Елизавета Егорова
Рабочая программа по робототехнике в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по робототехнике
(для детей подготовительного возраста)
Составила: Егорова Е. Д.
Педагог дополнительного образования
по робототехнике и информатике
Якутск, 2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ
Направленность программы – техническая.
Публикация «Рабочая программа по робототехнике в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Робототехника. Программы дополнительного образования
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ, НОВИЗНА
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский.
Научно-технический прогресс влечет за собой современных детей, которые шагают в ногу со временем и стремятся, не отставая, идти вслед за ним. Ребенок нового времени – это исследователь и изобретатель.
В настоящее время, когда миром правит техника, существует огромное количество возможностей развития детей.
Реализация ФГОС дошкольного образования требует создания инновационной образовательной среды для развития логического мышления детей, их интеллектуального, умственного, творческого развития.
В последние годы получает развитие использование роботехники и в детском саду. Робототехника – это универсальный инструмент для дошкольного образования в четком соответствии с требованиями ФГОС и подходит для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования – это не только обучение в процессе игры, но и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, любознательных, увлеченных своим делом людей нового поколения.
Проблема развития логического мышления детей дошкольного возраста средствами робототехники и конструирования определяет возможности решения задач образовательной области «Познание» с помощью организации игрового обучения различными образовательными конструкторами и робототехническим оборудованием. Работа с таким оборудованием, дает ребенку возможность через познавательную игру легко овладевать различными способами и методами конструирования, сопоставления, проектирования. Ребенок учится наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки, классифицировать, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, делать простейшие выводы и обобщать – что являются основными главными критериями развития логического мышления. У детей развивается техническое мышление и техническая изобретательность.
Кроме того:
- дети обучаются умению находить выход из конкретной сложившейся ситуации;
- удовлетворяются потребности ребенка построить свой мир из подручных средств;
- развивается смелость и неординарность мышления;
- дети получают помощь в моделировании пространства для игры, становясь режиссером своей игры, изобретателем;
- расширяется мир безграничной детской фантазии;
- развивается техническая и механическая смекалка;
- весело и с пользой проводится время!
Новизна данной программы состоит в том, что дети под руководством педагога смогут не только создавать роботов посредством различных конструкторов, следуя предлагаемым пошаговым инструкциям, но, и проводя эксперименты, узнавать новое об окружающем их мире.
Следует также отметить, что применение робототехники в детском саду обеспечивает равный доступ всех социальных слоев к современным образовательным технологиям.
Содержание Программы включает в себя :
• сбор не механических моделей с использованием различных наборов конструкторов (пластиковые, деревянные, железные конструкторы);
• сбор не механических моделей с использованием набора «Lego wedo 2.0»
• сбор механических моделей с использованием простейших микросхем;
• сбор немеханических моделей с использованием конструктора «Lego wedo 2.0»;
• сбор механических моделей с использованием конструктора «Lego wedo 2.0»;;
• закрепление полученных знаний и умений: конструирование собственных моделей
Занимаясь конструированием и робототехникой, дети дошкольного возраста изучают основные принципы проектирования, строительства и управления роботом; работают с простыми механизмами, модулями, схемами. Это позволяет им почувствовать себя настоящими инженерами-конструкторами. Перед детьми ставятся простые, понятные и привлекательные для них задачи, и они, решая их, сами того не замечая, обучаются. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Кроме того, у детей развиваются познавательные способности, мотивация и интерес к решению различных задач. Дети учатся принимать решения в многочисленных ситуациях.
Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию и робототехнике играет большую роль при подготовке к школе, оно способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знания в окружающем мире, закладываются первые предпосылки учебной деятельности. Важно, что эта работа не заканчивалась в детском саду, а имела бы продолжение в школе.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Целью программы «LEGO» является развитие научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника, с использованием возможностей различных видов конструкторов и робототехники, обеспечивающих мотивацию, поддержку индивидуальности и позитивную социализацию детей, через игру, общение и другие формы активности.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Образовательные:
формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств;
развивать продуктивную (конструкторскую) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки робототехнических средств;
содействовать формированию элементов учебной деятельности (понимание задачи, инструкций и правил, осмысленное применение освоенного способа в разных условиях, навыки контроля, самооценки и планирования действий);
Развивающие:
развивать интерес к конструированию и моделированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;
формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей.
