Лучший педагог года

Роль физкультурных минуток в снижении утомляемости у детей дошкольного возраста (1 часть)

Людмила ПрокопецДемьяненко
Роль физкультурных минуток в снижении утомляемости у детей дошкольного возраста (1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы

Роль физкультурных минуток в снижении утомляемости у детей дошкольного возраста (1 часть

2 часть

Роль физкультурных минуток в снижении утомляемости у детей дошкольного возраста (1часть). (Демьяненко Л. И.)

Публикация «Роль физкультурных минуток в снижении утомляемости у детей дошкольного возраста (1 часть)» размещена в разделах

У нынешних дошкольников в большинстве случаев наблюдаются невротические состо-яния. Они проявляются в эмоциональных срывах, неустойчивости внимания, поведения, агрессивности или же вялости, апатичности. Эти дети быстро утомляются и начинают отвлекаться на занятиях, невнимательно слушают, разговаривают.

Физкультурные минутки способствуют снятию психического (интеллектуального и эмоционального) перенапряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой, повышению работоспособности.

Физкультминутка не является обязательным режимным моментом, как утренняя гим-настика, но опыт показал, что введение её в режим дня детей дает положительные резуль-таты.

Физминутка – кратковременное (в течении 1-3мин) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребенка, повышает его работоспособность.

Назначение физминуток состоит в том, чтобы обеспечить активный отдых, умственную работоспособность детей на занятиях. Физминутки проводятся на занятиях с различным содержанием. На занятиях рисованием и лепкой у детей устают мышцы кисти, пальцев, спины. На занятиях, требующих статистического положения тела, умственного напряжения, у детей устают мышцы спины, нарушается кровообращение в области таза и нижних конечностей, утомляется нервная система. В результате у детей снижается внимание, способность к восприятию учебного материала, ухудшается настроение, возникает чувство усталости, дети становятся беспокойными, рассеянными.

С целью предупреждения и снятия усталости и повышения продуктивности умствен-ной деятельности на занятиях математике, развитию речи учебный материал сочетается с движениями.

Движение – ведущая функция всего живого. Его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребенка. Известный физиолог И. А. Аршавский отмечал важную роль движений уже в эм-бриональном периоде развития ребенка. После рождения младенец около 50% времени бодрствования должен проводить в движении. При ограничении двигательной активности наблюдается резкое замедление психического и физического развития детей. Положительное влияние двигательной активности на растущий организм проявляется в улучшении работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, увеличении массы головного мозга и его функциональном состоянии. Нейрофизиолог М. М. Кольцова, исследовавшая взаимосвязь между степенью развития тонкой моторики кистей рук и уровнем развития речи у детей, высказала мысль о том, что „есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга“. С одной стороны, уровень сформированности тонкой моторики кисти определяет развитие речи и мышления ребенка, с другой стороны, использование в воспитании физических упражнений для кистей рук позволяет стимулировать развитие речи, письма, мышления ребенка.

Движения – необходимая составная часть любого вида деятельности ребенка и его естественная биологическая потребность, которая получила название кинезиофилии. Не-достаток двигательной активности может нанести вред здоровью ребенка. Учебная работа для ребенка – труд, который осуществляется на фоне длительного статистического напряжения, связанного с поддержанием позы и сопряженного со значительными зри-тельными нагрузками. Кроме того, необходимо помнить о продолжающихся в детском организме процессах роста и развития, которые обуславливают высокую реактивность детей на различные воздействия, в том числе на учебную деятельность.

Состояние здоровья детей в начале обучения имеет тенденцию к ухудшению: увеличи-вается число детей с сутулой формой спины, с функциональным нарушением осанки, ско-лиозами I и II степени. К моменту поступления в школу 40-60% детей имеют различные функциональные отклонения: со стороны органов зрения – 10%, избыточная масса тела – 8-16%, нарушение осанки наблюдается у каждого второго ребенка. По мере увеличения ученического стажа растет количество функциональных отклонений, особенно со стороны опорно-двигательного аппарата и зрения.

Двигательная нагрузка – в значительной степени управляемый фактор внешней среды, влияние которого можно направить на оздоровление и функциональное совершенствова-ние систем детского организма. Поэтому необходимо удовлетворить естественную по-требность организма в движении и обеспечить оптимальную двигательную активность детей в детском саду и дома.

Двигательная активность, являясь необходимым условием развития и жизнедеятельно-сти организма, оказывает оздоровительное влияние только в определенном диапазоне. Д. А. неравномерно распределяется не только в течение дня, но и в течение недели и в раз-ное время года. Отмечается некоторое снижение суточной двигательной активности в четверг и пятницу, и последующее увеличение в воскресенье. Такое изменение суточной д. а. обусловлено социально. Зимой д. а. снижается на 30% по сравнению с осенью и весной. Недостаток движений в это время года необходимо компенсировать организованными формами двигательных занятий. У детей наибольшая д. а. наблюдается летом. Такое изменение имеет биологическую основу. Д. А. по эффективности воздействия на организм зависит от его силы и длительности.

На занятия физического воспитания в среднем приходится 16,6 – 37,5% общей суточ-ной д. а. ребенка, а на динамические упражнения в течение дня (гимнастику, физкультур-ные минутки, подвижные игры на воздухе) – 44,6%.

Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физминуток на занятиях снимают застойные явления, вызываемые продолжитель-ным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха.

Упражнения, входящие в физминутку, улучшают осанку детей, усиливают обмен ве-ществ в организме, повышают внимание. В процессе выполнения физических упражнений улучшается кровообращение, возбуждаются участки коры головного мозга, которые не участвовали в предыдущей деятельности, и затормаживаются те, которые работали. В связи с этим снижается утомление мышц, нервной системы и у детей возникают положительные эмоции, повышается настроение. Они с большим интересом продолжают занятия. Но не все занятия требуют введения физминутки. Нужно учитывать, что иногда при большой заинтересованности детей занятием, особенно когда используются пособия, физминутка может и помешать успешному проведению занятия. Следовательно, физминутки не должны рассматриваться как обязательные ежедневные мероприятия в режиме дня старших групп.

Наиболее благоприятным временем для проведения физминутки следует считать вто-рую половину занятия, когда воспитатель замечает утомление детей. Уловить этот момент часто бывает трудно, но при хорошем знании коллектива детей и умении наблюдать за ними это вполне доступно.

Взрослые, понимающие детей и с интересом познающие мир ребенка, могут сделать полноценным его развитие и обеспечить благоприятные условия жизни в детском сооб-ществе. Известно, что люди, работающие с детьми, смотрят на них по-разному: некоторые любят их общество, а других возмущает неуправляемость, у кого-то есть любимчики, кто-то предпочитают заниматься с одним, а играть с другими. Но по-настоящему понять для себя мир ребенка может только тот, кому дети интересны и кто их знает.

Публикации по теме:

Консультация «Роль театра в воспитании детей дошкольного возраста»Консультация «Роль театра в воспитании детей дошкольного возраста» «Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге" (Вольтер) Роль театра в воспитании детей дошкольного возраста О театре как.

Роль театральной деятельности в развитии детей дошкольного возраста “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Роль подвижных игр в жизни детей младшего дошкольного возраста Уважаемые воспитатели! Игра - самая любимая и естественная деятельность ребенка младшего возраста. И конечно физическое воспитание в нашем.

Роль и значение компьютера для детей дошкольного возраста Значение компьютера в развитии ребенка дошкольного возраста. Мы живем в век научно- технической революции, которая расширила понятие «грамотность»:.

Родительское собрание «Роль игр в развитии детей дошкольного возраста» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста Задачи: 1. Формировать.

Роль детского конструирования в развитии детей дошкольного возраста Ребенок много играет. Ведь игра – это основной способ восприятия информации, окружающей реальности, моделей поведения. Конструкторы детские.

Роль игры в жизни детей дошкольного возраста Роль игры в жизни детей дошкольного возраста Всем известно, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Недаром.

Роль пальчиковых игр в обучении английскому языку детей дошкольного возраста Роль пальчиковых игр в обучении английскому языку детей дошкольного возраста Игра является ведущим видом деятельности в данном возрасте,.

Роль семьи в нравственном поведении и развитии детей дошкольного возраста Воспитание это важнейшая функция общества. Это приспособление человека к условиям существования. Основная цель воспитания это формирование.

Сходства и различия физкультурных минуток и физкультурных пауз Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, который отличается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль физкультурных минуток в снижении утомляемости у детей дошкольного возраста (1 часть)
Опубликовано: 7 декабря 2015 в 21:10
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль физкультурных минуток в снижении утомляемости у детей дошкольного возраста (1 часть)» (включая файлы) размещена пользователем Людмила ПрокопецДемьяненко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД