Приложение МААМ

Роль игры как средства социально-коммуникативного развития детей в ДОУ

наталья корепанова
Роль игры как средства социально-коммуникативного развития детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Процесс социально-коммуникативного развития дошкольников требует создания в ДОУ особенных психолого-педагогических условий и, в первую очередь, организации образовательной деятельности для дошкольников, которая ориентирована на достижение общего результата детской деятельности. Подобной образовательной деятельностью воспитателя с детьми, которая гарантирует достижение общего результата является основная деятельность ребенка дошкольного возраста, а именно это игровая деятельность.

Игра порождает у дошкольника чувство радости,веселья, свободы, удовольствия; позволяет ребёнку полной мере реализовать себя в обычной жизни, проявить личную активность.

Публикация «Роль игры как средства социально-коммуникативного развития детей в ДОУ» размещена в разделах

Именно игра формирует естественные потребности ребенка дошкольника, создает у ребенка способность заботиться о собственном окружении, помогает приобретению детьми навыков независимости от взрослых, обучает дошкольника к социальному поведению в отношении других детей и взрослых.

Игровая деятельность воздействует на формирование произвольности психологических процессов. В игровой деятельности у ребенка начинают развиваться произвольная память, внимание,мышление.

В условиях игры дети склонны запомнить больше информации и лучше сосредоточиваются, чем в условиях лабораторных опытов, эксперементов. Соответствующая цель (запомнить и вспомнить, сконцентрировать внимание) отличается для ребенка легче и раньше всего в игре.

Обстоятельства игры требуют от дошкольника постоянной концентрации на предметах, которые интегрированы в ситуацию игры, на содержании сюжета и разыгрываемых действий. В случае если ребенок не запоминает критерий, правил игры, невнимателен к тому, что требует от него условия игры, то он просто изгоняется другими членами игры.

Игровая ситуация, обстановка оказывает положительное влияние на умственное развитие ребенка. В игре дошкольник учится действовать с заместителем предмета - он выделяет предмету-заместителю особое место в игре и действует с ним в соответствии с его назначением. Предмет-заместитель становится основной опорой для мышления. На базе манипуляций с предметами- заместителями дошкольник обучится думать о реальном предмете. Понемногу действия с предметами в игре сокращаются, дошкольник научается думать о предметах и действовать с ними в интеллектуальном плане. Таким образом, игра способствует тому, что дошкольник не спеша переходит к мышлению в плане представлений.

В то же время навык игровых и особенно настоящих взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого мышления, которое разрешает предвосхитить будущее поведение новых людей, стать на их точку зрения, и в зависимости от этого строить свое личное поведение.

Ролевая игра имеет огромное значение для формирования воображения дошкольника. В игре ребенок учится брать на себя всевозможные роли, заменять одни предметы другими, что способствует развитию воображения, фантазии. В игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста уже не всегда обязательны многие игровые действия и предметы-заместители. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации, истории в своем воображении.

Влияние игры на развитие личности ребенка основывается на том, что через нее он знакомится с поведением и отношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает главные способности общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра содействует развитию чувств, эмоций и волевой регуляции поведения.

Внутри игровой деятельности начинает строиться и учебная деятельность, которая постепенно становится ведущей деятельностью. Составляющие элементы учения вводит преподователь, они не возникают непосредственно из игры. Ребенок начинает учиться играя - к учению он относится как к особой ролевой игре с определенными своими правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными, простыми учебными качествами. Принципиально иное, чем к игре, отношение к обучению взрослых потихоньку, перестраивает и отношение ребенка к нему. У дошкольника появляется желание обучиться и формируются первоначальные умения.

Игра как основная деятельность имеет важное значение для формирования рефлексивного мышления. Игра помогает развитию рефлексии, так как в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, которое входит в процесс общения. Так, играя в больницу, ребенок страдает и плачет, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль. Эта позиция играющего - исполнитель и контролер - формирует способность соотносить свое личное поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности учитывать свои личные действия, предвидя реакцию других людей.

Тем более драгоценно, что в процессе игры у дошкольника формируются отношения со взрослым и сверстниками, развиваются нравственно-волевые качества - сдержанность, выдержка, ответственность, коммуникативные возможности, складывается способность к морально-этическим оценкам своих собственных поступков и поступков других детей, складывается готовность к коллективным действиям.

Благодаря игровой ситуации, образующийся в игре, у ребенка постепенно в благоприятных условиях приобретаются навыки подчинения игровым установкам и правилам, он приучается брать, принимать мнения и поступки других участников игры, проявлять к ним способности доброжелательного и терпимого поведения. Дети помаленьку начинают показывать в игре элементы и составляющие модели социального поведения, вместе переживают разные эмоциональные состояния, учатся радоваться общему результату, а так же оценивать его.

У детей развивается умение автономно соблюдать игровые правила, вносить не значительные изменения в существующие правила, а так же устанавливать новые, решать конфликтные ситуации самостоятельно или с небольшой помощью взрослого, правильно оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников и отношение детей к порученному делу.

Обстоятельства для развития сотрудничества между детьми формируются в разных видах детской деятельности, но приоритет игровой деятельности бесспорен, ибо разнообразное содержание игр, интеграция разных видов деятельности в игре, яркое проявление детьми эмоций позволяют им благополучно накапливать навык сотрудничества.

Характер игровой ситуации ставит ребенка в положение, которое требует высочайшего уровня сформированности у него общественных способностей по выбору методик и форм взаимодействия, согласования целей, общего планирования, распределения ролей, достижения совместного результата.

Таким образом, процесс социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста осуществляется более успешно, если применять ресурсы игровой деятельности.

Публикации по теме:

Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детейДидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Семинар-практикум для воспитателей «Сотрудничество с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей» Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка I часть Зимние каникулы, как обычно в нашей семье, были посвящены участию в различных мероприятиях, которых.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста II часть Итак, на мой взгляд, детям младшего дошкольного возраста достаточно участия в мероприятиях, проводимых в знакомой обстановке, например,.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Часть III Если ребенок хорошо усвоил элементарные правила поведения в общественных местах (в музеях, в транспорте, на улицах города, с.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Занятие по конструированию в рамках социально-коммуникативного развития «Грузовик с апельсинами»Занятие по конструированию в рамках социально-коммуникативного развития «Грузовик с апельсинами» Занятие по конструированию в рамках социально-коммуникативного развития «Грузовик с апельсинами». Цель: побуждение детей к конструированию,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль игры как средства социально-коммуникативного развития детей в ДОУ
Опубликовано: 14 июня 2023 в 12:37
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль игры как средства социально-коммуникативного развития детей в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем наталья корепанова (УИ 1034701) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД