Дарья Попова
Роль театрализованной деятельности в развитии личности ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
(из опыта работы театральной студии «Клёпа» МАДОУ ЦРР детского сада №188 города Хабаровска)
Известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Именно в игре и театрализованной деятельности решаются многие задачи развития личности ребенка в детском саду : от развития речи и формирования элементарных математических представлений, до физического совершенствования и ознакомления с общественными явлениями.
Публикация «Роль театрализованной деятельности в развитии личности ребенка-дошкольника» размещена в разделах
Известный писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».
Именно занятия театрализованной деятельностью являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий дошкольника; приобщают его к духовным ценностям; развивают эмоциональную сферу ребёнка; заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность – это важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М. Теплов.
Благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др., у дошкольников формируется опыт социальных навыков поведения; преодолевается робость, неуверенность в себе, застенчивость; дети анализируют ситуации, делают выводы, суждения и добре и зле, о красоте и правде, что в итоге ведёт к приобщению к духовному богатству и формированию общей культуры и нравственного облика маленького гражданина.
Разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать её как одно из эффективных педагогических средств. В нашем дошкольном учреждении на протяжении 19-ти лет существует детская театральная студия «Клёпа», которой руководит Попова Дарья Петровна.
За эти годы поставлено более 15-ти разнообразных спектаклей (русские народные сказки, современные мюзиклы, сказки народов мира и т. п.). Театральная студия может похвастаться следующими видами театров : театром кукол – перчаток, верховых кукол, театром «шляпок», самодельных ростовых кукол, кукол – марионеток. За многие годы существования накопилось множество костюмов, атрибутов, декораций, шикарная ширма. Но в планах на будущее есть дымовые и световые эффекты, многоярусный занавес и другое современное оснащение.
Многие воспитанники студии уже повзрослели и продолжают актёрскую карьеру (Образцовая студия «Диалог»; Театр моды Анны Карпусь и т. п.)
частвуя в театральной студии, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, ведь её тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Театрализованная деятельность позволяет учесть основные факторы речевого развития дошкольников : речевая активность каждого ребенка, мотивированная близкими для него потребностями, интересами; подражание речи взрослых; накопление представлений о предметах и явлениях окружающей жизни; общение со сверстниками и взрослыми людьми; разнообразные виды совместной деятельности.
Театрализованная деятельность дошкольников - это особый вид художественно - творческой деятельности, в процессе которой участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли, участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к музыкальной и театральной культуре. Отдельно подчеркнём, что музыка является неотъемлемым спутником всех представлений и позволяет более ярко и выразительно раскрыть образы героев. Детям очень нравится погружаться в мир сказки, играть с ожившими куклами, перевоплощаться в различные персонажи и доставлять радость зрителям.
Деятельность дошкольников в театральной студии проходит по программе «Театр – творчество – дети» Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович. В основу которой положены принципы развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка.
Важным фактором является психологическая комфортность, которая предполагает:
1) снятие всех стрессообразуюших факторов;
2) раскрепощенность, которая стимулирует развитие духовного потенциала и творческой активности;
3) мотивация успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).
Как утверждал Л. С. Выготский: «Драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями».
Таким образом, театрализованная деятельность в детском саду - это возможность не только раскрытия творческого потенциала ребенка, но средство всестороннего воспитания и развития личности дошкольника.