Воспитательные:
воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАМЫ
6 – 7 лет
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
9 месяцев (сентябрь – май)
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
В группе от 10 до 15 человек.
Программа состоит из 72 занятий
Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительностью 30 минут.
Форма занятий – групповая, подгрупповая, индивидуальная.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Предметные результаты:
• основные приемы и опыт конструирования с использованием различных наборов конструкторов;
• конструктивные особенности различных моделей и механизмов;
• основные приемы конструирования роботов и конструктивные особенности различных роботов;
• правила безопасной работы с оборудованием;
Личностные результаты:
• умение творчески подходить к решению задачи;
• умение довести решение задачи до работающей модели;
• умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
• умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Метапредметные результаты:
• развитие логико-математического мышления, формирование элементов учебной деятельности, развитие интереса к моделированию и конструированию
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
1 раздел. Водное занятие. Входная диагностика. Техника безопасности на занятиях.
Тема №1. Правила поведения в кабинете информатики. Каким набором мы будем работать?
Теория: «Беседа о правилах поведения в кабинете информатики. Что нельзя делать? Каким набором мы будем работать?» Цель: вызвать у детей интерес к работе кружка. Рассматривание готовых работ и моделей роботов. Познакомить детей с правилами работы кружка и техникой безопасности.
2 раздел: Знакомство с различными моелями Lego Wedo 2.0 и их сборка.
Тема №2. ««Что такое робот? Виды современных роботов. Соревнования роботов. Знакомство с конструктором Lego Wedo. Путешествие по Лего – стране». Цель: познакомить детей с многообразием материалов, используемых для конструктивно-модельной деятельности.
Теория: просмотр презентация «Роботы вокруг нас», вызвать у детей интерес к работе кружка показом готовых работ. Рассмотреть модели готовых роботов. Найти, чем они похожи, а чем отличаются. Зачем нужно конструировать различных роботов? Как они могут помочь человеку?
Тема №3. «Улитка».
Цель: формировать у детей представления об конструировании и моделировании. Сборка улитки из раннее заготовленных пошаговых инструкций.
Тема №4. «Вентилятор».
Цель: формировать у детей представления о функциональности конструкций, взаимосвязи особенностей модели и её назначения. Формировать у детей умения создавать конструкции по представлению, упражнять в совместном конструировании, формировать умение проявлять аккуратность и ответственность в процессе работы.
Тема №5. «Движущийся спутник».
Цель: развивать умение планировать этапы постройки, пользоваться схемой. Воспитывать интерес к деятельности, самостоятельность в работе.
Тема №6. «Робот шпион».
Цель: развивать логическое мышление, любознательность, речь, мелкие мышцы пальцев рук. Воспитывать интерес к работе с конструктором.
Тема №7. «Майло – научный вездеход»
Цель:Развивать умение планировать этапы постройки, пользоваться схемой. Воспитывать интерес к деятельности, проявлять самостоятельность в работе.
Тема №8. «Конструирование по замыслу»
Цель: продолжать совершенствовать конструктивные способности детей. Совершенствовать знания детей в выборе деталей для постройки. Развивать воображение, умение описывать свою постройку.
Тема №9. «Датчик перемещения Майло. Датчик наклона Майло».
Цель: узнать, кто такой Майло? Познакомить с миром исследований и науки.
Тема №10. «Лягушка».
Цель: познакомимся с элементами для создания лягушки. «Чтение схемы». Развивать воображение детей.
Тема №11. «Горилла».
Цель: продолжаем знакомиться с элементами конструктора. Развивать воображение, умение описывать свою постройку.
Тема №12. «Цветок».
Цель: продолжать совершенствовать конструктивные способности детей. Развивать воображение, умение описывать свою постройку.
Тема №13. «Подъемный кран».
Цель: продолжать совершенствовать конструктивные способности детей. Развивать воображение, умение описывать свою постройку.
Тема №14. «Паводковый кран».
Цель: продолжать совершенствовать конструктивные способности детей.
