Светлана Воронкина
Роль сказки в формировании речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль сказки в формировании речи детей
старшего дошкольного возраста.
«Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ. Без сказки – живой, яр-кой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление, детскую речь, как определенную ступень человеческого мышления и речи».
В. А. Сухомлинский
Разве можно себе представить детство ребёнка без сказок?
Публикация «Роль сказки в формировании речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Сказка для малыша – это не просто вымысел, фантазия, это особая ре-альность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. Сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логической речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи.
С развитием массового телевидения родители читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее.
А между тем сказки раскрывают перед детьми четкость и выразитель-ность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями.
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной вырази-тельности.
Обследуя детей 5-6 летнего возраста с ОНР пришла к выводу, что у детей страдает словарный запас. При скудном словарном запасе ребёнку трудно выразить свои мысли, эмоции, правильно строить предложения, поэтому передо мной стал вопрос: как помочь детям подготовиться к школе, как способствовать развитию связной речи,накоплению словарного запаса. Я решила использовать русские народные сказки для решения данной проблемы.
Я решила подавать детям сказки разнообразно– это чтение, рассказывание, пересказ в лицах, изготовление атрибутов к сказке, драматизация, просмотр мультфильмов, кинофильмов по мотивам прочитанных сказок, рисование серии картин к сказке.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели. Передо мной стояла сложная задача – каждую сказку необходимо донести до ребёнка как произведение искусства, раскрыть ее замысел, заразить их эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора. Прежде чем знакомить детей со сказкой, мне самой необходимо было понять и прочувствовать сказку, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, я должна владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности. Также всегда важно грамотно настроить детей на восприятие сказки, провести с ними вступительную беседу. Во время нее необходимо объяснить, что сейчас детям представится возможность по-чувствовать себя героями всеми любимой сказки. Также необходимо правильно «войти» в сказку, подготовить детей к началу волшебного путе-шествия. После первого неторопливого и эмоционального прочтения сказки необходимо объяснить детям значение непонятных слов и выражений, внимательно рассмотреть картинки, назвать персонажей сказки, обсудить черты характера героев. Прочитав сказку я проводила беседу с детьми, учила давать полные ответы на вопросы по сказке, которые должны были быть разнообразными по своей направленности. Они помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки, помочь детям почувствовать главную идею произведения.
Важно, чтобы не только ребята, но и родители поняли, какое огромное духовное богатство заключено в каждой книге, как велика её роль в жизни ребенка, всего человеческого общества.
Вместе с родителями я оформила книжный стенд «В гостях у сказки». Дети приносили из дома любимые сказки, помещали их в книжном уголке. Вместе с детьми рассматривали иллюстрации, строили предположения о чем эта книга. Обязательно хвалила детей за наблюдательность, догадливость, фантазию.
В ходе оформления книжного уголка проводила работу по воспитанию у детей бережного отношения к книгам, рассказывала о правилах обращения с книгой: не перегибать и не свёртывать книгу, не читать её во время еды, не класть в книгу карандаши, ручки и другие предметы, правильно перелистывать, не делать на страницах никаких записей, подчёркиваний, не загибать углов, а пользоваться закладками.
Желающим помочь книжкам вылечиться, продлить им жизнь, я предлагала детям поработать в «Книжкиной» мастерской и стать книжным доктором, отвечающим за опрятный красивый вид книги. Ребята с удовольствием ремонтировали книги, делали закладки, чтобы было удобно пользоваться книгой
Вместе с детьми изготавливали книжки-самоделки. Детям предлагалось вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и нарисовать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке или нарисовать серии картин по сказке по выбору детей.
Рассказывание по сериям сюжетных картинок формирует у детей уме-ние развивать сюжетную линию, придумывать к сказке новый конец, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. Далее эта серия картин отрабатывалась на занятии логопеда. С помощью них дети легко могли пересказать ту или иную сказку. В ходе работы над сказкой разучивала диалоги героев сказки, используя кукольный театр, атрибуты к сказке. Следующим этапом было- драматизация сказки.
В процессе подготовки к мероприятию я обсуждала с детьми темы, которые затрагиваются в выбранной сказке, а также подробно анализировала события и персонажи. Предварительная работа занимает много времени, но от нее зависит результат. Успех драматизации зависит от различных факторов: психологических особенностей детей, их творческих способностей, заинтересованности, уровня предварительной подготовки всех участников.
Одной из моих задач было : учить детей совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением, учить имитировать характерные действия персонажей в сказке, вызывать желание у детей играть роли в костюмах, выступать перед своими сверстниками в определенной последовательности.
Драматизация помогает развивать воображение, внимание, память, эмоциональную сферу, выразительность речи, совершенствовать коммуникативную деятельность и двигательную активность в их сочетании.
Результативность.
• Дети умеют использовать образные выражения при пересказе сказок.
• Передают мимикой и движениями эмоциональное состояние героев сказок.
• Правильно употребляют лексико-грамматические категории.
• Улучшилось звукопроизношение.
• Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрос-лым и друг к другу.
• Повысился интерес к книге дошкольников.
• Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад».