марина степанюкова
Роль народного фольклора в развитии речи младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы наблюдаем, как постепенно, шаг за шагом, они учатся говорить — произносят слова, выговаривают определенные звукосочетания, связывают их между собой в предложения. Однако даже умственно здоровые дети испытывают трудности в овладении речью. Речевое развитие выделено в отдельную область. Благодаря речи формируются и устанавливаются основы поведения детей в группе, именно через речь и язык культурные традиции влияют на наш образ мыслей и действий. Актуальность опыта: Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особое значение. Русские народные сказки, пословицы, прибаутки, приговорки, песни — это народная мудрость. Очень важно с ранних лет учить детей узнавать культуру своего народа, показать им дорогу в этот добрый и сказочный мир. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов, в которых привлекается внимание к предметам, животным, людям. Напевность, ритмичность, занимательность, звучность, потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, что и способствует развитию коммуникативных навыков. Когда мы набрали группу малышей, столкнулись с проблемой: дети плохо шли на контакт со взрослыми, не могли общаться друг с другом. Мы обследовали каждого ребёнка и увидели, что речь плохо развита у большинства детей. Для того, чтобы решить эту проблему, мы поставили перед собой цель. Цель: создать благоприятные условия для развития коммуникативных навыков детей раннего возраста посредством фольклора. В. Л. Сухомлинский и A. П. Усова считают, что потешки, сказки, песенки, являются средством пробуждения познавательной активности, богaтейшим материалом для развития культуры речи». Достижение цели невозможно без решения следующих задач, над которыми нам предстояло работать.
Публикация «Роль народного фольклора в развитии речи младших дошкольников» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
167
Формировать речевые умения и навыки детей в специально организованном обучении и в самостоятельной деятельности. Воспитывать любовь к народному творчеству (песни, потешки, частушки, пословицы, сказки, загадки, поговорки). Способствовать овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи. Жанры детского фольклора, используемые в работе: колыбельные песни, потешки, приговорки, прибаутки, заклички, народные игры, детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни); В своей работе мы используем фольклор в период адаптации, в режимных моментах, на прогулке, в непосредственно образовательной деятельности, в игре, в свободной деятельности. Потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам. Жизнь малышей – это в первую очередь питание, прогулки, сон, гигиенические процедуры. С потешками дети все делали с удовольствием. Хорошо подобранная потешка помогает нам установить контакт с ребенком. Особое значение имеет фольклор в первые дни жизни малыша в детском саду в адаптационный период. -Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий? Ванечка – хороший! Ванечка – пригожий -Здравствуйте, девочки, Здравствуйте, мальчики, Рады мы видеть вас В детском садике. -Что ты плачешь, «ы» да «ы», Слезы поскорей утри Будем мы с тобой играть, Песни петь и танцевать! Перед умыванием не забываем повторить веселые слова, которые чередуем, выбирая те которые детям больше нравятся, те использую чаще: -Умываемся мы быстро, Вытираемся мы чисто, Так опрятны, аккуратны, Всем смотреть на нас приятно. -Лейся, чистая водичка, Ты умой мне чисто личико, Шейку, ручки умывай, Ничего не забывай! Мылом, мылом чисто мойся, Ни о чём не беспокойся. Мыло не кусается, просто умывается.
Удачно подобранная потешка поможет во время кормления -На плите сварилась каша, Где большая ложка наша? Бери ложку, бери хлеб, И скорее за обед!
168
-За едой – не сори, Насорил, так убери. Скатерть, платье не марай, Рот салфеткой вытирай. — Это ложка, это чашка. В чашке гречневая кашка. Ложка в чашке побывала Кашки гречневой не стало! Каша вкусная дымится, Леша кашу есть садится, Очень каша хороша, Ели кашу не спеша. Ложка за ложкой, Ели по немножко.
Эти приговорки мы читаем во время одевания на прогулку -На пухлые ручонки, одеваем рубашонку. Повторяй за мной слова: Ручка-раз и ручка-два! На мою малышку, одеваем мы штанишки. Повторяй за мной слова: ножка-раз и ножка-два! -Мы с тобой пойдем гулять. Будем с детками играть. Чтобы Катенька моя, не замерзла никогда. Мы наденем шапочку…
На прогулке мы используем заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге и т. д) -Улыбнись побыстрее ты мне, Улыбнусь и я тебе. Здравствуй, солнышко ясное, Здравствуй небо прекрасное! Мы приносим за все благодарность Природа, Тебе! -Мы цветочки рвать не будем, Пусть растут на радость людям! Белые и красные, Все красивые такие!
