Кызынгашева Татьяна Александровна
Роль нравственно-патриотического воспитания в развитии речи дошкольников
▼ Скачать
«Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую, изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал».
К. М. Симонов
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственно - патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Нравственно - патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится.
Публикация «Роль нравственно-патриотического воспитания в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Таким же сложным процессом, является и развитие речи. Разница лишь в том, что формирование и развитие речи заложено «биологически», это естественный процесс. А нравственно - патриотическое воспитание – это приобретенный фактор, который закладывается педагогом.
Выделяют четыре основные задачи работы в детском саду по развитию речи.
1. Обогащение словаря за счет новых слов, которые были неизвестны ребенку.
2. Закрепление и уточнение уже знакомых ребенку слов.
3. Активизация словаря. Ведь в работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно закреплено и воспроизведено ими в речи.
4. Устранение нелитературных слов (диалектных, просторечных, жаргонных). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
Современная образовательная реальность требует интегрированного подхода, поэтому считаем возможным совмещать закладывание норм нравственно-патриотического воспитания и формирование речи. В нравственно - патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых – педагогов, родителей.
Развитие речевой активности может проходить не только на специально подготовленных занятиях, но и в других режимных моментах, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Беседуя с ребёнком, не только можно спросить с кем он живёт, как зовут маму и папу, где работают, но и уточнить степень родства его к другим членам семьи: сын, дочь, внук, брат, сестра, племянник, тетя и т д.
Почти на каждом занятии дети узнают новые, ранее не знакомые им слова. Не следует стремиться к тому, чтобы дети запомнили их все сразу. Но желательно каждое новое слово повторить с детьми хором, индивидуально, чтобы каждый ребёнок это новое слово проговорил, что способствует расширению словаря детей.
При знакомстве дошкольников с историей нашего города и родной страны, обязательно использую наглядный материал. Это могут быть фотографии, открытки, репродукции картин, слайды. Составляя рассказ, включаю в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их рассуждать. Рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном детстве детям не доступна хронология. Но чтобы детям было понятно, что излагаемые события проходили давно, употребляем такие выражения: «Это было очень-очень давно» или «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими». Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые воспитанникам слова, стараемся доступно им объяснить их значение.
Чтобы вырастить достойного гражданина своей страны, необходимо, как можно раньше пробудить любовь и уважение к своей малой родине. Чтобы он смог почувствовать и осознать себя частицей своей родины. Поэтому ребенку необходимо помочь узнать, как можно больше о семье, городе и крае, где он родился, поддерживать и поощрять его желание участвовать в праздничных днях: «День города», «День победы», «Будем жить во славу Отечества» и другие.
Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, используем народные игры, способствующие развитию речевых навыков, расширению словарного запаса детей, умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка.
Большая работа проходит в книжном уголке, куда помещаем иллюстрации, различные альбомы, книги о городе Саяногорске, о республике Хакасия, о России. Рассматривать их дети могут как самостоятельно, так и с воспитателем.
Особое место в патриотическом и речевом развитии ребёнка занимает использование пословиц и поговорок, которые являются жанрами устного народного творчества. Именно пословицы и поговорки точно отражают все стороны жизни и быта людей, как в настоящее время, так и в прошлом. Устное народное творчество расширяет кругозор детей, учит познавать народное творчество своей страны, развивает интерес к слову. В свободной игровой деятельности полезно использовать инсценировки пословиц, такие игры, как «Закончи пословицу», «Повтори за мной» и др. Эти игры можно использовать и на прогулке. Особенно дети любят малые фольклорные формы, которые доступны в любом возрасте: народные сказки, заклички, дразнилки, загадки; в старшем дошкольном возрасте знакомим с небылицами, частушками, былинами.
Для речевого развития приобщаем детей к культуре чтения художественной литературы. Одним из важнейших средств является художественное слово русского народа и талантливых авторов. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Богатейшим материалом для нравственно - патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей остается народная сказка.
Особым древним жанром устного народного творчества являются былины, с которыми детей знакомлю в старшем дошкольном возрасте. В своей работе используем литературу самого разного объема, формы и стиля. Подбираю произведения на определенные темы с учетом тематики планирования. Рассказы о природе – изучаются с целью ознакомления детей с природой. Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. Рассказы К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, Н. И. Сладкова, М. М. Пришвина – богаты яркими зарисовками из жизни натуральной природы и ее обитателей.
Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей нравственно - патриотического воспитания. Рассказы о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Рассказы о столице России - отдельный вид специальной детской литературы. Использую сборники рассказов «Прогулка по Кремлю», «Моя Москва» и другие, которые с удовольствием приносят дети. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для дошкольного восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов.
В ходе нашей работы, наблюдая за детьми, изучая их интересы, мы выяснили, что игровая деятельность способствует воспитанию дружеских взаимоотношения между дошкольниками, развивается чувство товарищества, взаимопомощи, взаимовыручки, воспитывается культура поведения и общения. В связи с этим одним из эффективных средств нравственно – патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, на наш взгляд, является использование дидактических игр. Дети с удовольствием играют в настольно-печатные игры: «Составь флаг», «Гости Москвы», «Путешествие по городу», «Найди пару», «Россия - Родина моя», «Флаг и герб Хакасии», «Земля - наш общий дом», «Москва златоглавая», «Жизнь на Руси в старину». У детей воспитывается любовь к своей стране, гордость за российских воинов, желание защищать природу. Объяснить назначение герба и флага России, Хакасии, символику годного города. Словесные игры: «Кто больше назовет городов», «Где живёт твой друг?», «Какого ты рода племени», «Мой родной город», направлены на приобщение к истокам познания своего рода, своего наследия, воспитание чувства гордости за свою страну.
Работая над нравственно - патриотическим воспитанием в совокупности с развитием речи важным условием является взаимосвязь с родителями. Эта работа актуальна и особенно трудна. Она требует большого такта и терпения, т. к. во многих семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Вначале родители недоумевали для чего же всё это надо, тем более с маленькими детьми. Но побеседовав и объяснив, соглашались, что работа нужная и даст положительные результаты.
Жизнь не стоит на месте, дети с каждым годом другие, родители более эрудированнее, грамотнее и поэтому хочется, чтобы дети тоже были в курсе событий страны, своего родного города, чувствовали себя маленькими гражданами России.
Сегодня век реклам. Поэтому мы должны не упускать шанс прорекламировать нужные имена, дела, события. Мы, взрослые, ждем каждый день новостей от мира, от правительства, от принятых решений видим результаты. Поэтому маленький гражданин, который находится с нами, должен тоже расти в наших глазах и окружающих. Может поэтому, если мы чаще будем обращать внимание на то, как нужно любить маму, папу, близких и окружающих людей, и все, что нам дала жизнь, будет меньше безразличных, грубых, хладнокровных людей.
Таким образом, развитие речи дошкольников осуществляется в разных видах деятельности,
совместная деятельность сотрудников, детей и родителей научит детей, ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса. В мире все закономерно и обусловлено, ничего не возникает на пустом месте и не уходит в никуда. Разрушение до основания не продуктивно и расточительно, такой подход обессиливает народ и ведет к исчезновению сначала культуры, а затем и его самого.
Литература
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Москва, 2005 год.
3. Оверчук Т. И. Воспитательная система «Маленькие россияне». Москва, 2007 год.