Ольга Владимировна Засешвили
Роль дополнительного образования на формирование личности обучающихся
▼ Скачать
Доклад на тему:
«Роль дополнительного образования на формирование личности обучающихся».
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Засешвили Ольга Владимировна
2023 год.
с. Курсавка.
В настоящее время неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования является система дополнительного образования.
Публикация «Роль дополнительного образования на формирование личности обучающихся» размещена в разделах
Какую же роль играет дополнительное образование в формировании личности подростка? Дополнительное образование является «неотъемлемая часть общего образования, В ТОМ ЧИСЛЕ И СРЕДНЕ СПЕЦИАЛЬНОГО, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг, как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в учреждениях СПО».
При этом дополнительное образование нельзя рассматривать лишь как механическую надстройку базового специального образования, призванную усилить его компенсаторные и адаптационные функции с учетом социально-экономических и учебно-технологических потребностей. Система дополнительного образования является важным условием для развития личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.
Дополнительное образование обучающихся как педагогическое явление обладает целым рядом преимуществ по сравнению с основным.
1. Быстрое реагирование на изменение спроса в образовательных услугах, удовлетворение потребностей общества, родителей самих подростков.
2. Гибкий (творческий) подход к формированию содержания образования. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» дополнительное образование детей не является действующим в рамках стандартов, оно разнонаправлено и определятся лишь интересами ребенка, его потребностями.
3. Глубокая реализация уровневой и профильной дифференциации содержания образования.
4. Глубокая реализация индивидуального подхода в обучении. В группах 10 – 12 учащихся – это позволяет персонифицировать темпы и объемы усвоения программ дополнительного образования.
5. Глубокая реализация деятельностного подхода в обучении. Основное содержание дополнительного образования детей – практико-ориентированное: подросток действует в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д. Целью обучения при таком подходе является не вооружение детей конкретными знаниями, не их накопление, а формирование умения использовать эти знания.
6. Возможность организации психологического сопровождения в развитии личности подростка. Психологическая помощь ребенку в процессе социализации обеспечивает гармонизацию отношений человека и общества.
7. Возможность допрофессиональной и профессиональной подготовки детей. По данным специалистов, более 60% детей не имеют ярко выраженных склонностей, интересов к профессиональной деятельности. Только раскрыв свои потенциальные способности и попробовав реализовать их еще в школьные и студенческие годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.
8. Возможность обучения, допрофессиональной и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями, и так же их социализации.
9. Возможность свободного выбора подростком видов и сфер деятельности. Получение такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
10. Возможность развития дистанционной формы обучения.
11. Современная техническая база учреждения дополнительного образования детей.
Анализ исследований учёных Л. М. Андрюхиной, А. Г. Асмолова, О. Е. Лебедева и других учёных позволяет определить принципы построения образовательного процесса, в общем и целом - образования детей :
- принцип гуманизма – утверждение ценности общекультурного человеческого достоинства, внимания к историческим ценностям, их значимости для развития искусства, науки, культуры;
- принцип детоцентризма – приоритетность интересов ребенка, превращение его в равноправный субъект образовательного процесса;
- принцип демократизма – право каждого ребенка на выбор своей траектории развития;
- принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности воспитанника, единство человека и социокультурной среды, адаптацию детей к современным условиям жизни общества;
- принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
- принцип дифференциации и индивидуализации образования – выявление и развитие склонностей, способностей в различных направлениях деятельности, обеспечение развития подростков в соответствии с их индивидуальными возможностями и интересами;
- принцип творчества – развитие творческих способностей детей; · принцип системности – преемственность знаний;
- принцип сотрудничества – признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
- А самый главный принцип в нашей с вами совместной работе – не навредить!
Если мы будем использовать эти принципы, то добьёмся отличных результатов в обучении высококлассных специалистов и профессионалов.
Дополнительное образование обучающихся разнонаправлено и вариативно.
К числу наиболее перспективных направлений дополнительного образования детей относятся следующие: научно-техническое, естественнонаучное, эколого-биологическое, социально-педагогическое, культурологическое, художественно-эстетическое, военно-патриотическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое.
Дополнительное образование – это условие для личностного роста ребенка в условиях непрерывного образования, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности. Пример: - в ходе своей работы с обучающимися нашего колледжа, я замечаю, что одни ребята выступают на сцене, как ведущие на празднике, другие как участники в конкурсах. В общем и целом ребята сталкиваются с новыми ситуациями в своей жизни, испытывают новые чувства, эмоции. Некоторые высказываются, что им было страшно выйти на сцену, проявить себя в том или ином качестве. И они находили в себе силы, сказав себе: «Да! Я сделал это!», уходили из зала с чувством удовлетворённости. И это самая хорошая награда за мой труд.
Я считаю, что внеурочная работа, культивирует в наших студентах такие качества, как креативность, находчивость, и наконец - смелость, которые они должны приложить к своему диплому, по окончании обучения в наших стенах, как золотую медаль!
Например – у шеф-повара сложилась не стандартная ситуация в банкетном зале, он должен без страха выйти в зал и уладить эту ситуацию, как можно быстрее и безболезненно для гостей банкета и соответственно для своих сотрудников. Таким образом, карьера наших выпускников будет иметь определённый успех! А мы как образовательное учреждение, будем давать оценку качеству своей работы, понимая, что из нашего образовательного учреждения выходят высококлассные специалисты!
В подтверждение этого приведу высказывание кандидата педагогических наук Валентины Александровны Березиной, которая отмечает: «…отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, …и другой образовательной деятельности».
Занятия в кружках и секциях, представляет собой «особое образовательное пространство, где осуществляется специальная образовательная деятельность по развитию индивида, расширяются возможности его практического опыта. Оно является пространством творческого освоения новой информации, формирования жизненных умений и способностей, на которые основной процесс обучения не ориентирован».
Воспитательные возможности театральной деятельности широки.
Участвуя в ней, обучающиеся знакомятся с окружающим миром во всём его
многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы,
заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театрализованная деятельность позволит студенту решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.
Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость ( приходят иногда ребята и говорят: «Я хочу избавиться от застенчивости, я буду учувствовать в мероприятиях»).
Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать
студента.
Занимаясь театральной деятельностью, обучающиеся добиваются результатов в развитии выразительной стороны речи. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь подростка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Все мы знаем, что с развитием технического прогресса, человеческая речь утрачивает свою ценность.
Зачем например напрягаться, если можно написать товарищу в соц-сетях?
Театр учит видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление
самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Ребята упражняются и развивают
интонацию речи, мимику, жесты, походку. Нам не обязательно сделать из наших студентов Галкина или Пугачеву, или ещё одного великого Станиславского - работая над собой – подросток находит своё «Я», а это главное в воспитании в целом.
Таким образом, современное дополнительное образование – это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому. Система дополнительного образования обучающихся, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в информационном обществе.
Таким образом – главной задачей нашего учебного учреждения слепить, как из пластилина, а возраст наших студентов ещё позволяет это делать, гармонично развитую личность.
Список использованной литературы
1. Закон РФ «О дополнительном образовании» // https://www.ubo.ru/normative/1
2. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования : учеб. пособие. – М. : Диалог культур, 2007. – 512 с.
3. Щетинская А. И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях: науч. -метод. пособие. – Оренбург: ОЦДЮТ, 1997. – 100 с.