Ольга Агафонова
Роль духовно-нравственного воспитания детей в формировании ценностного отношения к окружающей действительности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Духовно - нравственное патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре.
Публикация «Роль духовно-нравственного воспитания детей в формировании ценностного отношения к окружающей действительности» размещена в разделах
Цель: духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях и культуры.
В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная патриотическая культура дошкольников складывается из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам, адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.
Духовно-нравственное патриотическое воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Результаты воспитания духовности, нравственности, целомудрия укореняются в ребенке при одном, среди прочих, условий – реализации комплексного подхода к воспитанию.
Духовно-нравственное патриотическое воспитание дошкольников включает в себя целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- расширение представлений о городах героях, о столице нашей Родины, о нашей малой Родине;
- развитие интереса к народным традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Актуальность этих задач отражена в ФГОС дошкольного образования. Одним из основополагающих принципов в нем отмечена необходимость «приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс, на основе духовно-нравственных патриотических и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества».
Для полноценного духовно - нравственного патриотического воспитания дошкольников в детском саду используются основные принципы работы с учетом возрастного мировосприятия детей :
• принцип личностно-ориентированного взаимодействия - принятие и поддержка индивидуальности, интересов, потребностей ребёнка, развитие творческих способностей;
• принцип тематического планирования материала - это выбор годовой задачи, разработка перспективного плана, его реализация в тетечении года через разные виды деятельности ;
• принцип наглядности - это компонент обучения ребенка, который может помочь ему качественно усвоить изученные материал;
• принцип последовательности предусматривает осуществление процесса обучения в определенном последовательном порядке (от простого к сложному);
• принцип занимательности необходим для вовлечения детей в целенаправную деятельность, формирования желания выполнять предъявляемые требования и стремление достижению конечного результата;
• принцип деятельности - это активность, связанная с определенными преобразованиями в социальной и предметной обстановке, которая окружает ребенка.
• принцип патриотической направленности - это приведение содержания патриотического воспитания дошкольников в соответствии с современными потребностями общества
• принцип сотрудничества детского сада и семьи - это открытость детского сада для семьи, сотрудничество педагогов и родителей в воспитании ребенка.
Таким образом, ФГОС ДО дает возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного патриотического воспитания дошкольников.
Постепенно ребенок понимает, что он - частица большого коллектива - детского сада, класса, школы, а зачем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитание гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.