Халезова Татьяна Дмитриевна
Роль личности педагога в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль личности педагога в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Автор: Халезова Т. Д. воспитатель МБДОУ "Детский сад № 167"
На фоне социально-политических изменений последних десятилетий произошло перерождение ценностных ориентиров общества. Внезапное переформатирование самосознания людей негативно повлияло на их отношение к таким понятиям как «патриотизм», «гражданственность», «нравственность». Однако решение множества жизненно важных задач,стоящих перед страной, невозможно вне рамок духовно сплоченного общества. Такие качества как нравственность, духовность, ценностные ориентиры не являются генетически обусловленными, они могут быть лишь взращены в личности в процессе воспитания, образования и саморазвития.
Публикация «Роль личности педагога в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определен национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Ценностные установки личности формируются в семье и за ее пределами, однако ключевую роль в воспитании личности играет система образования. Возраст с 3 до 10 лет является сензитивным для формирования духовно-нравственных представлений личности. А это значит, что на педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, возлагается большая ответственность за воспитание будущего гражданина России.
Из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России следует, что развитие личности ребенка в данном направлении реализуется на основе: нравственного примера педагога, социально-педагогического партнерства, индивидуально-личностного развития, интегративности программ духовно-нравственного воспитания, социальной востребованности воспитания.
Роль педагога, его нравственный пример, отношение к жизни и к миру являются определяющими для дальнейшегонравственного развития личности воспитанника. Социально-педагогическое партнерство предполагает построение педагогом глубоких, качественных отношений с семьей, школой или учреждениями дополнительного образования. Без педагогической поддержки невозможно и индивидуально-личностное развитие ребенка, его культурное самоопределение.
ПедагогДОУ должен обладать определенными компетенциями для построения грамотной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Одним из важнейших условий является личная мотивированность педагога, понимание им значимости духовно-нравственного развития личности воспитанников. Достижение компетентности невозможно без освоения необходимого объема теоретических знаний. Так, в ходе подготовки у педагогов должен быть сформирован комплекс знаний, умений и навыков, который позволит педагогам выстроить эффективную работу в условиях ДОУ, использовать современные технологии, создатьбезопасную и способствующую нравственному развитию воспитательную среду. Кроме того, для успешной работы необходимо сформировать готовность воспитателя ДОУ творчески решать стоящие перед ним задачи.
Важно отметить, что при организации работы в данном направлении ключевым условием являетсяповышение духовно-нравственного потенциала воспитателя. Этого можно достигнуть путем повышения у педагогов интереса к вопросам собственного духовного роста, нравственного саморазвития личности, ценностям отечественной духовной культуры.