Получи документы

Роль семьи в речевом развитии ребёнка (памятка для родителей)

Елена Кокорина
Роль семьи в речевом развитии ребёнка (памятка для родителей)
▼ Скачать + Заказать документы

Роль семьи в речевом развитии ребёнка

(памятка для родителей)

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь отца, матери и всех членов семьи – это первый образец, которому подражает ребёнок.

Уважаемые родители!

Публикация «Роль семьи в речевом развитии ребёнка (памятка для родителей)» размещена в разделах

Вы – первые учителя родного языка для своего ребёнка. Семья – первая школа!

* В общении с ребёнком следите за своей речью.

Говорите с ребёнком не торопясь, чётко и ясно, не «съедайте» слогов и окончаний слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искажённо («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д. Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослого.

* Не подделывайте свою речь под детскую, сами не навязывайте детям неправильных, надуманных слов, как «ням – ням» или «бобо». Ребёнку приходится затем переучиваться и запоминать вновь правильные слова. Не злоупотребляйте также уменьшительно – ласкательными суффиксами («надень шапочку», «почитаем книжечку», «большая собачка» и т. д.) – всё это тормозит речевое развитие ребёнка.

* Как можно больше разговаривайте с ребёнком о том, что он видит и слышит вокруг, о том, что вы делаете с ним вместе, о планах на сегодняшний день, о его и ваших чувствах и т. д.

* Помогайте ребёнку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для этого чаще читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая затем повторить прочитанное или рассказанное. Читая малышу ту или книжку, обращайте внимание на непонятные слова и ситуации, которые могут встретиться в тексте. Поинтересуйтесь у ребёнка, понимает ли он значение того или иного слова, оборота речи, пословицы, «крылатого» выражения. Если нет, объясните словами, доступными для его понимания. Во время чтения полезно иногда останавливаться и спрашивать у малыша, например, «Что – то я забыла, что пчела принесла Мухе – Цокотухе?» или «Подскажи, кого Колобок встретил после зайца?»

Превратите домашнее чтение в своеобразный ритуал. Обязательно возьмите себе за правило читать ребёнку перед сном.

* Будьте хорошими слушателями. Дайте ребёнку время договорить то, что он хотел сказать. Обязательно смотрите на ребёнка, когда он говорит с вами. Тем самым вы показываете, что обращаете на него внимание и что его слова для вас не безразличны. В тех случаях, когда ребёнок рассказывает что-то очень эмоционально, постарайтесь не перебивать его, поправляя произношение или порядок слов.

* Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка.

Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи,будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

* Прививайте детям правильные речевые навыки.

Не допускайте у детей быстрой речи. Приучайте ребёнка говорить неторопливо, чётко, выразительно.

Как отвечать на детские вопросы:

1. Относитесь к вопросам ребёнка с уважением, не отмахивайтесь от них. Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос. Постарайтесь понять, что заинтересовало ребёнка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

2. Давайте краткие и доступные пониманию ребёнка ответы, избегайте при этом

сложных слов.

3. Ответ должен не просто обогатить ребёнка новыми знаниями, но и пробудить его

к дальнейшим размышлениям.

4. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребёнка. Отвечайте на

его вопрос встречным: «А ты как думаешь?»

5. В ответ на вопрос ребёнка постарайтесь вовлечь его в наблюдение за

общественной жизнью, почитать ему книгу по теме, рассмотреть иллюстрацию

и т. д.

Плохие слова

Что делать, если малыш с улицы или из садика принёс грубое, нецензурное слово?

Прежде всего – не паниковать. Бранное слово в устах вашего крохи не значит, что его ждёт преступное будущее. И не значит, что вы – плохие родители. Это просто слово, смысл которого ребёнок чаще всего не понимает.

Лучшее, что вы можете сделать в этой ситуации – не обратить внимания. Не стоит кричать и ругать малыша. Вряд ли ребёнок поймёт, чем вы недовольны, а вот ваша бурная реакция его заинтересует. Не стоит смеяться, поскольку, порадовав родителей один раз, ребёнок постарается добиться этого снова. Поэтому сделайте вид, что не заметили в речи малыша ничего необычного. Спросите ребёнка : «А что это значит?»Если ребёнок объяснит – равнодушно скажите, что не понимаете, зачем использовать такое грубое слово. Но, скорее всего, малыш не сможет ответить, и тогда выразите удивление, как можно использовать непонятные слова, мало ли что они обозначают.

Малыши, экспериментируя с речью, нередко сами изобретают звукосочетания, способные вогнать родителей в краску. Если вас это беспокоит – придумайте другие, созвучные звукосочетания. Возможно ваши «блюм» и «блям» вдохновят малыша и заставят «сменить пластинку».

Если ваш ребёнок достаточно взрослый для того, чтобы понять объяснения и усвоить правила поведения, расскажите (спокойно и без лишних эмоций) о том, какие речевые запреты приняты в обществе и в вашей семье. Скажите, что бранные слова вас огорчают.

Следите за своей речью. Если ребёнок использует слово по назначению (чаще всего это бывает с грубыми словами, допустимыми, но неприятными родителям) предложите приличный, но желательно столь же эмоциональный синоним. Развивайте речь ребёнка, больше читайте, учите стихи. У начитанного ребёнка плохое слово непременно затеряется в словарном многообразии и не будет представлять значительной угрозы.

Публикации по теме:

«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст)«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) Цель:Создание условий в группе для речевого развития дошкольников 4-5 лет. Привлечение родителей к активному участию в образовательном.

Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация для родителей "Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка" Театр кукол – наиболее распространённая форма организации.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол - наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Спектакль возникает только тогда, когда его играют. (Ханс Георг Гадамер) Наиболее распространённой формой организации детского досуга в.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенкаРоль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль семьи в речевом развитии ребёнка (памятка для родителей)
Опубликовано: 16 октября 2020 в 12:00
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль семьи в речевом развитии ребёнка (памятка для родителей)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кокорина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД