ОКСАНА КАРАМАШЕВА
Роль образовательной области «Социализация» и ее значение в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация ребенка — явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.
Главная цель социализации — становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры : толерантного — к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного — к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного — к людям, природе, окружающему миру.
Темочки:
В процессе общественной жизни ребенка осуществляется смысл социального развития — от самооценки, само восприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и назначения в нем.
С первых дней пребывания в детском саду мы стремимся придать отношениям детей со взрослыми и сверстниками положительную направленность. Чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в теплой, доброжелательной атмосфере детского сада, мы поддерживаем и развиваем стремление ребенка к общению, обогащаем его личный практический опыт.
Нашим обязательным условием организации педагогического процесса является ежедневное общение с каждым ребенком — индивидуально либо в подгруппе.
Основными методами воспитания выступают:
• организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым («В гостях…», «Что можно, что нельзя?», «Вежливые слова», «Все мы дружные ребята!»);
• проводим инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье («Поможем маме», «Уложили Катю спать»);
• общение и совместная деятельность с воспитателем как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия («Мы игрушки соберем и на место сложим!», «Что сегодня делали»);
• наблюдаем за действиями и отношениями взрослых в детском саду (помощник воспитателя, мед сестра, дворник, воспитатель);
• проводим хороводные, театрализованные игры для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками («Большие и маленькие ноги», «Мы по лесу идем и зверей найдем, зайку позовем ау…», «Мишка косолапый»,
«Дружный круг»
Если вместе соберемся,
Если за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся,
Хлоп-хлоп!
Топ-топ!
Прыг-прыг!
Шлеп-шлеп!
Прогуляемся, пройдемся,
Как лисички… (мышки, солдаты, старушки,
«Мое настроение»
Настроение мое каждый день меняется,
Потому что каждый день что-нибудь случается!
То я злюсь, то улыбаюсь,
То грущу, то удивляюсь,
То, бывает, испугаюсь!
То бывает посижу,
помечтаю, помолчу);
• читаем стихи, потешки, сказки на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных и т. п. ;
• рассматриваем сюжетные картинки, иллюстрации в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях, ориентировки в ближайшем окружении (в группе ДОУ и в семье);
• играем в сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых (дочки-матери, врач, продавец, парикмахер).
Данный раздел программы интегрируем со всеми образовательными областями, особенно с такими, как «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Безопасность», «Музыка», «Художественная деятельность». В каждой образовательной области на соответствующем содержании происходит обогащение опыта общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развиваются добрые чувства и эмоциональная отзывчивость, формируются социальные представления и познание детьми своих возможностей. Важно, чтобы все содержание образовательного процесса способствовало неуклонному развитию социально-эмоциональной сферы детей, обогащению их личного опыта, самостоятельности, давало ребенку ощущение единой дружной семьи, радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.