Дарья Генадьевна Агапова
Роль игры в развитии речи
▼ Скачать + Заказать документы
В возрасте 2-3 лет наблюдается значительный скачок в развитии речи, и для этого нужно уделить особое внимание. Чтобы малыши могли свободно выражать мысли и желания, они должны обладать богатым словарным запасом. Поэтому приучите себя говорить ребёнку все, что вы делаете. Необходимо научить малыша правильному дыханию и развивать его артикуляционный аппарат для того, чтобы ребёнок мог легко говорить сложными предложениями. Артикуляцию очень хорошо развивают скороговорки. Кроме упражнений для дыхания и скороговорок нужно, проговаривая с ребенком все действия, следить за правильным произношением в словах. Чтобы развивать речь малыша многосторонне, нужен комплексный подход. Занимаясь с ребенком, обращайте внимание на качества, свойства того или иного предмета, используя при этом в своей речи как можно больше прилагательных для описаний.
Главная особенность детей заключается в том, что любую информацию они лучше запоминают и воспринимают в играх. И поскольку игровая деятельность является ведущей у малышей, интерес процессу, усиливается внимание и концентрация, а многократные повторы позволяют усваивать знания даже самым рассеянным малышам. В процессе игры проявляются детский характер, особенности воображения и мышления, активность, эмоциональность, уровень социальной адаптации и потребность в контакте и общении.
Дидактические игры по развитию речи - специальная форма обучения детей дошкольного возраста, позволяющая обогащать э, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе игровой деятельности.
В зависимости от используемого материала дидактические игры по развитию речи бывают следующих видов:
- игры с предметами и игрушками, подручными и природными материалами;
- настольные игры с использованием печатных материалов;
- словесные игры.
Развитие речи через дидактические игры происходит за счет пополнения словарного запаса, обучения в игровой форме, навыкам использования слов, улучшения навыков коммуникации. Дидактические игры по развитию речи успешно решают следующие задачи в дошкольном воспитании детей:
- Обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса;
- Помогают в понимании значении слов и их правильного употребления с другими словами;
- Позволяют освоить обобщающие значения слов и их правильного употребления с другими словами
- Позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений
- Улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием
В возрасте 2-3 лет малыш должен освоить названия предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, окружающих его в повседневной жизни и вызывающих его интерес. В этот период осваиваются и названия действий э, производимых с этими предметами. Задача взрослого в этот период с помощью дидактических игр научить детей называть и развивать:
•части предметов, части тела животных и человека
•разные размерные величины
• основные цвета
Следует развивать способность детей обозначать одним словом группу схожих предметов, объединённых общим признаком и различать сходные группы предметов.
Главной целью таких игр в данном возрасте, совершенствуется словарный запас, прививается ребёнку интерес к словарной деятельности.
Например есть игры такие как " Эхо", цель которой развитие правильного произношения звуков, "Детская экскурсия" цель которой состоит в расширении словарного запаса, в правильном произношении слов и расширении кругозора малыша о мире. Д/ и "Сказка с вопросами" цель, которой заключается в развитии правильного произношения, расширении словарного запаса и формировании умения отвечать на вопросы, так же развивается память и внимание.
Таким образом, использование игр в работе с малышами способствует развитию не только речи, но и позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, способствует повышению речевой активности, стремлению детей к общению, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства.