МААМ-картинки

Роль коллективных подвижных игр в воспитании положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста

Антонина Харитонова
Роль коллективных подвижных игр в воспитании положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Не секрет, что на протяжении дошкольного возраста, пока дети развиваются и растут, получают новые знания и умения, наиболее характерным видом деятельности для них остаётся игра. И наиболее всего любима дошкольниками игра подвижная, дающая выход неуемной энергии и развивающая ловкость во взаимодействии с остальными участниками игры. Особенности формирования психологических новообразований (мыслительной деятельности, ловкости, внимания и т. д.) в процессе игр были раскрыты в работах многих психологов (Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина) и педагогов (Д. В. Менджерицкой, Р. И. Жуковской, Н. Я. Михайленко, А. П. Усовой). Основанием любой игры выступает воображаемая (мнимая) ситуация, заключающаяся в том, чтобы ребенок мог на себя брать игровую роль и выполнять игровые правила, выполнять игровые действия.

Публикация «Роль коллективных подвижных игр в воспитании положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Игра является наилучшим средством воспитания детей.

Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра является сильным средством воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры, он способен приложить много усилий и быть очень исполнительным. Я. А. Коменский требовал старательного подбора игр с учетом их воспитательной ценности, такого, чтобы одновременно с развитием движений они способствовали воспитанию честности, любви к порядку, мужества и дружеских отношений в детском коллективе.

Именно в игре у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. По мнению Нечаевой В. Г., Котырло В. К., Марковой Т. А. и др. игра выполняет функцию воспитания и формирования гуманных отношений.

Проколиенко Л. Н. и Котырло В. К. отмечают, что основное содержание игры малышей заключается в выполнении определенных действий с игрушками, воспроизведении действий людей; детей среднего возраста – в воспроизведении отношений между взрослыми; у старших дошкольников содержанием становятся правила общественного поведения и общественные отношения между людьми. Когда дети играют, ситуации проявления доброты, внимания, организовать еще легче, чем просто в обычной жизни. Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников.

Необходимое условие этого – моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.

На практике особое место в воспитании и развитии детей отдают совместным сюжетно-ролевым, подвижным и дидактическим играм. Именно в них дошкольники :

- стимулируют процессы познания;

- эффективно развивают наблюдательность;

- совершенствуют двигательную деятельность;

- учатся следовать правилам;

- формируют поведенческие навыки.

Педагоги-психологи предлагают несколько теорий игровой деятельности, в которых рассматривается роль игры в воспитании детей.

В теории Л. С. Выготского игра рассматривается по сути, как перенос реальной ситуации в мнимую, действия в ней выполняют роли соответственно своим переносным значениям, которые придаются тем либо иным предметам окружающей обстановки. С позиции теории Д. Б. Эльконина, игра предназначается для различного по глубине и смысловой наполненности воспроизведения детьми отношений взрослых в профессиональной и социально-общественной жизни.

По мнению Д. Н. Узнадзе, игра представляет собой результат опережающего потребности повседневной жизни развития, уже сложившихся и не нашедших пока применения в реальной жизни склонностей функций действования.

Как видно из этого перечня, любая игровая деятельность вне зависимости от того, с какой целью она осуществляется, способствует тому, что дошкольник получает некоторый практический опыт взаимодействия с миром и прежде всего, внутригруппового взаимодействия, налаживание дружеских и приятельских контактов внутри группы сверстников.

Правила игры, ее сюжет, т. е. события окружающей среды и его содержание, которое в своей игровой деятельности изображают дети, является педагогически значимыми. Уделяя внимание характеру взаимоотношений между людьми, передающихся детьми в игре, их дружбе в игре, О. В. Солнцева освещает актуальные проблемы педагогики подвижной игры с новой точки зрения, важной в воспитании.

Дошкольники в игре по собственной инициативе вступают между собой в разнообразные контакты, сталкиваясь с интересами и особенностями партнеров, строят свои взаимоотношения и учатся считаться с мнением окружающих в совместной деятельности. Такая подлинная социальная практика дошкольника способствует развитию дружеских взаимоотношений и может считаться его реальной жизнью в коллективе, где формируются моральное сознание и общественные качества детской личности.

Воспитатель, направляя игру, учит дошкольников самым простым нормам нравственности, которые становятся, будучи усвоенными, регуляторами коллективных взаимоотношений, а после помогает повышать моральный уровень поведения дошкольника и справедливо разрешает возникающие споры. Но для того, чтобы нормы выполнялись не только в результате влияния авторитета взрослого и были использованы в качестве внешнего аргумента с целью разрешения конфликтов и ссор, а стали бы еще и внутренним мотивом поведения ребенка, необходимо подготовить подходящую почву для их усвоения.

Подобная психологическая почва может быть создана при помощи надлежащей организации практики детских взаимоотношений, как во время игры, так и в процессе других видов деятельности. В дружном коллективе, который живет полноценной, содержательной жизнью, дошкольники проникаются общностью стремлений и чувств и приобретают положительный социальный опыт задолго до того момента, как отчетливо осознают моральные высокие принципы.

Используемая литература:

1. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой // М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с.

2. Левочкина Е. А. Чернышова М. О., Хрусталёва Т. Б. Сущность подвижных игр как средство воспитания положительных взаимоотношений старших дошкольников EUROPEAN RESEARCH 2016 № 11 (22) С. 91-93

3. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин // М. : Владос. - 1999. – 360 с.

4. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игр. Сопровождение сюжетно-ролевых игр детей / О. В. Солнцева // СПб. : Речь, 2010. – 176 с.

Публикации по теме:

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста 1. Подвижная игра «Воробышки и кот». Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской,.

Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возрастаКартотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста КОТ И МЫШИЗадачи: Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям. Описание: Дети – «мыши».

Конспекты подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста 1. Подвижная игра «Бегите ко мне!» Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской,.

Консультация «Роль родителей в воспитании детей» Забота о воспитании детей, подготовка их к общественно-полезному труду, к активному участию в жизни общества является важнейшей обязанностью.

Консультация «Виды игр и их роль в воспитании детей» Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В свободное время дети с упоением.

Развитие положительных взаимоотношений детей и родителей посредством совместной творческой акции «Подарок Мурманску»Развитие положительных взаимоотношений детей и родителей посредством совместной творческой акции «Подарок Мурманску» Цель: воспитывать чувства любви и гордости к своей Родине, родному краю, городу. Задачи: • закреплять знания детей о родном городе как.

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Пособие для индивидуальной работы по формированию дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста «Правила дружбы»Пособие для индивидуальной работы по формированию дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста «Правила дружбы» Здравствуйте уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Сегодня мне хотелось бы поговорить о формировании дружеских взаимоотношений.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль коллективных подвижных игр в воспитании положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 5 ноября 2020 в 20:42
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль коллективных подвижных игр в воспитании положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Антонина Харитонова (УИ 338110) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД