Наталья Попова
Рождественский вертеп
▼ Скачать + Заказать документы
Рождественский вертеп
Дорогие коллеги, друзья! Спасибо всем, кто решил заглянуть на мою страничку в преддверии самого главного христианского праздника - Рождества Христова.
Публикация «Рождественский вертеп» размещена в разделах
Сегодня я хочу поделиться опытом знакомства детей с вертепной традицией. Само слово «вертеп» (древне-русское слово) означает глубокую пещеру, овраг. Именно с этим значением слова связано название кукольного театра, распространённого на территориях многих стран. Имелась ввиду пещера, в которой по преданию родился младенец Христос. В предпраздничные дни устраивались вертепные сцены, рассказывающие об обстоятельствах рождения Иисуса. Виды вертепов очень разнообразны в различных регионах. Где-то это механические вертепы, где при помощи определенного механизма показывались «оживающие» сцены (самый крупный хранится в Чехии – так называемый «Крызовы яслички», эта традиция имела широкое распространение и в Италии. Где-то это были живые вертепы, в представлении которых принимали участие живые актеры, где-то – это были скульптурные изображения участников этого события.
Я же хочу более подробно остановиться на вертепном ящике, который был очень распространен в России, Белоруссии, Украине, Польше. Назывались они везде по-разному. В России и Украине – просто вертеп, в Белоруссии – батлейки или бетлейки, в Польше и в прилегающих белорусских областях – шопка. Это была переносная конструкция с несколькими планами – ярусами для показа кукольного представления, у нас, в России чаще всего это были двухъярусные вертепы. У каждого яруса – плана было свое назначение. Верхний показывал пещеру Рождества, а в нижнем разыгрывалась сцена с историей царя Ирода, а иногда и комедийные репризы. Содержание было практически всегда каноническим – первая сцена была посвящены библейским событиям – Ангелы разносят весть и славят Рождение Христа, а вторая рассказывала об избиении младенцев царем Иродом и его смерти. Во второй части представления часто присутствовали персонажи народного театра – Солдат, Дед и Баба, Дьячок, Пономарь, Барин и Мужик и другие. Иногда принимал участие и народный любимец – Петр Петрович Уксусов, которого мы знаем, как Петрушку. Эта часть представления всегда носила сатирический характер. Иногда вместо кукол в этой части представления принимали участие живые актеры. Все эти представления были типичны для народной культуры, но после 17 года ХХ века они стали пропадать, угасать, т. к. были расценены как религиозная пропаганда и стали подвергаться гонениям. Но, к счастью, с середины 90-х годов интерес к вертепам стал вновь расти и даже стали проводиться фестивали вертепных театров.
Хорошо бы возродилась эта традиция - давайте способствовать этому!
Спасибо всем за внимание к моему блогу!