Татьяна Глобина
Роль игр и упражнений экологического содержания в развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие внимания, несомненно требует больших волевых усилий как от педагога, так и от ребенка. Маленькие дети часто отвлекаются и не могут долгое время заниматься каким-то одним видом деятельности. Для того, чтобы привлечь ребенка, вызвать его интерес, рекомендуется применять различные игры и игровые упражнения. Игра – это наиболее доступный способ переработки полученных впечатлений. К игре, детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, выявить особенности его характера. Каждая игра несет в себе возможности для развития определенных психических процессов: мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, воображения. Для развития внимания, например, наиболее значимы игры экологического содержания, так как они наиболее близки и понятны детям, а также заключают в себе большой познавательный и воспитательный потенциал. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. В результате этого открываются широкие возможности для эстетического воспитания, природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств.
Публикация «Роль игр и упражнений экологического содержания в развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Экологические игры носят разнообразный по видовому содержанию характер. Это дидактические игры, предметные игры, настольно-печатные, словесные и подвижные игры. Во всех этих группах можно выделить игры на развитие внимания, и определить их роль для детей старшего дошкольного возраста. Наиболее обширную группу составляют дидактические игры: их сущность заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. В экологических дидактических играх дети уточняют и расширяют имеющиеся у них представления о природе, растениях и животных. Каждая дидактическая игра имеет правила, игровой замысел, которые и определяют характер и способ действий, организуют взаимоотношение детей в игре. В старшем дошкольном возрасте применяются игры, содержащие в себе возможность добывания знаний в процессе игры, в решении задач, поставленных игрой. Полученные в играх знания становятся стимулом для исследования природных явлений и процессов: дети с большим интересом и вниманием будут присматриваться к природе. Например, в дидактической игре «Кто где живет?» предлагается дать детям знания о том, что распространение живых организмов на тех или иных территориях не случайно, а закономерно, и обусловлено наличием необходимых и отсутствием неприемлемых для них факторов. Дети, распределяя животных по определенным природным зонам, упражняются в появлении произвольного внимания, закрепляют знания о среде обитания живых организмов. Наиболее актуальны такие игры как: «Что растет в поле?» (на огороде, в саду, в лесу, «Детки на ветке», «Когда это бывает?», «Какое это время года?» и т. д. В этих играх, детям предлагается найти определенное растение из множества других, или, развивая слуховое внимание, угадать по описанию природы в прозе и стихах определенное время года, или сосредоточить внимание детей на картинках, отражающих признаки времен года и соответствующий им труд людей в природе.
Обширную группу составляют настольно- печатные игры. Это игры в лото и домино, а также игры различного познавательного характера. Эти игры концентрируют внимание ребенка на определенно поставленной цели, способствуют развитию зрительного и слухового внимания. Для детей старшего дошкольного возраста наиболее приемлемыми являются такие игры как: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» и другие. Эти игры предоставляют возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умения по слову восстанавливать образ предмета, способствуя тем самым развитию произвольного внимания.
Для развития внимания целесообразно применять с детьми старшего дошкольного возраста и словесные игры. Эти игры хороши тем, что не требуют никакого оборудования. Рассказывая содержание игры просто нужно вычленить одно-два важных правила, показывая игровые действия. Наиболее интересными для детей являются такие игры как: «Кто летает, бегает, прыгает?», «В воздухе и на земле», «Нужно – не нужно», «Корзина с фруктами», «Скажи последним» и другие. Эти игры способствуют развитию целенаправленного внимания, умению вовремя реагировать на слуховой сигнал.
Развивать внимание нужно не только в повседневной жизни, но и в процессе НОД. Научив детей слушать, смотреть и запоминать, воспитатель тем самым помогает дошкольникам подготовить себя к обучению в школе. В процессе НОД педагогу могут помочь различные игровые упражнения, которые помогают различать предметы и явления по качествам и их свойствам, развивать наблюдательность. Наиболее, лучшими, для детей старшего возраста, для развития целенаправленного внимания, служат упражнения входящие в состав НОД: «Найди по листику дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же цветок», «Разложи овощи по цвету (форме)» и другие.
Обширную группу экологических игр составляют также и подвижные игры. Эти игры связаны с подражанием повадкам животных, их образом жизни. Дети, подражая действиям, имитируя звуки, глубже осваивают знания, а получаемая в игре радость, способствует углублению у детей интереса к природе. Внимание, развивающееся в подвижных играх, влияет на собранность детей, учит их выполнять словесные указания взрослого. Список этих игр обширен: одни выделяются по степени сложности, другие по развитию отдельных видов движений, но их всех объединяет одно – умение действовать по сигналу, что является наиболее благоприятным для развития внимания. Для старшего дошкольного возраста наиболее популярны такие игры как: «Обезьянки», «Перелетные птицы», «Двигайся как животное», «Летал-летал воробей», «Земля, воздух, огонь» и прочие. Эти игры являются уже более усложненными, включают в себя несколько действий и знания об окружающем мире.
Для развития произвольного устойчивого внимания и подготовке детей к обучению в школе необходима и индивидуальная работа. Она может выражаться в индивидуальных игровых заданиях, дающих педагогу возможность определить степень развития внимания у того или иного ребенка. Одним из важных условий является установление эмоционального контакта между педагогом и ребенком. Работу с ребенком следует начинать с игры, постепенно включая его в требуемые методикой задания. Индивидуальные игровые задания могут выражаться в определенной постановке цели, которую необходимо объяснить малышу. Для старших детей индивидуальные задания для развития целенаправленного произвольного внимания могут быть следующими: «Найди двух одинаковых животных», «Найди животных, которые спрятались в лесу», «Помоги зайчику добраться к морковке», «Узнай, кого на полянке больше (жуков или бабочек)» и т. д.
Таким образом, можно сделать вывод, что экологические игры являются одним из наиболее благоприятных источников для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста и помогают не только как можно ближе узнать окружающий мир, но и способствуют развитию важнейших психологических процессов, таких как восприятие, память, мышление, воображение.