наталья корепанова
Роль игры как средства социально-коммуникативного развития детей в ДОУ
▼ Скачать
Процесс социально-коммуникативного развития дошкольников требует создания в ДОУ особенных психолого-педагогических условий и, в первую очередь, организации образовательной деятельности для дошкольников, которая ориентирована на достижение общего результата детской деятельности. Подобной образовательной деятельностью воспитателя с детьми, которая гарантирует достижение общего результата является основная деятельность ребенка дошкольного возраста, а именно это игровая деятельность.
Игра порождает у дошкольника чувство радости,веселья, свободы, удовольствия; позволяет ребёнку полной мере реализовать себя в обычной жизни, проявить личную активность.
Публикация «Роль игры как средства социально-коммуникативного развития детей в ДОУ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Именно игра формирует естественные потребности ребенка дошкольника, создает у ребенка способность заботиться о собственном окружении, помогает приобретению детьми навыков независимости от взрослых, обучает дошкольника к социальному поведению в отношении других детей и взрослых.
Игровая деятельность воздействует на формирование произвольности психологических процессов. В игровой деятельности у ребенка начинают развиваться произвольная память, внимание,мышление.
В условиях игры дети склонны запомнить больше информации и лучше сосредоточиваются, чем в условиях лабораторных опытов, эксперементов. Соответствующая цель (запомнить и вспомнить, сконцентрировать внимание) отличается для ребенка легче и раньше всего в игре.
Обстоятельства игры требуют от дошкольника постоянной концентрации на предметах, которые интегрированы в ситуацию игры, на содержании сюжета и разыгрываемых действий. В случае если ребенок не запоминает критерий, правил игры, невнимателен к тому, что требует от него условия игры, то он просто изгоняется другими членами игры.
Игровая ситуация, обстановка оказывает положительное влияние на умственное развитие ребенка. В игре дошкольник учится действовать с заместителем предмета - он выделяет предмету-заместителю особое место в игре и действует с ним в соответствии с его назначением. Предмет-заместитель становится основной опорой для мышления. На базе манипуляций с предметами- заместителями дошкольник обучится думать о реальном предмете. Понемногу действия с предметами в игре сокращаются, дошкольник научается думать о предметах и действовать с ними в интеллектуальном плане. Таким образом, игра способствует тому, что дошкольник не спеша переходит к мышлению в плане представлений.
В то же время навык игровых и особенно настоящих взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого мышления, которое разрешает предвосхитить будущее поведение новых людей, стать на их точку зрения, и в зависимости от этого строить свое личное поведение.
Ролевая игра имеет огромное значение для формирования воображения дошкольника. В игре ребенок учится брать на себя всевозможные роли, заменять одни предметы другими, что способствует развитию воображения, фантазии. В игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста уже не всегда обязательны многие игровые действия и предметы-заместители. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации, истории в своем воображении.
Влияние игры на развитие личности ребенка основывается на том, что через нее он знакомится с поведением и отношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает главные способности общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра содействует развитию чувств, эмоций и волевой регуляции поведения.
Внутри игровой деятельности начинает строиться и учебная деятельность, которая постепенно становится ведущей деятельностью. Составляющие элементы учения вводит преподователь, они не возникают непосредственно из игры. Ребенок начинает учиться играя - к учению он относится как к особой ролевой игре с определенными своими правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными, простыми учебными качествами. Принципиально иное, чем к игре, отношение к обучению взрослых потихоньку, перестраивает и отношение ребенка к нему. У дошкольника появляется желание обучиться и формируются первоначальные умения.
Игра как основная деятельность имеет важное значение для формирования рефлексивного мышления. Игра помогает развитию рефлексии, так как в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, которое входит в процесс общения. Так, играя в больницу, ребенок страдает и плачет, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль. Эта позиция играющего - исполнитель и контролер - формирует способность соотносить свое личное поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности учитывать свои личные действия, предвидя реакцию других людей.
Тем более драгоценно, что в процессе игры у дошкольника формируются отношения со взрослым и сверстниками, развиваются нравственно-волевые качества - сдержанность, выдержка, ответственность, коммуникативные возможности, складывается способность к морально-этическим оценкам своих собственных поступков и поступков других детей, складывается готовность к коллективным действиям.
Благодаря игровой ситуации, образующийся в игре, у ребенка постепенно в благоприятных условиях приобретаются навыки подчинения игровым установкам и правилам, он приучается брать, принимать мнения и поступки других участников игры, проявлять к ним способности доброжелательного и терпимого поведения. Дети помаленьку начинают показывать в игре элементы и составляющие модели социального поведения, вместе переживают разные эмоциональные состояния, учатся радоваться общему результату, а так же оценивать его.
У детей развивается умение автономно соблюдать игровые правила, вносить не значительные изменения в существующие правила, а так же устанавливать новые, решать конфликтные ситуации самостоятельно или с небольшой помощью взрослого, правильно оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников и отношение детей к порученному делу.
Обстоятельства для развития сотрудничества между детьми формируются в разных видах детской деятельности, но приоритет игровой деятельности бесспорен, ибо разнообразное содержание игр, интеграция разных видов деятельности в игре, яркое проявление детьми эмоций позволяют им благополучно накапливать навык сотрудничества.
Характер игровой ситуации ставит ребенка в положение, которое требует высочайшего уровня сформированности у него общественных способностей по выбору методик и форм взаимодействия, согласования целей, общего планирования, распределения ролей, достижения совместного результата.
Таким образом, процесс социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста осуществляется более успешно, если применять ресурсы игровой деятельности.