Алсу Мифтахутдинова
Роль сказки в формировании связной речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение». Д. Родари
В каждом доме есть сказки, они являются отличным материалом для развития детей во многих отношениях. В дошкольных учреждениях их читают детям всех возрастов, и дети их очень любят. Сказки по форме и содержанию формирует множество знаний : первое представление о времени и пространстве, связи человека с природой, с объективным миром и многие другие функции. Сказки позволяют ребенку впервые испытать мужество и стойкость, увидеть добро и зло. Сказка также необходима как средство развития речи дошкольников, потому что ее можно слушать, пересказывать, доделывать, обыгрывать.
Темочки:
Слушая сказку, ребенок ставит себя на место главного героя. До наступления дошкольного возраста воображение ребенка перемещает его в фантастическую среду, и только после 6 лет он выступает в роли слушателя и воспринимает сказку как произведение искусства.
Дошкольник может быть включен в сюжет сказки или может быть осознанно назван сказочным персонажем. Но в любом случае изображения помогают ребенку запоминать целые отрывки из увлекательного текста, затем пересказывать их, а также использовать для сочинения собственных историй.
Даже 4-летние дети могут частично пересказать услышанную сказку. При этом они могут пропустить значительную часть событий, но всегда используют самые запоминающиеся фразы. Основные моменты также включены в их пересказ, следуя логике событий. Даже такой поверхностный пересказ способствует развитию речи в 3-4 года.
Пятилетние дети исправляют неточности, если взрослые рассказывают сказку своими словами. Они испытывают непосредственное эмоциональное отношение к персонажам и описываемым событиям. Их понимание происходящего опирается на сопереживание героям. Услышав новую речевую подачу, дети теряют логическую связь между событиями. Поэтому они требуют от взрослого рассказчика строго придерживаться текста.
В собственном пересказе дети среднего дошкольного возраста передают содержание сказки полностью, упуская только те эпизоды, которые не считают важными. Ключевые повороты сюжета помогают ребенку логично выстраивать рассказ, но их может оказаться недостаточно. Для более связного изложения уместно задавать дошкольнику наводящие вопросы :
Куда направился главный герой?
Кто первым встретился на пути?
Какие волшебные предметы были у героя?
Что помогло победить?
О чем должен помнить герой?
Услышав вопрос-подсказку, ребенок тут же вспоминает детали. Но активному формированию связной речи способствуют полные ответы, поэтому важно подталкивать дошкольника к развернутому пояснению.
Сказка может служить привычным форматом и для целенаправленных речевых упражнений. Можно придумывать задания на формулировку предложений или игры со словами и буквами в сказочном контексте.
1)Например, интересно формировать волшебный поезд, который тронется в путь только при выполнении важного условия. А условие состоит в том, чтобы в каждый вагончик сел соответствующий пассажир. Соответствия могут быть разными:
Кто расскажет, в какие необыкновенные места он направляется.
Если произнесет волшебные слова, чтобы двери вагона открылись.
Кто назовет, какие подарки привезет своим друзьям из сказочной страны.
2)Восприятию буквенно-звукового состава слова поможет расселение сказочных героев в Теремок. Предложите старшему дошкольнику расселить Медведя, Зайца, Кота, Лисицу, Мышку и Ежа так, чтобы на первом этаже Теремка жил персонаж, у которого больше всего букв в имени, а выше – с постепенно уменьшающимся количеством букв. В подводный Теремок уместнее заселять Карася, Окуня, Щуку, Сома; в ягодный – иных жителей.
Подобные игры со сказочным контекстом являются привычной средой, в которой дошкольники развивают новые речевые навыки, расширяют словарный запас, продвигаются в освоении буквенного и звукового анализа, тренируются излагать свои мысли понятным языком.
Дети дошкольного возраста, в основном, слушатели, а не читатели. Русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед нами стояла сложная задача – каждую сказку донести до детей как произведение искусства, раскрыть её замысел, заразить детей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам. Педагог должен овладеть техникой чтения и рассказывания – чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять и замедлять его, в нужных местах повышать и понижать голос).