Алфёрова Людмила Борисовна
Проект по формированию представлений у детей о родной стране «Россия — Родина моя»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №119» г. Рязани
ПРОЕКТ
по формированию у детей представлений о родной стране
«Россия-Родина моя!»
Алфёрова Людмила Борисовна
Рязань 2024
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Публикация «Проект по формированию представлений у детей о родной стране „Россия — Родина моя“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач
дошкольного учреждения. Это процесс формирования человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими достижениями своего народа и его культурой, стремящегося сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому задачей педагога является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны – данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Цель проекта :
Воспитание уважения к своему народу, любви к Родине, гордости за нее, уважительного отношения к Государственным символам РФ, систематизация знаний детей о родном городе, его достопримечательностях
Задачи проекта :
С детьми
1. Углублять представления детей о России как о государстве, в котором они живут (столица, президент).
2. А) Формировать представление о значении Государственного флага РФ;
Б) Закрепить знания с изображением Государственного флага РФ (цветовое решение, расположение полос);
3. Воспитывать уважительное отношение к Государственному флагу, любовь к Родине, гордость за нее;
4. Воспитывать чувства любви и гордости к своей малой родине, чувство гордости за своих земляков.
С родителями
1. Обучающая
Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта.
Исследовать информацию вместе с детьми и родителями о родном городе.
Стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме.
Продолжительность проекта : краткосрочный с 1.10.2023 по 30.11.2023
Вид проекта : коллективный, информативно – творческий.
Участники проекта : дети, воспитатели группы, родители воспитанников.
Возраст детей : 5-6 лет.
Актуальность проекта :
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина
Этапы проекта
1. Подготовительный этап
- постановка цели и задач; информирование родителей по теме проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды;
- подборка иллюстраций, картин, презентаций по темам занятий и бесед;
- подборка детской литературы по тематике проекта;
- выбор материалов для реализации проекта.
2. Основной (практический)
Реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями; внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей.
1. Занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим: Тема 1. «Мое Отечество- Россия»
Программное содержание: Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре; формировать интерес к получению знаний о традициях и обычаях своей страны с показом презентации «Россия-Родина моя». Методическая литература: Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа.
2. Речевое развитие:
Тема 1. Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина». Программное содержание: помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна», запомнить произведение. Методическая литература: Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.
3. Художественно-эстетическое развитие детей :
• Рисование на темы:
Тема 1. «Русская березка»
Программное содержание: рассказать детям почему березу называют белоствольной, почему она является символом нашей страны, продолжать знакомить детей с понятием «Родина», «Отечество», воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа. Научить нетрадиционной технике рисования (оттиск).
Методическая литература: Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада.
Тема 2. «Спасская башня кремля»
Программное содержание: Формировать патриотические чувства на основе беседы о родной стране, познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой. Способствовать овладению композиционными умениями: располагать предмет на листе с учетом его пропорций. Закреплять умение детей рисовать кистью разными способами: широки линии – всей кистью, тонкие – кончиком кисти; наносить мазки – при рисовании отдельных деталей. Учить детей анализировать свои работы, сравнивая их с образцом. Методическая литература: Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада.
Тема 3. «Рисование «Флаг России»»
Цель: учить детей создавать изображение Российского флага.
Тема 4. «Рисование «Наша улица»»
Цель: продолжать знакомить детей с родным городом.
Тема 5. «Рисование деревянной ложки (хохлома)»
Лепка на темы:
Тема1. «Русская матрешка»
Программное содержание: воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, познакомить с происхождением и созданием матрешки; закреплять умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, сглаживание границ соединения); развивать мелкую моторику рук; развивать творчество. Методическая литература: Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада.
Тема 2. Пластилинография «Сердечко» (Я люблю Россию)
4. Показ презентаций для детей.
1. «Сергей Александрович Есенин – первое знакомство»
2. «Россия-наша Родина»
3. «Символы России»
5. Игровая деятельность детей :
Дидактические игры:
«Узнай наш флаг» «Кто в какой стране живет?» «Подбери родное слово» (подбор однокоренных слов к слову «береза») «Собери герб»
«Наша Родина : собери картинку» (достопримечательности города Рязани)
Подвижные игры:
«Раз, два, три – к берёзке беги» «В кругу»
Хороводные игры:
«Берёза», «У Маланьи, у старушки»
6. Беседы с детьми на темы:
1.«Москва –столица нашей родины»
Цель: закрепить знания детей о Москве (символика, местоположение на карте, достопримечательности, воспитывать любовь к столице России, закрепить знания об историческом прошлом столицы (история Кремля).
2. «Береза – символ России»
Цель: рассказать детям почему березу называют белоствольной, почему она является символом нашей страны, продолжать знакомить детей с понятием «Родина», «Отечество», воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.
