Москалева Елена Александровна
Роль песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Песочная терапия является уникальным методом терапии для детей младшего дошкольного возраста. Дети, играя с песком, одновременно отдыхают и задействуют область мозга, которая отвечает за творчество.
Как правило, песочная терапия является дополнением к другим способам психологической помощи, однако в некоторых случаях, она может стать единственным возможным методом терапии. Терапия песком позволяет выразить свои чувства к происходящему средствами художественной экспрессии, преодолеть психологические защиты, которые закрывают путь к решению проблем, обрести спокойствие, душевное равновесие и разобраться в своем внутреннем мире. Это происходит за счет того, что в процессе игры в песок дети получают возможность осознавать свои переживания и находят им объяснения, в результате чего приходит чувство спокойствия и уверенности.
Публикация «Роль песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Кроме того, песочная терапия для детей позволяет :
Наладить отношения между родителями и ребенком;
Развить творческое мышление, воображение и активизировать фантазию;
Преодолеть страхи;
Снять эмоциональное напряжение;
Повысить самооценку и развить уверенность в себе и своих силах;
Воспитать позитивное отношение к жизни;
Развить мелкую моторику.
Игры с песком для детей - это не только веселое времяпрепровождение, это простые полезные упражнения, которые помогают учиться и развиваться. Вот почему важно включать игры с песком в занятия малышей:
в ходе игры развивается мелкая моторика рук, дети учатся совершать мелкие точные движения, развивают тактильные ощущения, мышление, координацию;
существует связь между развитием моторики и общим умственным развитием: чем раньше и лучше ребенок освоит мелкие движения, тем успешнее будет развиваться его речь, память, внимание;
песок - это доступный природный материал, который практически не способен вызывать аллергические реакции;
этот материал помогает успокоить непосед и делает более активными тихонь;
во время игры с песком ребенок начинает учиться различать геометрические формы, размеры, цвета;
происходит развитие коммуникативных навыков, изучение основ поведения в коллективе.
Кроме того, песочные забавы - это прекрасный способ развития фантазии и творческого потенциала. Знакомьте ребенка с новыми играми и способами взаимодействия с природой! Расскажите, что играя с песком, он может использовать веточки, цветочки, листочки и другие предметы, чтобы было еще интереснее. Это тот самый возраст, когда малыши активно впитывают новые знания и охотно стремятся развивать свои навыки, пусть даже сами этого не знают. Самое главное - беречь их здоровье и правильно организовывать занятия.
Песочная терапия вносит существенный вклад в развитие познавательных и творческих способностей, речи, мелкой моторики и тактильной чувствительности. Песок помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять стресс. Совместная игра и творчество с родителями благотворно влияют на отношения в семье.
Техники рисования на световом планшете
1. Насыпание. Песок зажимается в кулак и пропускается сквозь пальцы. Техника подходит для изображения линий.
2. Щепоть. Ребенок соединяет большой, средний и указательный пальцы, набирает немного песка и рассыпает его. Способ позволяет передать тона и тени.
3. Ладонь. Раскрытой ладонью ребенок разравнивает слой песка, стирает рисунок, оставляет отпечатки.
4. Кулак. Ребенок сжимает ладонь и тыльной стороной формирует пятно на песчаном слое.
5. Рисование пальцами. Этот способ позволяет создавать линии разной толщины и точки, добиваться четкости изображения. Как правило, дети начинают работать указательным пальцем. Побуждайте ребенка использовать все пальцы на обеих руках, совершать параллельные движения. Это стимулирует мозговую деятельность.
6. Рисование с использованием инструментов. Рисунки, линии, орнаменты создаются при помощи гребенки. Обратите внимание малыша на то, как меняется рисунок в зависимости от силы нажима.
Игры и арт-терапевтические упражнения
Песочный пляж
Предложите ребенку представить, что он находится на берегу моря в солнечный день, песчинки щекочут ладони, слышен плеск волн, вокруг тишина. Пусть малыш потрогает песок, на глубоком вдохе наберет горсть и как можно сильнее сожмет пальцы. На выдохе ребенок постепенно высыпает песок и расслабляется.
Цель: развитие тактильной чувствительности, регуляция мышечного напряжения, развитие самоконтроля.
Начинайте с простых прямых полос. Затем переходите к ломаным, прерывистым и волнистым линиям. Предложите ребенку нарисовать тропинку домой для любимого сказочного персонажа.
Цель: улучшение координации движений и ориентировки в пространстве.
Дополнительные упражнения: «Дождик» – для отработки начертания вертикальных линий. «Лесенки» – это упражнение учит совмещать вертикальные и горизонтальные линии.
Моя любимая игрушка
Ребенок рисует песком свою любимую игрушку, а затем описывает ее словами, не называя. Взрослый или другие присутствующие дети должны догадаться, о какой вещи идет речь.
Цель: развитие связной речи и коммуникативных навыков, формирование умения понимать друг друга.
Предложите ребенку нарисовать песком животных, выражающих радость, восторг, злость, испуг, грусть, удивление. Попросите маленького художника рассказать, кого он изобразил, какое настроение у этого героя, какие чувства он испытывает, что с ним случилось и почему, чем ему можно помочь.
Цель: знакомство с основными эмоциями, обучение определению эмоционального состояния, помощь в осознании собственных чувств, развитие связной речи.
Загадки
Загадайте любой объект: животное, птицу, растение, предмет мебели, игрушку. Предложите ребенку отгадать, что вы задумали, по наводящим характеристикам. Если загадана груша, ее можно описать так: это фрукт; растет на дереве; похож на лампочку. Ребенок должен нарисовать свой вариант ответа на световом столе.
Вы можете загадывать и описывать события. Например, празднование Нового года, поход в гости. Меняйтесь ролями, чтобы у ребенка была возможность самому придумывать загадки.
Цель: развитие логического и ассоциативного мышления, воображения.
Песочные игры многообразны они помогают ребенку познавать себя и мир!