Светлана Леготина
Роль православной культуры в формировании личности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В Православии и некогда во всей России под словом "культура" всегда понималась именно любовь к ближнему. Если неграмотный крестьянин, как добрый самаритянин, помогал и давал приют совершенно не знакомому человеку, - это был культурный человек [3, с. 1].
Православная культура представляет собой неисчерпаемую сокровищницу духовных ценностей. Это литература, это иконы и фрески, это великолепная архитектура храмов, это колокола и колокольные звоны, это удивительная музыка, не сравнимая по красоте и целостности ни с какой другой. Главная цель всех, кто имеет отношение к детям – сохранение их духовно-нравственного здоровья. Что возможно только через приобщение к православной культуре. Культурный человек – это просвещенный православной верой человек. И просвещать детей надо начинать как можно раньше.
Публикация «Роль православной культуры в формировании личности дошкольников» размещена в разделах
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности [5, с. 2].
Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям, мы, наверное, не вправе забывать, что Киевская Русь, как государство окончательно сложилось только после ее крещения святым князем Владимиром, что письменность наша была создана великими православными святыми Кириллом и Мефодием [4, с. 5].
Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствление личности, бездуховность общества.
Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком.
Зеньковский В. В. говорит об уникальности внутреннего мира ребенка. В этом мире скрыт огромный потенциал духовно-нравственного развития. Для дошкольного возраста характерно парадоксальное сочетание духовного богатства и медленного накапливания жизненного опыта. Ребенок только «вживается» в безграничный мир природы, человеческих взаимоотношений, «дышит» этим духовным миром, хоть наивно, но живо и глубоко. Он «набирается» на всю жизнь внутренних ощущений, которые еще не всегда может выразить словами. Но сознание его еще мало связано с этим миром духовности, и он все больше и больше уходит в мир внешний [2, с. 56].
Особенности мировосприятия и миропонимания дошкольников обусловлены механизмом эмоционально-образного восприятия и наглядно-практического мышления. Поэтому формирование духовно-нравственных понятий, в том числе и представление о родине, у ребенка дошкольного возраста своеобразно. Оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко, то есть с любовью к родителям и к другим эмоционально близким людям, окружающей его природе, игрушкам, играм, песням, родному образному слову, к тому, что его радует.
Целью духовно-нравственного образования является содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечение его духовного, психического и телесного здоровья посредством приобщения к высшим ценностям православной культуры.
Работая воспитателем детского сада, я пришла к твердому убеждению, что воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно. Более того, такое воспитание вредно как для детей, которых мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений без четких представлений о добре и зле, так и для нас, взрослых, ибо мы совершаем большой грех, не радея о самом важном в развитии ребенка - питании его души.
Основы православной культуры закладываются с самого раннего возраста. У детей следует формировать на ценностях православной культуры отношение к своим родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству. Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, установленным государственным стандартом, а обогащает и дополняет педагогический процесс уникальными традициями российской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.
Содержание, основанное на православной культуре, позволяет реализовывать целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе занятий в различных видах детской деятельности и решать обучающие, воспитательные и развивающие задачи.
Уясняя сущность православной культуры, следует учитывать, прежде всего, то, что именно Православие является историеобразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом жизни русского народа. Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя.
Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. Любое начинание, предпринятое без учета этого обстоятельства, обречено на неудачу.
Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является освоение им православных духовно-нравственных ценностей. Введение его в православную культурную традицию естественным образом проходит через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек, через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на евангельские сюжеты. Яркие календарные праздники (Рождественские святки, Сороки, Благовещение, Пасха, Зеленые святки и т. д.) воздействуют на детей эмоционально и остаются в памяти ребенка. Цикличность календаря из года в год повторяет праздники и события, что позволяет усваивать материал с младшего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.
Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Как важно в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду, семье. А в случае необходимости скорректировать негативные проявления в развитии ребенка [1, с. 196]. Таким образом, с пробуждением у ребенка самосознания наряду с нравственным воспитанием возрастает роль нравственного образования, поэтому большое внимание следует уделить формированию у детей правильных духовно-нравственных понятий.
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием морально - этических основ личности, ставило перед собой основную цель – воспитать ребёнка мыслящим, дружелюбным, трудолюбивым, скромным, уважительным и ответственным. Педагоги вместе с родителями должны дать детям определённые ориентиры, ценности, которые служили бы им своеобразным компасом в жизни.
Духовное богатство и благосостояние государства и общества зависит от тех основ, которые мы заложим в сознание и сердце детей, от их духовно – нравственного здоровья.
Используемые источники:
1. Гладких Л. П. Основы православной культуры. Мир – прекрасное творение. Учебно-методическое пособие для педагогов детских садов.
2. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993 г.
3. Мельников Е. – священник, статья «Что такое православная культура», журнал «Русский дом» февраль, 2007г.
4. Песталоцци И. Г. Письмо другу о пребывании в Станце. – Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. Т. 2. М., 1981.
5. Интернет – источник: https://yamal-obr.ru/articles/pravoslavnaya-kultura-kak-osnova/.