4. «Как велика моя земля, как широки ее просторы»
Цель: закрепить знания детей о названии страны, ее природе, познакомить с географической картой, учить «читать» ее, дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их, воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.
5. Беседа: «Моя семья».
Цель: ввести понятие «семья». Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь, внук (внучка, брат (сестра); мама и папа-дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям-членам семьи.
6. Беседа «Наш детский сад».
Цель: уточнить знания детей о детском саде. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге. Закреплять, углублять, расширять знания детей о людях разных профессий, работающих в детском саду. Формировать понятия «я- воспитанник детского сада», «детский сад-мой дом родной».
7. Беседа: «Мой город».
Цель: систематизировать и обобщать знания детей о городе : название, достопримечательности. Вызывать чувство восхищения красотой родного города. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него. Подвести к пониманию того, что люди, которые строили город, очень старались и хорошо выполнили свою работу.
8. Беседа «Государственные символы России»
Цель: закрепить знания о названии родной страны. Познакомить детей с государственными символами России : гимном и гербом, рассказать об их происхождении, назначении, содержании; воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Родине.
7. Прослушивание гимна РФ.
Цель: Продолжать расширять кругозор детей в области государственной символики, воспитывать патриотические чувства
8. Развлечения:
Хоровод : «Во поле берёзка стояла».
Прослушивание песни «От чего так в России березы шумят…».
«Ай, да березка»- хоровод.
Прослушивание песни «Ах, ты береза» Раухвейгера.
Русские народные песни «Во поле березка стояла», Ой да у дороженьки березка».
Тематическое развлечение, посвященное дню рождения С. А. Есенина. «Край берёзовый».
9. Чтение художественной литературы:
Ф. Глинка «Москва» Л. Кассиль «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники» А, Прокофьев «Нет на свете Родины красивей» И. Токмакова «Красная площадь» З. Александрова «Дозор» С. Алексеев «Первый ночной таран» Заучивание наизусть стихотворения С. Есенина «Белая береза». В. Брюсов «Москва» А. Прокофьев «Нет на свете Родины прекрасней» Н. Рубцов «Привет, Россия!» Поговорки и пословицы о России.
3. Заключительный (обобщающий) этап
Оформление и обработка материала
Анализ:
Результат проекта :
У детей повысился уровень познавательного развития по данной теме: знают флаг, герб, гимн России. Дети проявляют интерес к истории родного края, родной страны;
Дети демонстрируют бережное отношение к родному городу, уважительное отношение к истории страны, ее символам.
Таким образом, в результате совместной работы над проектом у детей сформировались представления о Родине, о символах России, Малой Родины.
Ожидаемые результаты:
Для детей :
1. Пробуждение интереса к истории, культуре своей Родины, православным традициям, любви к родному краю; дети знают:
- Что такое - «Родина», «Малая Родина», пословицы о Родине;
- Символику России (флаг, герб, гимн России, значение символов России;
- Название столицы нашей Родины – Москвы и иметь представление о г. Москве, о малой Родине;
- О правительстве, президенте России;
- Природу родных мест, любоваться природой, бережно относиться к ней; - О том, что дерево берёзка – символ России;
2. Доброжелательные отношения между детьми;
3. Воспитание нравственных качеств личности: доброты, отзывчивости, уважения к старшим, любви к Отчизне.
Для родителей :
1. Повысится компетентность и социальная активность родителей и педагогов по нравственному и патриотическому воспитанию детей;
2. Участие в воспитательно – образовательном процессе;
3. Педагогическая и методическая помощь.
Продукты проектной деятельности :
Для детей :
1. Выставка рисунков - «Россия – Родина моя!» - совместная деятельность педагога и детей
2. Выполнение творческих работ (рисунков) на тему:
«Русская березка», «Спасская башня кремля», «Флаг России»;
Для родителей :
1. Конкурс – выставка «Символы России»
2. Изготовление альбома «Рязань-моя гордость!»
3. Литературно-музыкальное развлечение.
Вывод
Проект «Россия - Родина моя» рассчитан на формирование у детей чувство гордости за свой родной город, свою страну.
Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к своей стране, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Конечно, в рамках одного проекта не представляется возможным охватить все проблемы патриотического воспитания в образовательном пространстве ДОУ. Проект показал необходимость дальнейшей работы в этом направлении.
Список литературы
1. Алешина А. Н., «Ознакомление с окружающим миром». – М: ТЦ Сфера.
2. Вераксы Н. Е. «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Мозаика- синтез, М: 2015г.
патриотическое воспитание дошкольников Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова М., 2007г.
3. Новиков С. В., Новикова Е. П. «Родная история». – М: Эксмо, 2004г.
4. Нравственное воспитание в детском саду. В. Г. Нечаевой.
5. Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, Мосалова Л. Л., – СПб. : детство-Пресс, 2011г
Источник интернет:
https://www.maam.ru ; https://nsportal.ru