушек, материалов и на этом считают свои обязанности законченными. Другие делают попытки руководить играми, но, опасаясь, что их будут обвинять в возвращении к «стимулированным» играм, действуют нерешительно, с оглядкой. Если вовремя их не поддержать, они отказываются от этих попыток и ограничиваются наблюдением за играми детей. Поэтому необходимо помочь воспитателям в руководстве творческой игрой. Совершенно очевидно, что в этой области требуется высокое искусство воспитателя. Необходимы также и определенные знания, помогающие понять пути развития игры и тем самым определить характер руководства.