Ольга Деминтиевская
Роль проектной деятельности в работе воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни.
Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
Публикация «Роль проектной деятельности в работе воспитателя» размещена в разделах
Задача педагога в проектной деятельности – активизировать творческую активность ребенка и способствовать самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях.
Целью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении должен стать активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески свободный ребенок.
Задачи обучения младших дошкольников:
- пробудить интерес к будущему проекту;
- приобщать ребят к процессу познания нового;
- формировать различные представления;
- побуждать детей к совместной исследовательской деятельности.
Поэтому в практике своей работы я стала достаточно активно использовать данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении. В современных методических рекомендациях нет четкого указания на то, сколько проектов в год должно быть реализовано. Я определила для себя, что это должно быть не мене 4-х проектов в год. Хотя практика показала, что их может быть и больше.
Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием, поэтому я стараюсь находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферу.
Работая над проектами, я ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого ребё нка:
- творческое начало, воображение, изобретательность;
- способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;
- способность ставить проблемы и находить их решение;
- неравнодушие к проблемам близких людей, страны, окружающей среды.
Стоит упомянуть о краткосрочных проектах, которые также помогают при пополнении предметно - развивающей среды, позволяют глубже окунутся в ту или иную тему, развивают творчество и интерес детей к чему-то новому, еще неизведанному. Например, необходимость создания в группе «Уголка природы» побудила нас к работе над новым краткосрочным проектом «Здравствуй, дерево!». Работа с детьми базировалась на использовании не только образовательных приемов (беседы, рассказы, ООД, продуктивная деятельность, но и на активном использовании развлечений и игр). Также я веду работу и над долгосрочными проектами. Например, проект по экологии «Мы друзья природы», который предполагал работу по 4 блокам, рассчитанную на весь учебный год. Целью данного проекта было ознакомление детей младшего дошкольного возраста с окружающей средой, ее элементами и явлениями. Проблема экологического воспитания дошкольников очень актуальна сегодня, и причиной этому экологическая обстановка на Земле, нерациональная и пагубная деятельность человека. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо начинать работу по экологическому воспитанию и образованию детей, чтобы заложить в маленьком сознании основы экологически грамотного и ответственного человека. Работа по данному проекту велась по 4 направлениям: животные, птицы, растения, охрана природы. Дети, не только в рамках ООД знакомились с объектами живой и неживой природы, но и получали возможность самим, на практике ощутить то, что ни одна картинка не в силах передать. Большая роль в работе с детьми уделялась именно творческой, продуктивной и двигательной деятельности. Рисование, лепка, аппликации, работа с природным материалом, дидактические игры, подвижные игры, физкультминутки, заучивание стихотворений, потешек и песенок, отгадывание загадок, опыты, работа на участке, уход за цветами – это все в сочетании с ООД дает большие результаты.
В процессе работы над проектами дети осознают, как важно с детских лет заботиться о своем здоровье (игровой проект «Мы растем здоровыми», развивают коммуникативные навыки (творческий проект «Генеалогическое древо семьи», обогащают свое представление об окружающем мире и способах ориентировки в нем (экологический проект «Маленькие друзья природы», развивают творческие способности (проект по ИЗО «Раз - ладошка, два - ладошка»).
Исходя из практики моей работы, хочу отметить то, что именно проектная деятельность, являясь интегрированным методом работы с детьми, позволяет разнообразить образовательный процесс, применять в своей работе индивидуальный подход, развивать творчество и активность детей, активизировать ранее не задействованные в работе методы и приемы.
Результаты реализации проектной деятельности радуют, но всегда есть что совершенствовать. Думаю, что совместно с родителями мы будем изучать и внедрять в практику работы индивидуальные исследовательские детско-родительские и детские проекты.
Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.
Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.
Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности.