Кристина Крючкова
Роль загадок и пословиц в развитии детской речи
▼ Скачать + Заказать документы
Отличительной особенностью методики развития речи в книге К. Д. Ушинского «Родное слово» является активное использование пословиц и загадок. Традиционно каждое задание открывается пословицами, тематически более или менее близкими последующему тексту, например, Грамоте учиться - вперед пригодится. Кресло старому - колыбель малому. Горшок котлу не товарищ. В них Ушинского привлекает и форма, и содержание: «наши русские пословицы и разнообразнее, и глубже, и, главное, живописнее по форме и поэтичнее по духу». Для грамматического разбора Ушинский не предназначает пословицы, говоря, что «наши пословицы противоречат нашей грамматике, и почти каждая коренная русская пословица есть насмешка над грамматическим правилом». Их цель - «привести дитя к живому источнику народного языка и внушить душе ребенка бессознательно такт этого языка». Благодаря появившемуся в то время словарю И. В. Даля, Ушинскому было из чего выбирать.
Публикация «Роль загадок и пословиц в развитии детской речи» размещена в разделах
- Загадки для детей
- Пословицы и поговорки для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Пословицы многослойны по смыслу, в полной своей глубине они недоступны детям, и это Ушинский прекрасно понимал. Поэтому он давал учащим следующий методический комментарий: «В таких пословицах дитя следует знакомить только с внешним смыслом; так, пословица : куй железо, пока горячо — может быть объяснена детям только со своей внешней стороны: пусть дети скажут, почему должно ковать горячее, а не простывшее железо, - с них и довольно. Или, например, в пословице : горшок котлу не товарищ - пусть дети объяснят, почему не товарищ. Нравственный смысл пословицы может быть оставлен без объяснения».
Русский игровой фольклор - поговорки, прибаутки и скороговорки, иногда лишенные смысла - Ушинский включил в свою книгу затем, «чтобы выломать детский язык на русский лад и развить в детях чутье к звуковым красотам родного языка».
Современная методика обращения к загадкам в начальной школе также основывается на её методической ценности, предложенной Ушинским. Он видел в загадке поэтическую, образную сторону. Во времена Ушинского многие реалии, на которых были основаны загадки, еще были актуальны и загадки легко отгадывались детьми, в отличие от нашего времени. Но не с целью, чтобы ребенок отгадал загадку, включены загадки в учебник, «но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение: приладить отгадку, сказанную, может быть, учителем, к загадке и дать повод к интересной и полезной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая с собой и все объяснения, к ней привязанные.
Так, например, сколько интересных и полезных для ребенка объяснений можно связать с следующей поэтической загадкой : заря-заряница, красная девица, по лесу гуляла, ключи потеряла; месяц видел — не сказал, солнце увидало — подняло. Положим, что ребенок не отгадает, что ключи значит роса; но пусть он объяснит: почему заря называется красной девицей, почему говорится, что заря теряет росу, почему месяц не поднял росы, как солнышко подымет росу? Какая живая и полезная беседа может быть закреплена в душе дитяти подобной живописной загадкой! Словом, я смотрел на загадки как на картинное описание предмета».
Таким образом, К. Д. Ушинский предложил новую методику составления учебной книги для младших школьников, новую структуру, новый учебный материал, включил в книгу русский фольклор - сказки, пословицы, загадки и т. д.