Екатерина Петрусевич
Роль музыки в патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль музыки в патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - возраст формирования основ личности, к которым относится и чувство патриотизма.
Публикация «Роль музыки в патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность по отношению к своей родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком деле.
Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание ребенка. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Формирование патриотизма и гражданственности у дошкольников осуществляется эффективно, если воспитательный процесс состоит из следующих взаимосвязанных блоков:
- блок культурно-исторический - включает в себя занятия фольклорного цикла и знакомит детей с культурным наследием России;
- блок краеведческий - включает в себя знакомство с понятием малой Родины, историей родного края, культурно-историческими особенностями земли Донской;
- блок героико-патриотический - включает подготовку детей к празднованию Дня защитника Отечества, Дню Победы, чествованию ветеранов и пожилых людей;
- блок толерантности - посвящен дружбе, миролюбию; знакомству с культурой других народов.
Этапы музицирования:
С самого раннего возраста дети проживают вместе с педагогом начальные этапы музицирования, в которых взрослый передает знания о культуре родного края, его традициях. Так осуществляется начальный этап культурно - исторического блока, находя свое продолжение в каждой возрастной группе : в младших группах дети знакомятся с простейшими формами фольклора (потешки, колыбельные, попевки,хороводы)
В средней группе ребенку предоставляется возможность познакомиться с различными народными музыкальными инструментами, их звучанием (гармонь, балалайка, трещотка, ложки и др.). И в завершении этого этапа дети сами пытаются музицировать на простейших народных инструментах (звоночки, бубенцы, ударные, шумовые) и исполнять различный песенный репертуар. Дети осваивают небольшие пьесы для оркестра ложкарей и др.
В старшей – подготовительной группе детям доступны более сложные образцы народного искусства: необыкновенно красивые, затейливые хороводы - «Со вьюном я хожу», «Плетень» т. п. Итогом проделанной работы могут быть традиционные для детского сада праздники «Осенняя ярмарка», «Широкая масленица». Результатом этой работы становятся необыкновенно яркие впечатления детей, которыми они наполняют своё песенное и танцевальное творчество.
Еще один аспект, над которым нужно работать - знакомство с родным городом. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время.
В дошкольном возрасте важно, чтобы дети ощутили себя частью дружного детского коллектива, научились с симпатией относиться к сверстникам, уметь уважать другого ребенка, его желания и интересы, чему способствует блок толерантности.
Важно также воспитывать в детях терпимость, сочувствие, бережное отношение к своим сверстникам.
Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников : ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.
Это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты.
Выразительность музыкального языка помогает детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.
В репертуаре должно быть много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц.
При слушании предлагать инструментальную музыку, характеризующую образы природы: П. Чайковский цикл "Времена года”, А. Вивальди цикл "Времена года”, Ж. К. Сен-Санс цикл "Карнавал животных”, С. Прокофьев цикл "Детская музыка” и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них "Бравые солдаты”, муз. А. Филиппенко и "Будем в армии служить”, муз. Ю. Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме раскрывать детям величие подвига советского солдата, знакомить их с песнями тех времен и о тех временах.