Лариса Анатольевна Кондрашева
Роль физкультуры в развитии креативности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль физкультуры в развитии креативности дошкольников
Успех в жизни в значительной мере зависит от умения человека нестандартно мыслить, находить оригинальные пути разрешения проблем и конфликтов, видеть несколько возможных решений и прогнозировать их последствия.
Поэтому, если мы хотим воспитать успешную, счастливую, конкурентоспособную личность, следует с детства развивать ее креативные способности.
Публикация «Роль физкультуры в развитии креативности дошкольников» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Основой полноценного гармоничного развития личности ребенка является его физическое воспитание и общее оздоровление. Специально организованная физкультурно – оздоровительная работа в дошкольном учреждении и семье в определенной мере могут способствовать формированию и развитию творческой личности при условии создания креативности развивающей среды (как в ДОУ, и к и в семье).
Прежде всего, необходимо обеспечить позитивный микроклимат для свободы малыша и познания им своего «Я», содействовать реализации его личностного потенциала, побуждать к творческой импровизации, формировать любознательность, рефлективность, адекватную самооценку.
Этой цели достигают при взаимодействии взрослого с ребенком: проведение психогимнастики, эмоциональных упражнений; игр для развития воображения, фантазии и тому подобное.
Развивающий потенциал подвижных игр:
• дают возможность ребенку упражняться в разных видах деятельности – двигательной, игровой, речевой, театрализованной и т. п. ;
• обеспечивают организацию исследовательского поиска;
• побуждают дошкольников к речевому творчеству,
• способствуют активизации и развитию логического, образного, абстрактного и креативного мышления.
В то же время подвижные игры дают развивающе – воспитательный эффект только при условии правильного подбора задач согласно возраста детей, уровня их двигательной подготовленности и трудоспособности, времени года, режимного момента (речь идет о ДОУ, соблюдение оптимальных нагрузок.
Условия проведения игровой гимнастики в ДОУ
Игровая гимнастика может проводиться на воздухе (на участке детского сада, на спортивной площадке) или в хорошо проветриваемом помещении (физкультурном, музыкальном залах, групповых комнатах). Необходимо соблюдать гигиенические требования к одежде, обуви, месту проведения, оборудованию. Для ритмического сопровождения используются бубен, счет, хлопки, звукозапись, музыкальное сопровождение (пианино, баян, аккордеон). Так как гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей, велико также ее организационное значение. Не должно быть гимнастики по принуждению. Как правило, игровая гимнастика позволяет не принуждать ребенка, а заинтересовать. Вот несколько советов по проведению утренней игровой гимнастики с детьми: 1. Никакой заорганизованности, строгих правил и требований дисциплины. Следует обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений. 2. Помнить, что игровая гимнастика – это не только и не столько физкультурное мероприятие, сколько специально предусмотренный режимный момент, где сосредоточен целый комплекс воздействий на разнообразное развитие детей (движение, музыка, ритмы, эстетика окружения, пособий, общения, игра).
Фольклор во время физического воспитания
Оживить и разнообразить физкультурные занятия, способствовать творчески – двигательной инициативе детей помогает использование фольклора. Это могут быть малые формы фольклорного творчества или же отдельные сюжетные линии, мотивы, персонажи.
Благодаря тому, что образы – персонажи хорошо известны и понятны, детям лучше удается имитировать их движения, поведение, а педагогу, соответственно, организовать упражнения.
Креативные упражнения для ног
Хождение босиком и разнообразные упражнения для стопы издревле были естественными методами закаливания и оздоровления.
Современные исследователи объясняют это тем, что на стопе находится большое количество нервных окончаний, которые влияют на энергообмен, а тренировки мелкой моторики пальцев ног способствует также развитию соответствующих участков головного мозга.
Для гиперактивных детей, которые нуждаются в большем числе движения, гимнастика для пальцев ног улучшает телесную самоорганизацию.
Познавательный компонент в физической деятельности
Одним из средств оптимизации процесса физического воспитания и развития творческой личности является активизация познавательного компонента физической деятельности ребенка.
Наиболее эффективно это происходит во время прогулок на лоно природы. Управляемые познавательным процессом и приобретенным двигательным опытом, малыши самостоятельно, согласно сезона, выбирают природный материал для выполнения движений.
Познавательный компонент проявляется и во время несложного экспериментирование, в процессе которого малыши приобретают навыки когнитивного и двигательного опыта общения с объектами и явлениями природы.
Особенности проведения гимнастики в игровой форме с детьми дошкольного возраста
Гимнастика — одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры. Это подтверждается в работах З. И. Ермаковой, Н. Н. Ермак, Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, В. Н. Шебеко, В. А. Шишкиной. Для детей дошкольного возраста подбирают такие упражнения, которые оказывают всестороннее воздействие на организм. При этом следует учитывать, что упражнения в игровой гимнастике должны быть простыми и доступными, соответствовать строению и функциям двигательного аппарата детей и не вызывать большой затраты нервной и мышечной энергии (сложные движения детям даются с трудом, вызывая у них отрицательные реакции). Важно, чтобы упражнения в игрогимнастике были разнообразными по видам движений и воздействовали на разные группы крупных мышц (плечевого пояса, спины, живота, ног). Движения для укрепления мелких групп мышц (пальцев, кистей рук) нецелесообразно давать отдельно в связи с их незначительным физиологическим эффектом, поэтому их объединяют с упражнениями для развития больших мышечных групп. Игровую гимнастику можно разнообразить упражнениями с предметами: флажками, мячами, обручами, скакалками, если это вписывается в игровой сюжет. Это помогает правильно и целенаправленно выполнять движения, повышает интерес к гимнастике, улучшает эмоциональный фон. Комплексы игровой гимнастики для детей трех — пяти лет состоят из 4—6 упражнений, для детей шести-семи лет—из 6—8 упражнений. Младшие дошкольники повторяют их 4—6 раз (прыжки — 8—12 раз, а старшие— 8—10 раз (прыжки 18—24 раза). Количество повторений зависит от сложности упражнений и степени их физиологической нагрузки на организм ребенка. Например, приседание дети трех-четырех лет повторяют 4 раза, а упражнения, требующие меньшей затраты мышечных усилий (повороты и наклоны туловища,- 6 раз.
В игровой гимнастике с малышами, часто используются упражнения – имитации («как бабочка крылышками машет», «прыгаем как воробьи», при этом взрослый становится впереди и выполняет все движения вместе с детьми. Каждое упражнение объясняет четко и выразительно. Показывает его свободно, без напряжения, правильно и красиво, так как дети очень точно копируют взрослых. Во время показа используют «зеркальный» способ. При этом взрослый становится лицом к детям, направление его движений определяет направление движений ребенка. Например, ему предлагают наклон в левую сторону, а взрослый наклоняется вправо. Подбирая упражнения для комплексов игровой гимнастики, соблюдают определенную последовательность: вначале выполняют упражнения, которые требуют от ребенка меньшей затраты усилий (для развития мышц плечевого пояса, рук и спины, затем с большей нагрузкой (для укрепления мышц ног и туловища — сгибание ног, наклоны и повороты туловища). Далее дают упражнения для укрепления мышц туловища и последними — для мышц ног (приседания или прыжки). Заканчивают гимнастику кратковременным бегом в среднем темпе, который сменяется медленной ходьбой. Дыхательные упражнения способствуют более быстрому приведению организма ребенка в спокойное состояние. Комплексы игровой гимнастики можно менять через две недели, чтобы поддерживать интерес детей. Если дети выполняют упражнение четко и интерес к нему уменьшается, его можно заменить более сложным, но тоже игровым. Игровую гимнастику можно выполнять под музыкальное сопровождение, если это не противоречит сюжету игры. Музыка способствует более четкому и выразительному выполнению упражнений, обусловливает их темп, вызывает жизнерадостное и бодрое настроение.
Если игровые упражнения сопровождаются речевкой, стихотворением, рифмовкой, нужно, чтобы ритм стиха соответствовал ритму движения, это помогает поддерживать определенный темп выполнения, интерес к движениям. Игровую гимнастику полезно проводить на свежем воздухе. Если она проводится в помещении, то во время выполнения движений необходимо обеспечить доступ свежего воздуха — это способствует лучшему снабжению организма кислородом. Одежда детей должна быть из натуральных, легких, гигроскопичных материалов, на ногах — удобная обувь или носки. Можно заниматься и босиком. При подборе упражнений особое внимание необходимо уделять их доступности для ребенка и разнообразию. До и после зарядки, 2-3 раза в неделю, подсчитывайте пульс ребенка, если после занятий он не превышает 100-110 ударов в минуту, то все в порядке. Таким образом, грамотно построенная утренняя гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние.
Процесс обучения
Целостный процесс обучения можно условно разделить на три этапа: начальный этап — обучению упражнению (отдельному движению);
• этап углубленного разучивания упражнения;
• этап закрепления и совершенствования упражнения.
• Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, сопровождая игровой мотивацией («воробьи ищут зернышки, поворачивают головку влево, вправо») Дети пытаются воссоздать увиденное, опробывают упражнение.
При обучении несложным упражнениям (например, основные движения руками, ногами, головой, туловищем, простейшие прыжки и др.) начальный этап обучения может закончиться уже на первых попытках. При обучении сложным движениям (например, разнонаправленные движения руками, ногами, головой) педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления об упражнении. Можно сначала изолированно разучить упражнение, а потом включить его в игровую гимнастику. Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например: изучить сначала движение только ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе и только после этого продолжить дальнейшее обучение упражнению. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.
Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения упражнения. Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Задача педагога на этом этапе состоит не только в закреплении двигательного навыка у детей, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с другими упражнениями. Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным лишь только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными упражнениями, в различных комбинациях, комплексах.
Самостоятельная двигательная деятельность детей
Кроме организованных мероприятий нужно создавать условия и выделять время для детской двигательной самодеятельности, в которой полнее раскрываются индивидуальность, склонность малышей к творчеству.
Замечено: бесцельная, на первый взгляд, беготня, бессмысленное бросание предметов является на самом деле способом самовыражения ребенка и подготовки к овладению более сложными движениями.
Благодаря самостоятельным занятиям физическими упражнениями обеспечивают активный двигательный режим дошкольников в течение дня, что способствует развитию такого ценного свойства навыков, как вариативность, то есть гибкость в приспособлении к меняющимся условиям.
Созвучность личности ребенка и взрослого в образовательном процессе является предпосылкой эффективного влияния воспитания на развитие малыша.
Взрослый должен побуждать ребенка к творчеству, создавать соответствующие условия для его личностного развития и самовыражения, а главное – творить вместе с ним.
Креативная гимнастика учебно-методический материал по физкультуре по теме
Креативная гимнастика.
Креативная гимнастика предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.
Цель – развитие творческих и созидательных способностей занимающихся.
Задачи:
• развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
• формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
• воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
• развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
Виды игр и упражнений:
Музыкально – творческие игры: «Кто я?», «Море волнуется», «Ай да я!», «Творческая импровизация», «Бег по кругу», «Займи место».
Специальные задания: «Создай образ», «Импровизация под песню», «Художественная галерея», «Выставка картин», «Танцевальный вечер», «Повтори за мной», «Делай как я, делай лучше меня».
Приведенные ниже задания, показывают путь, по которому можно искать и закреплять выразительные приемы создания игрового образа. Взрослый должен внимательно следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении ролей своими друзьями и стремились находить оригинальные движения, мимику.
«Магазин игрушек».
Дети идут по кругу со словами:
Дин-дин, дин-дин,
Открываем магазин!
Заходите, заходите,
Выбирайте, что хотите.
Руководитель (продавец) спрашивает покупателя (ребенка, что он хочет купить. Покупатель отвечает: «куклу». Продавец говорит: «Заходите, заходите, выбирайте что хотите!». В это время все дети изображают кукол. Покупатель выбирает ту куклу, которая ему больше всех понравилась. Кого выбрали, тот становится покупателем, и прежний продавец встает в круг. Игра продолжается.
«Создай образ».
При проведении игры педагог может предложить одно или несколько заданий:
• пройти по камешкам через ручей в качестве любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору;
• в качестве любого персонажа подкрадываться к спящему зверю (зайцу, волку, медведю);
• ловить бабочку или муху, перевоплотившись в любого персонажа;
• изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по – разному.
Выставка картин.
Из играющих выделяются четверо: директор выставки и трое посетителей. Остальные произвольно расходятся по залу (площадке, объединяются в группы по два, по три, по четыре человека, задумывают изображение каких либо сказочных героев из мультфильмов и сказок («Репка», «Красная шапочка», «Колобок», «Ну погоди» и т. д.). Спустя одну – две минуты «директор» отдает распоряжение: «Готовьте выставку!» Играющие располагаются вдоль стен (границ площадки) и занимают соответствующие места для изображения картин. По сигналу «директора» (например, три хлопка в ладоши) начинается осмотр «картин». Через 30-40 секунд, директор подает второй условный сигнал, все произносят «Выставка закрыта»! изображения картин прекращается, а посетители после краткого обсуждения называют две – три картины, которые им понравились больше других.
Лучшие картины демонстрируются еще раз, их смотрят все играющие. После этого игра повторяется, но директором и посетителями назначаются другие дети.
«Ай, да я»!
Дети стоят в кругу. Водящий в центре круга демонстрирует танцевальные движения под музыку. Все дети хлопают. С окончанием музыки водящий говорит: «Ай, да я!» и, указывая на любого, спрашивает: «А ты?» Следующим водящим становится тот, на кого указал предыдущий водящий.
«Займи место»
Все играющие сидят на стульях по кругу спиной к центру. У водящего стула нет. Среди участников, по желанию, распределяются четыре мелодии: вальс, полька, мазурка и полонез. Звучит одна из выбранных мелодий. Водящая должна двигаться по кругу, воспроизводя мелодию движениями. Следом за ней движутся и выполняют те же движения все, кто выбрал эту мелодию. Мелодия меняется, водящая начинает импровизировать её движениями, и к ней присоединяются те, кто выбрал вторую мелодию, а первые быстро садятся на стулья. Мелодии меняются, а группы поочередно выходят за водящим. Но вот зазвучал марш, под него должны идти все играющие. Вдруг музыка замолкает. Все играющие бегут и занимают стулья. Оставшийся без места становится водящим.