Антонина Харитонова
Роль коллективных подвижных игр в воспитании положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста
Не секрет, что на протяжении дошкольного возраста, пока дети развиваются и растут, получают новые знания и умения, наиболее характерным видом деятельности для них остаётся игра. И наиболее всего любима дошкольниками игра подвижная, дающая выход неуемной энергии и развивающая ловкость во взаимодействии с остальными участниками игры. Особенности формирования психологических новообразований (мыслительной деятельности, ловкости, внимания и т. д.) в процессе игр были раскрыты в работах многих психологов (Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина) и педагогов (Д. В. Менджерицкой, Р. И. Жуковской, Н. Я. Михайленко, А. П. Усовой). Основанием любой игры выступает воображаемая (мнимая) ситуация, заключающаяся в том, чтобы ребенок мог на себя брать игровую роль и выполнять игровые правила, выполнять игровые действия.
Публикация «Роль коллективных подвижных игр в воспитании положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Подвижные игры для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
Игра является наилучшим средством воспитания детей.
Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра является сильным средством воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры, он способен приложить много усилий и быть очень исполнительным. Я. А. Коменский требовал старательного подбора игр с учетом их воспитательной ценности, такого, чтобы одновременно с развитием движений они способствовали воспитанию честности, любви к порядку, мужества и дружеских отношений в детском коллективе.
Именно в игре у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. По мнению Нечаевой В. Г., Котырло В. К., Марковой Т. А. и др. игра выполняет функцию воспитания и формирования гуманных отношений.
Проколиенко Л. Н. и Котырло В. К. отмечают, что основное содержание игры малышей заключается в выполнении определенных действий с игрушками, воспроизведении действий людей; детей среднего возраста – в воспроизведении отношений между взрослыми; у старших дошкольников содержанием становятся правила общественного поведения и общественные отношения между людьми. Когда дети играют, ситуации проявления доброты, внимания, организовать еще легче, чем просто в обычной жизни. Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников.
Необходимое условие этого – моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.
На практике особое место в воспитании и развитии детей отдают совместным сюжетно-ролевым, подвижным и дидактическим играм. Именно в них дошкольники :
- стимулируют процессы познания;
- эффективно развивают наблюдательность;
- совершенствуют двигательную деятельность;
- учатся следовать правилам;
- формируют поведенческие навыки.
Педагоги-психологи предлагают несколько теорий игровой деятельности, в которых рассматривается роль игры в воспитании детей.
В теории Л. С. Выготского игра рассматривается по сути, как перенос реальной ситуации в мнимую, действия в ней выполняют роли соответственно своим переносным значениям, которые придаются тем либо иным предметам окружающей обстановки. С позиции теории Д. Б. Эльконина, игра предназначается для различного по глубине и смысловой наполненности воспроизведения детьми отношений взрослых в профессиональной и социально-общественной жизни.
По мнению Д. Н. Узнадзе, игра представляет собой результат опережающего потребности повседневной жизни развития, уже сложившихся и не нашедших пока применения в реальной жизни склонностей функций действования.
Как видно из этого перечня, любая игровая деятельность вне зависимости от того, с какой целью она осуществляется, способствует тому, что дошкольник получает некоторый практический опыт взаимодействия с миром и прежде всего, внутригруппового взаимодействия, налаживание дружеских и приятельских контактов внутри группы сверстников.
Правила игры, ее сюжет, т. е. события окружающей среды и его содержание, которое в своей игровой деятельности изображают дети, является педагогически значимыми. Уделяя внимание характеру взаимоотношений между людьми, передающихся детьми в игре, их дружбе в игре, О. В. Солнцева освещает актуальные проблемы педагогики подвижной игры с новой точки зрения, важной в воспитании.
Дошкольники в игре по собственной инициативе вступают между собой в разнообразные контакты, сталкиваясь с интересами и особенностями партнеров, строят свои взаимоотношения и учатся считаться с мнением окружающих в совместной деятельности. Такая подлинная социальная практика дошкольника способствует развитию дружеских взаимоотношений и может считаться его реальной жизнью в коллективе, где формируются моральное сознание и общественные качества детской личности.
Воспитатель, направляя игру, учит дошкольников самым простым нормам нравственности, которые становятся, будучи усвоенными, регуляторами коллективных взаимоотношений, а после помогает повышать моральный уровень поведения дошкольника и справедливо разрешает возникающие споры. Но для того, чтобы нормы выполнялись не только в результате влияния авторитета взрослого и были использованы в качестве внешнего аргумента с целью разрешения конфликтов и ссор, а стали бы еще и внутренним мотивом поведения ребенка, необходимо подготовить подходящую почву для их усвоения.
Подобная психологическая почва может быть создана при помощи надлежащей организации практики детских взаимоотношений, как во время игры, так и в процессе других видов деятельности. В дружном коллективе, который живет полноценной, содержательной жизнью, дошкольники проникаются общностью стремлений и чувств и приобретают положительный социальный опыт задолго до того момента, как отчетливо осознают моральные высокие принципы.
Используемая литература:
1. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой // М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с.
2. Левочкина Е. А. Чернышова М. О., Хрусталёва Т. Б. Сущность подвижных игр как средство воспитания положительных взаимоотношений старших дошкольников EUROPEAN RESEARCH 2016 № 11 (22) С. 91-93
3. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин // М. : Владос. - 1999. – 360 с.
4. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игр. Сопровождение сюжетно-ролевых игр детей / О. В. Солнцева // СПб. : Речь, 2010. – 176 с.