Надежда Ошарова
Роль игры в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль игры в развитии детей дошкольного возраста
«Без игры нет, и не может полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительны поток представлений, понятии. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», -писал В. А. Сухомлинский.
Публикация «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, становится гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициативность. Игра для детей – учеба,уд, серьезная форма воспитания. Игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Под их яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало педагогических возможностей. Эти возможности можно рассмотреть через функции игры.
Социокультурная функция.
Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Игра способствует самореализации ребенка. Играя, он обретает пространство – физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс «самости» - самовыражения самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации.
Коммуникативная функция.
Игра невозможна без общения, которое является ее основным энергетическим источником. Она способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык. Игра является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Он в этом личностно заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз не позовут в игру.
Диагностичесая функция.
Игра способствует определению отклонений в поведении ребенка.
Например, играя, ребенок нарушит правила или в ответственный момент выйдет из игры. Это должно насторожить взрослого, найти причину возникших отклонений. В игре ребенок может сам диагностировать свои личностные качества, то есть игра побуждает ребенка к самопознанию: могу ли я?
Игротерапевтическая функция.
В большинстве случаев игры призваны помочь взрослому гармонизировать психический рот детей и предотвратить появление отклонений, разрешить неизбежные конфликты детской души до их возможного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка – выручалочка защищает детскую неокрепшую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к игре как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит, какие впечатления или проблемы требуют скорейшего разрешения.
Развлекательная функция.
Во многих по ходу развития сюжета играющие совершают реальные и символические действия, недопустимые в обычной жизни сточки зрения общественных норм. Когда игра доходит до этих запрещенных норм, веселье так и брызжет, так как эта игра дает возможность хотя бы иногда вести себя так, как хочется, нарушать запреты. Игры сопровождаются громкими криками, смехом, топаньем, толканием, резкими движениями, быстрым бегом. В игре ребенок никогда не устает. Ему радостно и комфортно, осуществляется мощная психо – эмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоциональные ощущения.
Н. В. Ошарова
Воспитатель д/с «Солнышко»