Конечно, незаменим фольклор и при организации игр. Мы сразу заметили интерес детей к потешкам, загадкам, сказкам, прибауткам и решили, что они помогут «разговорить детей». Помогали детишкам слушать, запоминать, эмоционально читать потешку и самим обыгрывать. Мы вместе учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке. - «Тень-тень-потетень, Выше города плетень. Сели звери на плетень, Похвалялися весь день. Похвалялася лиса: - Всему лесу я краса…» - «Волк, волчок, Шерстяной бочок, Через ельник бежал,
169
В можжевельник попал, Зацепился хвостом, Ночевал под кустом» Не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, и мы стали использовать театр. В младшей группе с детьми инсценируем сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Колобок» и т. д. Сон для малыша необходим. Но как помочь ему уснуть, а после сна «вернуться» в реальный мир как можно спокойнее? На помощь нам приходит колыбельная песня, ведь она пронизана любовью, нежностью и лаской. Поэтому, когда мы начинаем петь, дети даже, не понимая многих слов, слушают, успокаиваются и засыпают. Колыбельная, как форма малого фольклора, содержит в себе большие возможности, таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. -Снял зайчишка тапочки, Вымыл чисто лапочки, Съел морковку и в кровать. Будет зайка крепко спать. -Раз, два, три, четыре, Кто не спит у нас в квартире? Всем на свете нужен сон, Кто не спит, тот не силен. -«Баю – баю – баю – бай, Спи, котенок, засыпай Месяц к нам в окно глядит, Смотрит кто еще не спит, Звезд ярче все горят, Малышам заснуть велят». Много детских игр основаны на соединении слов с движением. Это пальчиковые и хороводные игры. В подобных играх ребенок драматизирует то, о чем говорится в тексте или поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой. -«Сорока-белобока, кашу варила, деток кормила…» -«В огород пойдем, урожай соберём. Мы морковку натаскаем, И картошку накопаем. Срежем мы кочан капусты, Круглый, сочный, очень вкусный Щавеля нарвем немножко И вернемся на дорожку.» -«Каравай, каравай кого хочешь выбирай…» -«Зайка серенький сидит и ушами шевелит.» -«Идет коза по лесу, по лесу Искать себе принцессу…» Не упускаем из виду такое направление деятельности, как сюжетно- ролевая игра с использованием сюжетов и персонажей, взятых из сказок и театрализованную игру для зрителей. Используем разнообразные виды игры: с фигурками и игрушками, театра. -«Ладушки, ладушки, Испечём оладушки. На окно поставим. Остывать заставим. Немного погодим, Всем оладушек дадим.» -«Эта девочка Маша,
170
А это её тарелочка, А в этой тарелочке… Нет не каша, Нет не каша И не угадали, Съела, Маша кашу, Съела, всю кашу!» Учимся применять загадки и потешки в познавательно-исследовательской деятельности и проектной, а также при создании поделок из бросового материала. - «…Течет, течет - не вытечет, Бежит, бежит - не выбежит…» Знакомить детей с народным творчеством можно и на вечерах досуга, на праздничных утренниках. Основными участниками таких мероприятий являются старшие дошкольники (они пляшут, выступают с драматизацией народных сказок, играют в народные подвижные игры) Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Повседневно используем: Загадка –малая форма устного народного творчества, в которой даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Учимся сами составлять загадки о героях русских народных сказок Считалки - коротенькие стишки, служащие для распределения ролей в играх. Дразнилки - шутливые, веселые стишки кратко и метко называющие какие-то смешные стороны ребенка, особенности его поведения. Прибаутки, перевертыши, шутки, забавные песенки своей необычностью веселят детей. Для осуществления намеченных нами целей и задач, необходимо было создать особые условия - развивающую среду, которая обеспечила бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Для этого интерьер группы мы обогатили элементами русского фольклора : это пособия в игровых уголках, уголок ряженья, различные виды театров, альбомы с потешками, книжки по возрасту и т. д. Работу по формированию речевых умений и навыков детей выстроили в тесном взаимодействии с родителями (развивающая среда, создание различных видов театра, вечера-развлечения и т. д.) В результате обобщения опыта нашей работы, мы пришли к выводу, что приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству (фольклору, способствует обогащение активного словарного запаса, развитию связной речи детей, грамматического строя речи, правильного произношения слов, развитию творческих способностей детей, формированию любви к своему народу, его обычаям, традициям, богатству языка.