Тема №15. «Рыба».
Цель: продолжать совершенствовать конструктивные способности детей.
Тема №16. «Вертолет».
Цель: продолжать совершенствовать конструктивные способности детей.
Тема №17. «Работа по своему замыслу».
Цель: конструирование по запросам детей
Тема №18. «Грузовик для переработки отходов».
Цель: продолжать совершенствовать конструктивные способности детей.
Тема №19. «Мусоровоз».
Цель: продолжать совершенствовать конструктивные способности детей.
Тема №20. «Роботизированная рука»
Цель: продолжать совершенствовать конструктивные способности детей.
Тема №21. «Змея»
Цель: продолжать совершенствовать конструктивные способности детей.
Тема №22. «Гусеница»
Цель: продолжать совершенствовать конструктивные способности детей.
Тема №23. «Богомол»
Цель:
Тема №24. «Устройство оповещения»
Цель:
Тема №25. Работа по своему замыслу. Конструирование по запросам детей
Тема №26. «Вилочный подъемник»
Цель: продолжать совершенствовать конструктивные способности детей.
Тема №27. «Снегоочеститель».
Цель: Познакомить детей с набором для конструирования модели снегоочиститель. Собрать вместе с детьми модель снегоочиститель, обыграть ее.
Тема №28. «Очиститель моря».
Цель: Конструирование очиститель моря. Обыгрывание получившихся моделей. Как можно усовершенствовать имеющуюся модель?
Тема №29. «Подметально – уборочная машина».
Цель: конструирование и обыгрывание получившихся моделей.
Тема №30. «Измерение».
Цель: конструирование и программирование получившихся моделей.
Тема №31. «Детектор».
Цель: конструирование и программирование получившихся моделей.
Тема №32. «Светлячок»
Цель: конструирование и программирование получившихся моделей.
Тема №33. «Джойстик».
Цель: конструирование и программирование получившихся моделей.
Тема №34. «Луноход».
Цель: конструирование и программирование получившихся моделей.
Тема №35. «Робот сканер».
Цель: конструирование и программирование получившихся моделей.
Тема№36. «Палочка на двигателе»
Цель: конструирование и программирование получившихся моделей.
Тема№37. «Миниробот»
Цель: конструирование и программирование получившихся моделей.
Тема №38. «Платформа».
Цель: конструирование и программирование получившихся моделей.
Тема №39. Работа по своему замыслу
Цель: напомнить правила скрепления деталей конструктора LEGO WeDo. Проверить прочность конструкций.
Тема №40. «Мобильный дом».
Цель: конструирование и программирование получившихся моделей.
Тема №41. «Робот наблюдатель»
Цель: конструирование и программирование получившихся моделей.
Тема №42. «Крокодил 2.0»
Практика: конструирование робота. Программирование и испытание робота.
Тема №43. «Ветролет»
Практика: конструирование робота. Программирование и испытание робота.
Тема №44. «Станок»
Практика: конструирование робота. Программирование и испытание робота.
Тема №45. «Конвеер»
Практика: конструирование робота. Программирование и испытание робота.
Тема №46. «Робот трактор»
Практика: конструирование робота. Программирование и испытание робота.
Тема №47. Работа по своему замыслу
Тема №48. «Гоночная машина»
Практика: конструирование робота. Программирование и испытание робота.
Тема№49. «Грузовик»
Практика: конструирование робота. Программирование и испытание робота.
Тема№50 «Мышеловка»
Практика: конструирование робота. Программирование и испытание робота.
Тема№51 «Болгарка – отрезной инструмент»
Практика: конструирование робота. Программирование и испытание робота.
Тема№52 «Автобот»
Практика: конструирование робота. Программирование и испытание робота.
Тема№53 «Дрель»
Практика: конструирование робота. Программирование и испытание робота.
Тема№54 «Ременная передача»
Практика: конструирование робота. Программирование и испытание робота.
Тема№55 «Кузнечик»
Практика: конструирование робота. Программирование и испытание робота.
Тема№56 Работа по замыслу
Практика: конструирование робота. Программирование и испытание робота.
Тема№57 «Кузнечик 2.0»
Практика: конструирование робота. Программирование и испытание робота.
