Галина Щербакова
Консультация для воспитателей «Роль педагога в формировании познавательных интересов дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование познавательных интересов, как, собственно, формирование самой личности человека, представляет собой сложный и системный процесс, осуществляемый в рамках осуществления той или иной деятельности. Структура данной деятельности, то есть ее задачи, наполнение, способы и мотивы, становятся объективной основой для развития познавательных интересов.
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль педагога в формировании познавательных интересов дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Среди главных видов такой деятельности особенное место занимает учение, в результате которого ребенок, следуя определенной системе, овладевает новыми знаниями из разных предметных областей, приобретает и совершенствует уже имеющиеся у него умения и навыки познавательной деятельности, корректирует цели, которые изначально мотивированы обществом, а затем трансформирует их в свои собственные.
Очевидно, что достижение определенных результатов от формирования познавательных интересов обуславливается конкретным видом деятельности. Соответственно, более яркими и устойчивыми эти результаты будут в том случае, если педагог сумеет правильно организовать занятия детей, применяя как объективные условия для их реализации, так и индивидуальные возможности личности каждого ребенка.
Нельзя также исключать, что педагогическое влияние процессов воспитания и обучения на формирование познавательных интересов в большой степени зависит и от активности самого ребенка. Личностная активность, имея социальную природу, в процессе жизни и деятельности получает определенные стимулы, позволяющие сделать данную активность многозначной и разнообразной. Это является непременным залогом для обогащения самой личности, а также формирует необходимые возможности для влияния личности на окружающую обстановку с целью изменения действительности.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование познавательных интересов и активности личности являются взаимообусловленными процессами. Познавательный интерес дает толчок к развитию активности, в то время как активность является тем фактором, который укрепляет и углубляет познавательный интерес.
Очевидно, что уровень познавательной активности будет намного выше, если активность педагога и ребенка будут целесообразно соединяться, как психологически, так и педагогически. Все потому, что активность ребенка в процессе организованной познавательной деятельности в большинстве случаев задается педагогом, но при этом никто не отменяет того правила, что ребенок намного охотнее и с большей радостью познает и исследует то, что ему интересно. Иными словами, как было сказано автором ранее, важную роль играет отношение ребенка к информации, которое для него первичнее, нежели сама информация.
Нельзя отрицать и того факта, что в практической деятельности любого человека определенная роль отводится и мотивации. В процессе воспитания и обучения дошкольников мотивация рассматривается педагогом, как один из приемов активизации познавательной деятельности, и представляется в виде единства мотивационной и интеллектуальной сферы. Потребность, которую ребенок не только переживает, но и осознает в качестве недостатка в чем-то объективном, формирует подлинные мотивы для осуществления целенаправленных действий. Исходя из этого, воспитательный процесс не обходится без использования ситуативных и внутренних мотивов.
Ситуативный познавательный интерес — это интерес к конкретной деятельности, к конкретному познавательному материалу. Он опирается на психологические закономерности, когда ребенок не проявляет желания заниматься неинтересной для него деятельностью, отказывается действовать по принуждению, что в конечном счете формирует у него негативные переживания. Между тем, если ребенок проявляет длительную активность, значит ему интересно, и он удивлен. В качестве ситуативной мотивации можно также рассматривать и взаимодействие с педагогом. Если ребенку нравится педагог, организованные им (педагогом) занятия вызывают у него интерес, то это тоже становится мощным стимулом для развития познавательной активности у дошкольников.
Внутренняя мотивация, в свою очередь, связана с возможностью ребенка развивать его индивидуальные способности в процессе пребывания в стенах дошкольного образовательного учреждения. Реализуя данный аспект, педагог опирается на конкретные познавательные способности каждого отдельного ребенка и на их основании создает индивидуальную стратегию их развития. Впрочем, в данном процессе принимают участие все специалисты дошкольного образовательного учреждения: методисты, психологи, медицинские работники.
Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что организация познавательной деятельности ребенка должна опираться на возможности учета индивидуальных интересов и запросов каждого ребенка. Если у ребенка наблюдаются высокие познавательные способности, задачи педагога — создать условия для развития и углубления знаний. В свою очередь, для детей со средней и низкой познавательной способностью педагог должен разработать индивидуальные и дополнительные занятия.
Становится очевидным фактом, что при реализации данных подходов педагог должен быть готов дифференцировать свою работу, исходя из особенностей каждой категории детей. Кроме того, применение подобного подхода приводит к снижению учебной нагрузки, поскольку исчезает усредненный подход ко всем детям. Но самое главное — во время познавательной деятельности существенно повышается активность самого ребенка.