Тема№58 «Краб себастьян»
Практика: конструирование робота. Программирование и испытание робота.
Тема№59 «Радар»
Практика: конструирование робота. Программирование и испытание робота.
Тема№60 «Пилорама»
Практика: конструирование робота. Программирование и испытание робота.
Тема№61 «Мобильное шасси»
Практика: конструирование робота. Программирование и испытание робота.
Тема№62 «Мост»
Практика: конструирование робота. Программирование и испытание робота.
Тема№63 «Работа по своему замыслу»
Практика: конструирование робота. Программирование и испытание робота.
Тема№645 «Змея»
Практика: конструирование робота. Программирование и испытание робота.
Тема№65 Проектная работа
Работа по своему замыслу
Тема№66 Проектная работа
Работа по своему замыслу
Тема№67 Проектная работа
Работа по своему замыслу
Тема№68 Проектная работа
Работа по своему замыслу
Тема№69 Проектная работа
Работа по своему замыслу
Тема№70 Проектная работа
Работа по своему замыслу
Тема№71 Проектная работа
Работа по своему замыслу
Тема№72 Проектная работа
Работа по своему замыслу
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контроль предметных результатов
Для отслеживания результативности усвоения программы «LEGO» используются следующие виды контроля:
• входной контроль (беседы с детьми, дидактические игры и упражнения, собранные детьми модели).
• текущий контроль (осуществляется по результатам выполнения детьми творческих заданий, самостоятельных работ после каждого занятия).
• промежуточный контроль (участие детей в выставках, проектах, собранные детьми модели, выставка работ, участие в конкурсах, соревнованиях)
• итоговый контроль в конце года (диагностика, участие в итоговой выставке работ)
Система оценивания предметных результатов
Способы фиксации учебных результатов программы.
Способы определения эффективности занятий вытекают из того, насколько успешно ребёнок освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.
Диагностика уровня знаний и умений по конструированию
детей 5-6 лет
Уровень
развития
ребенка Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме, инструкции Умение правильно
конструировать поделку по замыслу
Высокий
Ребенок действует самостоятельно, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, по инструкции, не требуется помощь взрослого. Ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования.
Средний Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их. Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.
Низкий
Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не
имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого.
Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может.
Высокий уровень – «3»
Средний уровень – «2»
Низкий уровень – «1»
Текущим контролем усвоенных детьми умений и навыков является диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия. Оценивается правильность выполнения учебного задания (справился или не справился).
Промежуточный контроль по темам проходит в виде педагогических наблюдений, состязаний роботов, творческого конструирования, участия в выставках.
Итоговый контроль в конце учебного года проходит в виде презентации изготовленных детьми роботов и моделей.
Система оценивания личностных и метапредметных результатов
В качестве способов учета приобретенных умений и оценки личностных качеств, служат модели, собираемые детьми на занятиях и активно используемые ими в других видах деятельности.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться. С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к конструированию и робототехнике, развития конструкторского мышления, была создана предметно-развивающая среда:
• столы, стулья (по росту и количеству детей);
• технические средства обучения (ТСО) - ноутбук, проектор;
• презентации (по темам занятий);
• конструктор «Лего WeDo 2.0»;
• игрушки для обыгрывания;
• Наглядно-демонстрационный материал:
наглядные пособия;
цветные иллюстрации;
фотографии;
образцы;
необходимая литература;
схемы;
чертежи;
рисунки;
картотека игр.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Давидчук А. Н. Конструктивное творчество дошкольника. Пособие для воспитателя. – М. : Просвещение, 1973.
2. Лиштван З. В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
3. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988.
4. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001.
5. Комарова Л. Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М. ; Линка Прес,2001г.
6. «Робототехника для детей и родителей» С. А. Филиппов, Санкт-Петербург «Наука» 2010.
7. Фешина Е. В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М. : изд. Сфера, 2011.
8. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М. : Изд. -полиграф центр «Маска», 2013.
9. Руководство для конструкторов «РоботоЛаб конструирование».
10. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ.
11. Ташкинова Л. В. Программа дополнительного образования «Робототехника в детском саду» // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016.
12. Интернет-ресурсы.